Получи документы

Разработка программы формирования творческих способностей дошкольников на основе Лего-конструирования

Чащина Светлана
Разработка программы формирования творческих способностей дошкольников на основе Лего-конструирования

Деятельность дошкольных образовательных учреждений должна быть направлена на формирование у детей общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Достижение таких результатов возможно за счет системных обновлений, одно из которых – обновление содержания технологий, используемых в ходе образовательной деятельности.

В свете новых федеральных государственных требований является актуальным использование в работе с дошкольниками ЛЕГО - технологии :

Публикация «Разработка программы формирования творческих способностей дошкольников на основе Лего-конструирования» размещена в разделах

1. использование ЛЕГО - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности: конструирование находится в образовательной области «Познание» и интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность»;

2. основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре.

3. использование ЛЕГО - технологии позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

4. ЛЕГО - технология - средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.

5. ЛЕГО - технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.

Цель программы : развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, речи детей; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения, подготовить к школьному обучению. Обучение данной программой основано на принципах интеграции теоретического обучения с процессами практической, исследовательской, самостоятельной, научной деятельности воспитанников и техника – технологического конструирования.

Задачи.

1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, использовать научные и практические достижения. Стимулировать детское научно-техническое творчество. Повышать качество работы с детьми. Вести проектную деятельность в процессе работы.

2. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

3. Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

4. Развивать операции логического мышления.

5. Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу.

6. Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.

7. Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

8. Способствовать развитию приоритетных направлений в современной системе образования: техника – технологических, здоровьесберегающих технологий, гуманизации дополнительного образования, охраны окружающей среды. Стимулирование детей к экспериментальной деятельности, принятие участия в конкурсах, в соревнованиях.

Основные педагогические условия реализации программы.

Совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом.

Обеспечение взаимосвязи специально организованных занятий с

самостоятельной деятельностью детей.

Предоставление детям разнообразных материалов и возможности

пользоваться ими по своему усмотрению.

Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности: игрой,

сочинением сказок и др. и включение его в широкий спектр событий детской жизни.

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.

Организационные условия реализации программы.

Программа рассчитана на возрастную категорию детей 5 – 7 лет. Занятия проводятся в подгруппах по 10 – 13 человек.

Основные методы работы : словесные (рассказ, беседа, инструктаж, наглядные (демонстрация, репродуктивные (применение полученных знаний на практике, практические (конструирование, поисковые (поиск разных решений поставленных задач).

Основные формы работы : игровая деятельность.

Основные приёмы работы : беседа, ролевая игра, познавательная игра, задание по образцу (с использованием инструкции, творческое моделирование (создание рисунка модели, викторина, проект.

Материально- техническое оснащение образовательного процесса.

Для реализации программы на занятиях должны быть наборы конструктора ЛЕГО DUPLO 102. 5+ 9656, технологические карты, компьютер, проектор, экран.

Основным направлением курса «ЛЕГО – конструирование» является проектная и практическая деятельность дошкольников. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Работа над проектом предусматривает совместную деятельность педагога, детей и родителей.

Направленность программы. Программа имеет научно – техническое направление.

Форма организации деятельности. Непосредственно – образовательная деятельность, игровая деятельность. Совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Этапы реализации программы :

1 этап. Сентябрь – декабрь. Знакомство с деталями конструктора. Моделирование логических отношений.

Цель – развитие элементов логического мышления.

Задачи: совершенствование навыков классификации, активизация памяти и внимания, обучение анализу логических закономерностей, закрепление навыков ориентирование в пространстве.

2 этап. Моделирование объектов реального мира.

Цель - развитие способности детей к наглядному моделированию.

Задачи: развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, обучение планированию процесса создания собственной модели, стимулирование конструктивного воображения при создании модели по собственному замыслу, формирование умений действовать в соответствии с инструкциями педагога, активизация работы мелкой моторики рук.

