Получи документы

Разработка и реализация Сипр в условиях сельской школы

Екатерина Шебякина
Разработка и реализация Сипр в условиях сельской школы
▼ Скачать + Заказать документы

Разработка и реализация Сипр в условиях сельской школы

Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, применяемый к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года, является инструментом обеспечения качества обучения и подготовки детей с интеллектуальными нарушениями к будущей жизни.

Одной из задач ФГОС обучающихся с умственной отсталостью является решение особых образовательных потребностей детей с умеренной и тяжелой глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития.

Публикация «Разработка и реализация Сипр в условиях сельской школы» размещена в разделах

На основе стандарта разработана Адаптированная основная общеобразовательная программа (II вариант, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития.

Что такое СИПР? В чем принципиальная разница между АООП и СИПР?

Если АООП может реализоваться сразу для нескольких обучающихся, то СИПР – это программа развития, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем, цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.

Целью реализации СИПР является :

обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

Учащиеся моей школы – это 2 разновозрастные девочки с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности, имеющие статус ребенок-инвалид. Аня 9 лет F72.09 M21.0 (вальгусная деформация конечностей) R26.0; Арина 12 лет F72.08 Q04.8. Обеим девочкам оПМПК рекомендовано обучение по СИПР.

Для организации работы с девочками с ТМНР мы совместно со специалистами образовательного учреждения познакомились с ними и их семьями, провели психолого-педагогическое обследование с целью последующей разработки СИПР и определения оптимальных условий ее реализации. Психолого-педагогическое обследование ребенка включает:

• беседу с родителями

В ходе беседы выяснилась история ребенка; определено отношение членов семьи к ребенку, их взгляд на его развитие, ожидания от образования, определен порядок разработки и реализации СИПР;

Проведено анкетирование.

• наблюдение за ребенком (диагностические мероприятия)

В ходе специально организованной деятельности ребенка специалисты в течение продолжительного периода (1 месяца) изучали возможности и особенности девочек.

• анализ результатов обследования

«Карта наблюдений» позволяет обобщить наблюдения, количественную и качественную оценку педагога, позволяет разработать программу индивидуального развития и обучения ребенка с умственной отсталостью.

«Карта наблюдений» — это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития. Эту диагностика помогает мне разрабатывать и реализовывать СИПР (специальную индивидуальную программу развития) для каждого ученика

Основной задачей в данном исследовании является изучение особенностей состояния сенсорно-перцептивных процессов: зрительного, слухового, тактильного восприятия, конструктивного праксиса, двигательной активности.

На основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами, была составлена характеристика ребенка, которая представляет собой описательную оценку развития. Она составляется в начале учебного года и корректируется по его окончанию на основе данных промежуточной аттестации результатов обучения ребенка.

Содержание характеристики отражает:

1. сведения о семье;

2. данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;

3. характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка;

4. особенности проявления познавательных процессов;

5. сформированность речи;

6. сформированность социально значимых навыков;

7. потребность в уходе и присмотре.

По итогам оценки специалистов были сделаны выводы:

1. Сопровождение врача психиатра.

2. Коррекция сенсорного развития.

3. Расширение жизненного опыта и социальных контактов в доступных пределах.

4. Коррекция общей и мелкой моторики.

5. Занятия с дефектологом.

6. Включение во внеурочную деятельность.

7. Психолого-педагогическое сопровождение семьи.

По итогам обследования на основе АООП (2 вариант) разработан СИПР.

СИПР :

1. Оптимизирует коррекционный процесс

2. Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов

3. Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний

4. Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы

5. Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей

Психолого-педагогическая работа с детьми проводится разными специалистами. В разработке СИПР для девочек под руководством зам. директора по УВР принимали участие: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель начальных классов и учитель физической культуры.

Разработанная экспертной группой СИПР была принята педагогическим советом образовательной организации и утверждена приказом руководителя.

Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающуюся. Так учебная нагрузка для моих обучающихся составляет 21 час и распределена между следующими направлениями: сенсомоторное развитие, предметно-практическая деятельность, двигательная активность, альтернативная коммуникация. При организации образования на основе СИПР список предметов и коррекционных курсов может варьироваться.

Содержание образования на основе СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания коррекционных занятий и других программ, которые актуальны для образования ребенка и включены в его индивидуальный учебный план. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной адаптации ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития. На текущий учебный год были сформулированы задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка:

Ожидаемые личностные результаты:

1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

2. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

3. Овладение начальными навыками адаптации в социуме.

Предметные результаты:

Предполагается сформировать:

1. эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. элементарные сенсорные представления.

4. коммуникативные навыки.

