Олеся Загреба
Разнообразие форм организации учебного процесса и условия их применения
▼ Скачать + Заказать документы
Разнообразие форм организации учебного процесса и условия их применения.
В рамках различных организационных форм,преподаватель обеспечивает активную деятельность обучающихся используя фронтальную (коллективную, групповую, индивидуальную формы обучения.
Фронтальная форма организации учебного процесса предусматривает совместную деятельность класса для реализации учебных задач. Ученики под руководством учителя одновременно выполняют общую для всех работу, обсуждают, сравнивают и оценивают ее результаты. Это способствует формированию доверительных отношений между педагогом и учащимся, устойчивых познавательных интересов. Фронтальная форма может быть реализована в процессе проблемного или объяснительно-иллюстративного изложения материала, выполнения репродуктивных или творческих заданий. При этом творческое задание может быть расчленено на ряд относительно простых заданий шкалящего типа, что позволит привлечь всех учащихся к активной работе. Педагогу это дает возможность соотносить сложность заданий с реальными учебными возможностями каждого ученика, учитывать индивидуальные возможности школьников, создавать на занятии атмосферу дружественных отношений между педагогом и учащимися, вызывать у них чувство сопричастности общим достижениям класса. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а не нацеливаться на абстрактного идеального ученика.
Публикация «Разнообразие форм организации учебного процесса и условия их применения» размещена в разделах
Наиболее распространенные формы : фронтальная беседа (ответы на вопросы, рассказ и лекция.
Групповая форма организации учебного процесса предусматривает разделение их на группы для решения одинаковых или разных задач. При разделения на группы следует учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, его учебные возможности для выполнения задачи. Количество учащихся в группах должна составлять 3-6 человек. Результаты совместной работы в группах, стимулирование познавательной деятельности детей всегда значительно выше по сравнению с выполнением этой задачи каждым учеником самостоятельно. Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников.
Групповая форма работы наиболее целесообразна при проведении практических и лабораторных работ по естественным дисциплинам, формирование навыков устной речи на уроках родного и иностранного языков, уроков трудового обучения. Однако при организации групповой работы могут возникнуть определенные трудности: сильные ученики иногда тормозят инициативу и самостоятельность слабых, отдельные группы не мо гут эффективно работать без тщательной и постоянной помощи со стороны учителя, работа в группах во время урока иногда нарушает ритм и четкую организацию занятий.
Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, постоянной поддержке педагога, его оперативной помощи. Успех групповой работы учащихся зависит, прежде всего, от мастерства педагога, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали его забот, заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением педагог обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.
Индивидуальная форма организации учебного процесса предполагает постановку перед каждым учеником специально подобранного в соответствии с уровнем его подготовки и учебных возможностей задачи для самостоятельного решения. Такие задания направлены на работу с учебником, учебной и методической литературой, источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии, карты, на решение задач, примеров, организацию наблюдений и экспериментов, написание эссе, сочинений, рефератов, докладов. Индивидуальную работу часто используют в процессе программированного обучения.
В дидактической литературе различают индивидуальную и индивидуализированную форм и организации обучения. Индивидуальная характеризуется тем, что ученик выполняет общее для всего класса задачи, не контактируя с другими учениками, но в едином для всех темпе. Индивидуализированная форма направлена на самостоятельное выполнение специфических задач с учетом индивидуального темпа учебно-познавательной деятельности каждого ученика. Важными функциями учителя является стимулирование познавательной деятельности, постоянный контроль за выполнением заданий, своевременная помощь в преодолении учебных затруднений. Индивидуальную работу можно организовать на всех этапах урока: во время усвоения новых знаний, их закрепления, формирования умений и навыков, обобщения и повторения учебного материала, контроля знаний. Но несмотря на значительные преимущества индивидуальных форм работы их недостатком является ограничение общения между учащимися, взаимопомощи в обучении.
Все организационные формы обучения тесно взаимосвязаны: одни направлены на успешное усвоение учениками знаний (урок, экскурсия, другие обеспечивают творческое применение этих знаний на практике (практикумы, лабораторные и практические работы, производственная практика).
Выбор форм организации обучения зависит от основных задач образования и воспитания, особенностей содержания предмета, конкретных целей занятия, учебных возможностей учащихся, способов руководства учителем познавательной деятельности учащихся.