Мария Серегина
Конспект занятия «Разнообразие живых организмов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать представление детям о связи внешнего вида и свойств живых организмов (животных, птиц, рыб) в зависимости от среды их оби-тания.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о жизни животных в разных средах обитания, как от этого зависит их внешний вид и способности, способы защиты и охоты, чем они питаются.
Развивающие: развивать речь и фонематический слух у детей, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия, умение отвечать на вопросы воспитателя.
Публикация «Конспект занятия „Разнообразие живых организмов“» размещена в разделах
Воспитательные: воспитывать интерес к животным, заботливое отношение к ним, прививать любовь к животным, воспитывать умение работать в группе.
Словарная работа: живой организм, среда обитания.
Ход занятия
Воспитатель: «Ребята, начинаем наше занятие. Тема занятия звучит так : «Разнообразие живых организмов».
Ребята, на нашей планете живут множество живых организмов. Это -животные, рыбы, птицы, насекомые, растения. Часть природы, в которой обитает то или иное животное или растение, называют его средой обитания. Кто из вас догадается, какие среды обитания существуют на нашей планете?
Дети: «Вода». «Земля». «Воздух».
Воспитатель: «Молодцы, ребята. Из названных вами, принято выделять несколько сред обитания: водная, наземно-воздушная и почвенная. Каждая из этих сред обитания имеет особые условия, создающие возможности для жизни организмов. Различными условиями сред жизни порождается многообразие форм живых организмов.
Организационно – поисковый этап :
Воспитатель обращает внимание детей на карточки с изображением животных и растений.
Воспитатель: «Ребята, выберите карточки, на которых изображены животные, способные летать. Как вы думаете, какие их признаки говорят об этой способности?».
Дети выбирают карточки с изображением птиц.
Дети: «Летают птицы, потому что у них есть крылья».
Воспитатель: «Правильно, ребята».
Воспитатель обращает внимание детей на то, что птиц от всех других существ отличает способность летать. К полету приспособлено все тело птицы. Передние конечности птиц превращены в крылья. Так что птицы стали двуногими.
Воспитатель обращает внимание, что летать могут и некоторые животные, например, летучие мыши. Однако, оперенное крыло птицы намного более приспособлено к полету, чем летательная перепонка летучих мышей (воспитатель показывает разницу между крылом птицы и крылом летучей мыши).
Поврежденное оперение крыла быстро восстанавливается. Удлинение крыла достигается за счет удлинения перьев, а не костей. Длинные тонкие кости летающих позвоночных могут легко ломаться.
Воспитатель: «Поэтому ребята с крылом птицы надо обращаться очень бережно! Если вы найдете птенца или раненую птицу, будьте осторожны, не берите ее за крылья, чтобы не сломать, а позовите взрослых».
Воспитатель обращает внимание детей, что птицы летают по-разному : кто-то высоко и далеко, а кто-то совсем низко и мало. Он предлагает загадки:
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает,
Голосисто поет. (Петух)
Воспитатель: «Кто это?».
Дети: «Петушок».
Воспитатель: «Правильно, ребята! Петушок почти не летает, а ходит важно по двору, гоняет курочек, следит за порядком. А это что за птица?».
Вот пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
«Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замерз немножко!» (Воробей)
Воспитатель: «Правильно, ребята! Это всем нам знакомый воробей. Чик-чирик. А это что за птица?».
В небе, синем и высоком
Вьется птица, но не сокол.
Разбежались мышки: «Ах! Что за крылья, вот размах!
Взгляд у птицы очень зоркий,
Лучше спрячемся мы в норки!» (Орел)
Дети: «Орел».
Воспитатель: «Вот молодцы! Орел – птица очень красивая, сильная. Летает очень высоко и зорко видит даже маленьких мышек. У него не забалуешь!».
Воспитатель обращает внимание детей, что орел – хищная птица и питается животными, рыбами или другими птицами, а петух и воробей – не хищные птицы и питаются зернышками растений, насекомыми и червячками. Он обращает внимание ребят на окраску этих птиц, спрашивает ребят, как они думают, почему она такая, а потом поясняет почему она такая.
Воспитатель: «Ребята, а теперь выберите карточки, на которых изображены животные, способные жить в воде. Как вы думаете, какие их признаки говорят об этой способности?».
Дети выбирают карточки с изображением рыб, китов.
Дети: «Живут в воде рыбы, потому что у них есть плавники».
Воспитатель: «Правильно, ребята, но есть еще животные, обитающие в воде».
Воспитатель обращает внимание детей на то, что живут в воде не только рыбы, но и раки, лягушки, разные жуки, киты. Особенность рыб – наличие жабр для дыхания. А плавать умеют тюлени, моржи, белые медведи. Воспитатель поясняет, почему это возможно и загадывает несколько загадок.
Воспитатель: «Ребята, оказывается жить в воде могут не только рыбы, но и другие животные. Например, это животное очень хорошо плавает, а живет на земле. Кто это?»
Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)
Дети: «Белый медведь!».
Воспитатель: «Молодцы, ребята! А вот это животное мы знаем как очень неповоротливое на суше. Но стоит ему забраться в воду и равных ему нет! Кто это?»
Он на суше загорает,
Толстый неуклюжка.
А в воде живет, ныряет
Легкий, как лягушка.
На коротких ножках вот,
Держит он большой живот.
Вы, наверно угадали,
Кто же это? (Бегемот)
Воспитатель обращает внимание детей, что некоторые рыбы (форель) могут жить только в богатой кислородом воде, а карась выдерживает недостаток кислорода. Зимой, когда многие водоемы скованы льдом, может наступить замор рыб, т. е. массовая гибель их от удушья. Чтобы кислород поступал в воду, во льду прорубают лунки. В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В океанах и морях на глубине 200 метров – царство сумерек, а еще ниже – вечная тьма. Соответственно, водные растения встречаются лишь там, где достаточно света. Глубже могут жить только животные. Глубоководные животные питаются падающими из верхних слоев мертвыми останками различных морских обитателей.
Особенность многих морских животных – это приспособление для плавания. У рыб, дельфинов и китов – это плавники. У тюленей и моржей – ласты. У бобров, выдр, водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами. У жука плавунца есть плавательные ножки, похожие на весла.
Воспитатель поясняет зачем животным нужны эти приспособления.
Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».
Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а дети - Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют.
Полетели Капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (Капельки соединяются в одну цепочку).
Плывут Капельки в большой Реке, путешествуют. Текла - текла Речка и попала в большой-пребольшой Океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в Океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (Появляется Солнышко, танцует.)
Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
Воспитатель: «Ребята, а теперь выберите карточки, на которых изображены животные, способные жить на суше в наземно-воздушной среде».
Дети выбирают карточки с изображением наземных животных.
Воспитатель: «Правильно, ребята».
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в наземно-воздушной среде достаточно кислорода и солнечного света, но часто не хватает влаги. В связи с этим растения и животные засушливых мест обитания имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономичного расходования воды. В наземно-воздушной среде бывают значительные изменения температуры, особенно в районах с холодной зимой. В этих районах в течение года заметно меняется вся жизнь организма. Осенний листопад, отлет перелет птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую - все это приспособление живых существ к сезонным изменениям в природе. Для животных, обитающих в любой среде, важная проблема – это передвижение. В наземно-воздушной среде можно передвигаться по Земле и по воздуху. И животные этим пользуются. Ноги одних приспособлены к бегу: страус, гепард, зебра. Других – к прыжкам: кенгуру, тушканчик.
Воспитатель задает несколько загадок.
В Африке живёт.
Траву жуёт.
Носит матроску
В чёрно - белую полоску. (Зебра)
Дети: «Зебра!».
Воспитатель: «Молодцы, ребята! А кто это?»
Носит Мама деток в сумке
Полюбуйтесь на рисунке.
По зелёному ковру
Скачет мама … (Кенгуру)
Дети: «Кенгуру!».
Воспитатель: «Молодцы, ребята! А отгадаете этого персонажа?»
Он размером маловат,
От рожденья слеповат,
Но изрыл весь огород
В чёрной шубе – это. (Крот)
Дети: «Крот!».
Воспитатель: «Молодцы, ребята!»
Воспитатель обращает внимание детей на животных, живущих в почве, рассказывает об условиях такой жизни.
Итоги занятия. Показать детям карточки с изображением воды, воздуха, суши, спросить детей, какие животные обитают там, какие их способности позволяют им там жить?
Дети называют животных, говорят об их особенностях в той или иной среде обитания.
Понимают: что внешний вид животных, их особенности позволяют им жить, охотится, питаться в своей среде обитания.
Применяют полученные знания в повседневной жизни. Отвечают на вопросы, вступают в беседу.