В результате изучения, в течение года содержания программы, у детей должны быть развиты творческие способности, конструкторские умения и навыки, речь. Должны уметь ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения. Уметь работать по предложенным инструкциям, довести решения задачи до работающей модели, излагать мысли, находить ответы на вопросы, анализировать рабочий процесс. Работать над проектом в команде, разумно распределяя обязанности.

Учебно – тематический план.

№ Тема. Содержание занятий. Кол-во занятий (практических) Содержание

1 Введение в ЛЕГО – конструирование. Знакомство с деталями конструктора. Игра «Найди деталь такую же, как на карточке» 1 Знакомство с основными деталями : балка, пластина, пластина угловая, кирпич, зубчатое колесо, ось, ремень, штифт. Закрепление новых знаний в игровой форме.

2

Игрушки. Создание юлы. Игра «Чья команда быстрее соберёт модель».

Ветряк. Игра «Запомни расположение»

Путешествие по ЛЕГО – стране. Качели. Игра «Таинственный мешочек» 6 Знакомство с основными принципами механики во время построения модели, где применяются зубчатые колёса. Соревнование в игровой форме, для закрепления новых знаний.

Изучение деталей простых механизмов, таких как ролики, ось колеса. Сравнение своего результата деятельности с результатом других обучающихся.

Знакомство с такими понятиями, как равновесие, подъёмная сила, устойчивость. Закрепление знаний в игровой форме.

3

Транспорт. Исследователи кирпичиков. Парусник.

Волшебные кирпичики. Автомобиль. Спонтанно – индивидуальная ЛЕГО – игра.

Исследователи. Автомобиль.

ЛЕГО – игротека. Транспорт. 8 Знакомство с основными принципами механики, где применяю

Основные принципы механики во время построения моделей, где применяются колёса, оси, блоки.

Решение задач путём построения моделей. Работа в группах и совместное обсуждение. Реализация идей. Создание инструментов для измерения. Закрепление знаний в игре.

Совершенствование навыков классификации, активизация памяти и внимания. Закрепление навыков. Совершенствовать коммуникативные навыки детей.

4

Человек и спорт.

Хоккеист. Ролевая игра.

Нападающий.

Вратарь.

Ликующие болельщики. 10

Знакомство с понятием равновесие, расширение словарного запаса. Выработка умений работать по схеме. Развитие познавательной активности детей, воображения, фантазии и творческой инициативы;

Решение задач путём построение моделей. Изучение деталей простых механизмов, таких как зубчатые колёса, рычаги, ролики, ось колеса.

Решение задач практического содержания. Моделирование по замыслу. Закрепление изученных понятий.

Работа в группах и совместное обсуждение. Реализация идей. Принципы действия устойчивости конструкций.

5

Охрана окружающей среды. Проект «Животные и птицы в питомниках».

Презентация. «Мы в ответе за тех, кого приручили»

«Если мы сделаем так, что может измениться?»

Наша копилка.

Создание любимых моделей. Птицы и животные.

Защита проекта. 9

Описание ситуации. Помочь осознать мотивацию детей. Сформировать гипотезу. Определение цели проекта, содержание и конечный результат. Моделирование по замыслу.

Умение анализировать событие и высказывать свое мнение. Фиксация результатов рисунками и схемами. Моделирование по замыслу.

Собирание коллекции (картинки, фотографии, игрушки) собранные детьми, родителями и воспитателями. Моделирование по замыслу.

Разработка механизма на основе конструктора ЛЕГО. Любимые животные. Тестирование моделей, устранение дефектов и неисправностей.

Презентация, коллаж, фотоальбомы.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников»Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников» В современном мире творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования» Цель: Знакомство воспитателей с возможностями лего-конструирования в речевом развитии детей. Задачи семинара:• Дать общее представление о.

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Разработка программы формирования творческих способностей дошкольников на основе Лего-конструирования
Опубликовано: 17 января 2021 в 16:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД