Екатерина Шебякина
Разработка и реализация Сипр в условиях сельской школы
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка и реализация Сипр в условиях сельской школы
Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, применяемый к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года, является инструментом обеспечения качества обучения и подготовки детей с интеллектуальными нарушениями к будущей жизни.
Одной из задач ФГОС обучающихся с умственной отсталостью является решение особых образовательных потребностей детей с умеренной и тяжелой глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития.
Публикация «Разработка и реализация Сипр в условиях сельской школы» размещена в разделах
На основе стандарта разработана Адаптированная основная общеобразовательная программа (II вариант, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития.
Что такое СИПР? В чем принципиальная разница между АООП и СИПР?
Если АООП может реализоваться сразу для нескольких обучающихся, то СИПР – это программа развития, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем, цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.
Целью реализации СИПР является :
обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Учащиеся моей школы – это 2 разновозрастные девочки с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности, имеющие статус ребенок-инвалид. Аня 9 лет F72.09 M21.0 (вальгусная деформация конечностей) R26.0; Арина 12 лет F72.08 Q04.8. Обеим девочкам оПМПК рекомендовано обучение по СИПР.
Для организации работы с девочками с ТМНР мы совместно со специалистами образовательного учреждения познакомились с ними и их семьями, провели психолого-педагогическое обследование с целью последующей разработки СИПР и определения оптимальных условий ее реализации. Психолого-педагогическое обследование ребенка включает:
• беседу с родителями
В ходе беседы выяснилась история ребенка; определено отношение членов семьи к ребенку, их взгляд на его развитие, ожидания от образования, определен порядок разработки и реализации СИПР;
Проведено анкетирование.
• наблюдение за ребенком (диагностические мероприятия)
В ходе специально организованной деятельности ребенка специалисты в течение продолжительного периода (1 месяца) изучали возможности и особенности девочек.
• анализ результатов обследования
«Карта наблюдений» позволяет обобщить наблюдения, количественную и качественную оценку педагога, позволяет разработать программу индивидуального развития и обучения ребенка с умственной отсталостью.
«Карта наблюдений» — это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития. Эту диагностика помогает мне разрабатывать и реализовывать СИПР (специальную индивидуальную программу развития) для каждого ученика
Основной задачей в данном исследовании является изучение особенностей состояния сенсорно-перцептивных процессов: зрительного, слухового, тактильного восприятия, конструктивного праксиса, двигательной активности.
На основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами, была составлена характеристика ребенка, которая представляет собой описательную оценку развития. Она составляется в начале учебного года и корректируется по его окончанию на основе данных промежуточной аттестации результатов обучения ребенка.
Содержание характеристики отражает:
1. сведения о семье;
2. данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
3. характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка;
4. особенности проявления познавательных процессов;
5. сформированность речи;
6. сформированность социально значимых навыков;
7. потребность в уходе и присмотре.
По итогам оценки специалистов были сделаны выводы:
1. Сопровождение врача психиатра.
2. Коррекция сенсорного развития.
3. Расширение жизненного опыта и социальных контактов в доступных пределах.
4. Коррекция общей и мелкой моторики.
5. Занятия с дефектологом.
6. Включение во внеурочную деятельность.
7. Психолого-педагогическое сопровождение семьи.
По итогам обследования на основе АООП (2 вариант) разработан СИПР.
СИПР :
1. Оптимизирует коррекционный процесс
2. Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов
3. Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний
4. Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы
5. Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей
Психолого-педагогическая работа с детьми проводится разными специалистами. В разработке СИПР для девочек под руководством зам. директора по УВР принимали участие: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель начальных классов и учитель физической культуры.
Разработанная экспертной группой СИПР была принята педагогическим советом образовательной организации и утверждена приказом руководителя.
Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающуюся. Так учебная нагрузка для моих обучающихся составляет 21 час и распределена между следующими направлениями: сенсомоторное развитие, предметно-практическая деятельность, двигательная активность, альтернативная коммуникация. При организации образования на основе СИПР список предметов и коррекционных курсов может варьироваться.
Содержание образования на основе СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания коррекционных занятий и других программ, которые актуальны для образования ребенка и включены в его индивидуальный учебный план. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной адаптации ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития. На текущий учебный год были сформулированы задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка:
Ожидаемые личностные результаты:
1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
2. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
3. Овладение начальными навыками адаптации в социуме.
Предметные результаты:
Предполагается сформировать:
1. эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.
2. положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.
3. элементарные сенсорные представления.
4. коммуникативные навыки.
В конце первого полугодия планируется проведение текущей аттестации, которая поможет проследить динамику состояния каждого ребенка. По результатам промежуточной аттестации возможно внесение изменений в СИПР.
Необходимым условием реализации образовательной программы ряда обучающихся является организация ухода и присмотра. Девочкам требуется помощь при приеме пищи, помощь при одевании и раздевании, при совершении гигиенических процедур. Дети находятся не полный учебный день в школе. Весь необходимый уход и присмотр осуществляют сопровождающие (родители, бабушки)
Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена планом мероприятий. Его реализация осуществляется в ходе проведения внеурочных мероприятий. Внеурочная деятельность проходит, преимущественно, в групповой форме и призвана способствовать общему развитию. Так девочки вместе с ребятами начальной школы присутствовали на выставке «Ярмарка осени».
Программа сотрудничества специалистов с семьей содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами и преодоления психологических проблем семьи. Программа сотрудничества с семьями девочек включает различные мероприятия, например:
• планируются консультации учителя-дефектолога и педагога психолога по запросу родителей;
• согласованы требования к ребенку и выбраны единые подходы к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи;
• оказана помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;
• организовано участие родителей во внеурочных мероприятиях;
• налажены регулярные контакты родителей и специалистов.
Согласованные с родителями мероприятия, направленные на поддержку и сопровождение семьи, были занесены в программу сотрудничества семьи и образовательной организации, которая стала составной частью СИПР.
Программа по сенсомоторному развитию
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, развития мелкой моторики при выполнении специальных упражнений.
Общая схема проведения занятия
1. Разминка
Цели:
1. Создание положительного, рабочего настроя у ребенка.
2. Подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.
В этой части занятия используются:
- упражнения на моторику,
- упражнения на сохранение зрения,
- дыхательные упражнения,
- стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, массаж кистей рук, работа с пальцами рук.
2. Основная часть. Работа по теме
Развитие сенсорных процессов
Цели: Коррекция сенсорных процессов
Работа по теме (тематические игры и упражнения).
3. Заключительная часть
Цели:
1. Проверка полученных знаний и навыков.
2. Закрепление положительных эмоций от работы.
3. Подведение итогов занятия.
Для обучения ребенка с ТМНР в своей работе использую следующие технические средства общего и индивидуального назначения, дидактические материалы:
- средства альтернативной коммуникации: пиктограммы, мнемотаблицы;
-наглядный и дидактический материал;
-интерактивную доску;
-предметы для нанизывания на стержень, звучащие предметы, предметы для сжимания;
- другой материал, предложенный в программах по учебным предметам АООП.
Мониторинг результатов обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Для выявления текущей динамики развития учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью часто используется методика «Карта наблюдений» Зинкевич-Евстигнеева Татьяны Дмитриевны, Нисневич Льва Анатольевича.
В конце учебного года на основе анализа данных на обучающихся будут составляться характеристики, делаться выводы и ставиться задачи для СИПР на следующий учебный год.
Работа психолого-медико-педагогического консилиума
Психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации является важным инструментом психолого-педагогического сопровождения ребенка. Консилиум несет ответственность за создание необходимых условий, которые предписаны в заключении ПМПК, и собирается для решения следующих вопросов: организация приема обучающихся и проведение первичного знакомства с ребенком, анализ проблем обучения и воспитания ребенка в семье или в школе; организационно-методическая поддержка специалистов, работающих с ребенком. На консилиум приглашаются родители (законные представители ребенка).
Наиболее сложные вопросы оказания ребёнку комплексной помощи выносятся на обсуждение психолого-медико-педагогического консилиума, в работе которого принимают участие специалисты, работающие с ребенком, и родители обучающегося. По итогам работы ПМПк составляется протокол и, при необходимости, вносятся изменения в СИПР. Заседания ПМПк проводятся не реже 1 раза в четверть.