В конце первого полугодия планируется проведение текущей аттестации, которая поможет проследить динамику состояния каждого ребенка. По результатам промежуточной аттестации возможно внесение изменений в СИПР.

Необходимым условием реализации образовательной программы ряда обучающихся является организация ухода и присмотра. Девочкам требуется помощь при приеме пищи, помощь при одевании и раздевании, при совершении гигиенических процедур. Дети находятся не полный учебный день в школе. Весь необходимый уход и присмотр осуществляют сопровождающие (родители, бабушки)

Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена планом мероприятий. Его реализация осуществляется в ходе проведения внеурочных мероприятий. Внеурочная деятельность проходит, преимущественно, в групповой форме и призвана способствовать общему развитию. Так девочки вместе с ребятами начальной школы присутствовали на выставке «Ярмарка осени».

Программа сотрудничества специалистов с семьей содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами и преодоления психологических проблем семьи. Программа сотрудничества с семьями девочек включает различные мероприятия, например:

• планируются консультации учителя-дефектолога и педагога психолога по запросу родителей;

• согласованы требования к ребенку и выбраны единые подходы к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи;

• оказана помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;

• организовано участие родителей во внеурочных мероприятиях;

• налажены регулярные контакты родителей и специалистов.

Согласованные с родителями мероприятия, направленные на поддержку и сопровождение семьи, были занесены в программу сотрудничества семьи и образовательной организации, которая стала составной частью СИПР.

Программа по сенсомоторному развитию

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, развития мелкой моторики при выполнении специальных упражнений.

Общая схема проведения занятия

1. Разминка

Цели:

1. Создание положительного, рабочего настроя у ребенка.

2. Подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.

В этой части занятия используются:

- упражнения на моторику,

- упражнения на сохранение зрения,

- дыхательные упражнения,

- стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, массаж кистей рук, работа с пальцами рук.

2. Основная часть. Работа по теме

Развитие сенсорных процессов

Цели: Коррекция сенсорных процессов

Работа по теме (тематические игры и упражнения).

3. Заключительная часть

Цели:

1. Проверка полученных знаний и навыков.

2. Закрепление положительных эмоций от работы.

3. Подведение итогов занятия.

Для обучения ребенка с ТМНР в своей работе использую следующие технические средства общего и индивидуального назначения, дидактические материалы:

- средства альтернативной коммуникации: пиктограммы, мнемотаблицы;

-наглядный и дидактический материал;

-интерактивную доску;

-предметы для нанизывания на стержень, звучащие предметы, предметы для сжимания;

- другой материал, предложенный в программах по учебным предметам АООП.

Мониторинг результатов обучения.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Для выявления текущей динамики развития учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью часто используется методика «Карта наблюдений» Зинкевич-Евстигнеева Татьяны Дмитриевны, Нисневич Льва Анатольевича.

В конце учебного года на основе анализа данных на обучающихся будут составляться характеристики, делаться выводы и ставиться задачи для СИПР на следующий учебный год.

Работа психолого-медико-педагогического консилиума

Психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации является важным инструментом психолого-педагогического сопровождения ребенка. Консилиум несет ответственность за создание необходимых условий, которые предписаны в заключении ПМПК, и собирается для решения следующих вопросов: организация приема обучающихся и проведение первичного знакомства с ребенком, анализ проблем обучения и воспитания ребенка в семье или в школе; организационно-методическая поддержка специалистов, работающих с ребенком. На консилиум приглашаются родители (законные представители ребенка).

Наиболее сложные вопросы оказания ребёнку комплексной помощи выносятся на обсуждение психолого-медико-педагогического консилиума, в работе которого принимают участие специалисты, работающие с ребенком, и родители обучающегося. По итогам работы ПМПк составляется протокол и, при необходимости, вносятся изменения в СИПР. Заседания ПМПк проводятся не реже 1 раза в четверть.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы «Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы» Методическая разработка по.

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы)Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы .

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей» Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно.

Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида»Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида» Выступление на региональном научно-практическом семинаре по проблеме реализации ООП ДО для детей с ОВЗ в условиях ДОО компенсирующего вида.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольникаРазработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольникаРазработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Разработка и реализация краткосрочного проекта «Масленица»Разработка и реализация краткосрочного проекта «Масленица» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 73» Разработка и реализация краткосрочного проекта «Масленица».

Создание социально-психологических условий в работе по профилактике правонарушений в условиях кадетской школы Создание социально-психологических условий в работе по профилактики правонарушений в условиях Первомайской кадетской школы «Я никогда не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка и реализация Сипр в условиях сельской школы
Опубликовано: 3 октября 2022 в 10:50
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка и реализация Сипр в условиях сельской школы» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Шебякина (УИ 812692) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД