Лучший педагог года

Разработка программы занятий по повышению психологической компетентности воспитателей

Г Э Султанова
Разработка программы занятий по повышению психологической компетентности воспитателей

Разработка программы занятий по повышению психологической компетентности воспитателей.

В связи с изменениями в системе российского образования, претерпевает изменения и деятельность педагога-психолога. Для решения современных задач образования психологическое сопровождение ребенка в процессе обучения и воспитания не может быть ограничено непосредственным взаимодействием психолога с ребенком и организацией психологического просвещения сотрудников как участников учебно-воспитательного процесса. Утверждение парадигмы деятельностно-компетентностного подхода [9, с. 111], развивающего, личностно-ориентированного образования и задач повышения профессионализма педагогических кадров требуют от педагога-психолога перехода от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов, оснащению их антропотехниками и психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития, воспитания и обучения ребенка.

Публикация «Разработка программы занятий по повышению психологической компетентности воспитателей» размещена в разделах

Руководствуясь таким подходом к переосмыслению одного из направлений в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, представляется необходимым создание программы занятий (Приложение 1, цель которой – повышение психологической компетенции воспитателей, и других педагогов, участвующих в образовательном процессе. Работа педагога-психолога в этом направлении предполагает решение нескольких задач:

выделение основных направлений работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса;

определение содержания программы по развитию психологической компетенции для участников образовательного процесса;

выбор технологий, форм и методов работы психолога, в зависимости от особенностей участников;

формирование пакета диагностических методик для выявления психологических проблем у участников образовательного процесса.

Предварительная беседа с педагогами образовательного учреждения о предполагаемой программе занятий по повышению психологической компетентности выявила такие проблемы, как отсутствие научных знаний о возможных профессиональных деформациях и слабая готовность работать над своими профессионально-педагогическими проблемами. Для устранения этого препятствия в работе было принято решение включить в программу мероприятия по проблеме профессиональных деструкций у педагогов и повышения уровня их стрессоустойчивости.

Направления работы по программе следующие : Формирование интереса и потребности к занятиям у воспитателей, диагностическое, организация тематических встреч педагогов, просвещение, практические занятия, определение эффективности влияния психологических знаний на результаты педагогической деятельности воспитателя.

Для стимулирования интереса педагогов к повышению психологической компетентности, была выбрана такая форма работы, как семинар, который освещает следующие темы:

понятие психологического климата

типы педагогов

определение психологического климата в коллективе

проблемы взаимоотношений в коллективе

правила работы с коллективом

В ходе семинара педагоги проходят тестирование с помощью «Шкалы оценки психологического климата в педагогическом коллективе» [Рогов]. Ознакомление с результатами тестирования, обмен мнениями происходит на тематической встрече.

Диагностический этап позволяет изучить личность педагога, его качества, особенности общения, наличие эмоционального выгорания. Используются методики: Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе (в ходе семинара);

-тест «Восприятие индивидом группы»;

-определение самооценки и уровня притязаний

-определение типа темперамента (Айзенк)

-анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога;

-анкеты «Барьеры педагогической деятельности»

-тест «Эмоциональное выгорание воспитателя»;

-тест «Транзактный анализ общения» [10].

Тематические встречи педагогов проходят в форме дискуссий и охватывают темы:

«Психологический климат в нашем коллективе»

«Образ Я» - самопонимание, определение себя в собственных ценностях и смыслах, потребностях и мотивах, личностных особенностях.

Эффективность педагогического общения

«Образ Я в профессии» - осознание себя в профессии, готовность осуществлять данный выбор и предпринимать усилия по его реализации

«Образ профессии» - понимание профессии, осознание ее различных сторон.

Просвещение педагогов предполагает не только лекционный материал по психологической теории, но и практическое занятие, направленное на развитие коммуникационных навыков:

-Профессиональные деформации педагогов

-Синдром эмоционального выгорания

-Невербальные средства общения

-Характеристика возрастной периодизации по Д. Б. Эльконину

-Личностно-ориентированный подход в воспитании.

Практические занятия для педагогов представлены в виде тренингов, ролевых игр, практикумов, на которых педагоги через более глубокое осознание себя, своих особенностей, проявляющихся в общении, могут осмыслить особенности своего профессионального общения, найти внутренний резерв для преодоления неконструктивного поведения. Темы практических занятий :

-Синдром эмоционального выгорания

-Эффективное общение

-Развитие навыков эффективного общения

-Педагогические

ситуации из практики

-Карта наблюдений Д. Стотта

-Определение психологического климата в группе.

Основные методы работы на практических занятиях – это самоосознание, анализ ситуаций, подгрупповая работа, игровые методы, обмен опытом, визуализация.

Определение эффективности влияния психологических знаний на результаты педагогической деятельности воспитателя – важный этап в работе по программе. Он предполагает определение позиции педагогов к получению психологических знаний с помощью тестирования воспитателей и педагогов, Определение воспитателями психологического климата в группе воспитанников с помощью полученного диагностического навыка, проведение педагогических чтений в образовательном учреждении по теме «Психологическая компетентность воспитателя на практике».

Все занятия, проводимые с воспитателями и другими педагогами образовательного процесса, проводятся в детском доме в первой половине дня, в то время, когда воспитанники находятся в школе. Группы состоят из 8-10 человек. Проблемной является ситуация невозможности формирования постоянных групп для проведения занятий, так как периодически воспитатели меняются сменами, выходят на работу вместо заболевшего коллеги.

На данный момент работа по отбору и апробации занятий продолжается.

Публикации по теме:

Деловая игра для воспитателей по экологии «Повышение экологической компетентности педагогов» Деловая игра для воспитателей. "Повышение экологической компетентности педагогов" Цель: закрепление знаний педагогов по теме экологического.

Методическая разработка дополнительной общеразвивающей программы «Чудесный мир салфеток» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кружку «Чудесный мир салфеток» Ворониной Екатерины Владимировны Рассмотрено на заседании педагогического совета.

Методическая разработка программы «Родной свой край люби и знай»Методическая разработка программы «Родной свой край люби и знай» 1. Актуальность темы Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных.

Модель развития педагога по повышению уровня компетентности в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования Модель развития педагога по повышению уровня компетентности в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования Одним их важнейших направлений.

Описание методической разработки «Повышение компетентности воспитателей в области развития интеллекта у детей» Качественная реализация образовательных стандартов нового поколения требует от педагогов высокого профессионализма. Понимание значимости.

Разработка занятий к первому блоку программы «Я и мир вокруг меня» Разработка занятий по программе «Я и МИР вокруг МЕНЯ» I-й блок (личностный) «Я и МОЙ МИР» Цель блока: формирование личностной компетентности.

Разработка занятий к третьему блоку программы «Я и мир вокруг меня» III-й блок (семейный) «Я и Семья» Цель блока: формирование осознания значимости семьи в своей жизни. Предварительная работа: изучение истории.

Разработка занятий к второму блоку программы «Я и мир вокруг меня» Разработка занятий по программе «Я и МИР вокруг МЕНЯ» II-й блок (коммуникативный) «Я и ОБЩЕСТВО» Цель блока: формирование коммуникативной.

Семинар-практикум как эффективная форма повышения профессиональной компетентности воспитателей «Лучшее, что можно сделать для людей, - это научить их самим себе помогать И. Г. Песталоцци» В современных условиях на фоне возрастающих.

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО Внедрение Федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка программы занятий по повышению психологической компетентности воспитателей
Опубликовано: 21 октября 2018 в 20:05
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД