Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе

Пурклова Наталья Сергеевна
Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе

Пурклова Наталья Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУ "Золотонивская СШ "

1. Тема урока. Род и число имён прилагательных.

2. УМК "Школа России"

3. Предмет: Русский язык.

4. Класс 4

5. Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

6. Представление о результатах:

Личностные: проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка.

Метапредметные:

Познавательные:проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом.

Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Коммуникативные:понимать прочитанное ;выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы ;отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила этикета.

Предметные:познакомить учащихся с родовыми окончаниями имён прилагательных

;учить различать прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного.

Управления деятельности учителя Деятельность учащегося

1. Самоопределение к деятельности

Цель: формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного.

Приветствие: Внимание! Проверь, дружок,

(орг. м.) Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Учащиеся приветствуют гостей и друг друга.

Актуализация знаний и мотивация.

Цель:Воспроизвести ЗУН, доступные для построения нового способа действия. Активизировать мыслительные процессы. Определение границ знания и незнания.

(Повторение)-Какие слова называют синонимами?

-Какие слова называют антонимами?

Выделите среди данных имён прилагательных синонимы и антонимы.

-Составьте и запишите предложение с любым именем прилагательным и подчеркните его. (из предложенных)

Поменяйтесь тетрадями и оцените работу. (Правильно ли подчёркнуто и найдено имя прилагательное) по критериям + -! Зачитывают пары синонимов.

Сообразительный -смекалистый, грустный - печальный,ароматный -душистый.

Зачитывают пары антонимов.

Грустный -радостный, маленький - большой, узкий - широкий.

Составляют предложение, выделяют имя прилагательное.

Меняются тетрадями и проводят взаимоконтроль по критериям.

Постановка учебной задачи.

Цель: формирование умения определять и формулировать познавательную цель и тему для изучения. (самостоятельно или в совместной деятельности учителя.)

-Попробуйте угадать, о какой части речи у нас пойдёт разговор.

Я словно ищу,необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое,очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Ещё называют его. (Имя прилагательное)

-Прочитайте тему урока.

-Определите цели урока, используя опорные слова.

-Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.

-Мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным.

-Сегодня на уроке мы уточним понятия "род" и "число"; научимся определять род и число имен прилагательных.

--Чтобы получить новые знания,надо трудиться, работать самому, проявлять терпение в работе, прислушиваться к мнению других.

Решение учебной задачи.

Цель: Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию новых знаний,понятия, правила. способа деятельности.

Организует работу по теме урока.

-Чтение отрывка из песни.

Оранжевое небо,

Оранжевое море,

Оранжевая зелень,

Оранжевый верблюд.

Оранжевые мамы

Оранжевым ребятам

Оранжевые песни

Оранжево поют.

- Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни?

- Что происходит с прилагательным "оранжевый?

-С чем это связано?

-Послушайте сказку "Скромные просители" и ответьте на вопрос: с какой частью речи связаны имена прилагательные?

(Чтение сказки)

-Почему же прилагательные связаны именно с именами существительными? (В самом названии " имя прилагательное " уже содержится намёк на то, что слово этой части речи должно к чему - то " прилагаться ", присоединяться.)

-Какие признаки берут они у имени существительного? Проведём исследование.

-Подставьте имя прилагательное " вкусный" к именам существительным ж. р., м. р. ,ср. р. и множественного числа.

Вкусный арбуз (какой? м. р., вкусная груша (какая? ж. р., вкусное яблоко (какое?с. р. ,вкусные фрукты (какие? мн. ч.) Анализируют формулировку правила, данную в учебнике.

-У имени прилагательного " оранжевый" изменяется окончание. поскольку это имя согласуется в тексте с разными именами существительными.

Слушают сказку и отвечают на вопрос.

-Имена прилагательные тесно связаны с именами существительными.

Ответы учащихся.

Подставляют данные прилагательные к именам существительным разного рода и числа.

Вывод: признаки рода и числа у имени прилагательного непостоянные, одно слова может быть в форме мужского, женского, среднего и форме множественного числа.

Первичное закрепление.

Цель: формирование и развитие ЦО к умению выполнять задания по алгоритму.

Работа по учебнику. упр. 8 (Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся.

-на какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые,-ие?В каком числе они употребляются?

-Приведите примеры имён прилагательных в этом числе. Запишите.

Выделите окончания.

Оцените свою работу по лесенке (п- правильность, А- аккуратность и С- самостоятельность)

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Делают выводы.

-Имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие, отвечают на вопрос какие?. Они употребляются во множественном числе.

Приводят примеры и записывают слова во множественном числе.

Оценивают работу.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

Работа в печатных рабочих тетрадях. (упр. 8)

-Прочитайте. Допишите окончания имён прилагательных.

-Укажите род имён прилагательных. Устно составьте предложение с любым из слов. Выполняют задание. Составляют предложение. и делают самопроверку. + - !

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель: формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока.

-Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. (оценивают полосками зелёная - всё умею и понятно, жёлтая - надо поработать ещё и красная -стоп, нужна помощь.)

Оформляют знания, полученные на уроке, повторяют алгоритм действий, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

--Имена прилагательные "прилагаются ", присоединяются к имени существительному.

-Согласование.

-Имена прилагательные изменяются по родам и числам.

Знаешь ли ты что обозначает имя прилагательное?

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Умеешь ты определять род и число имени прилагательного?

Работал ли ты с удовольствием на уроке?

-Вот и подходит к завершению наш урок.

-Почему прилагательные называются именно так?

-Как называется связь в русском языке, когда прилагательные принимают те же формы, что и существительное, к которому оно

относится?

-Что нового вы узнали об имени прилагательном?

Домашнее задание.

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи

Выполнения упражнения.

-Выполнить задание 10 в рабочей тетради, упражнение 11 в учебнике. Внимательно слушают и записывают домашнее задание.

Публикации по теме:

Интеллектуальная игра по русскому языку «Грамматическая мозаика» в 3 классе Интеллектуальная игра «Грамматическая мозаика» для учащихся 3-их классовЦель: Создать условия для развития познавательного интереса учащихся.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 3 классе КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РУССКИЙ ЯЗЫК Количество часов в: Год: 136 часов І семестр: 64 часа ІІ семестр: 72 часа В неделю: 4.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Единственное и множественное число глаголов. Закрепление» Тема: «Единственное и множественное число глаголов. Закрепление». (2 класс, Школа России) Учитель: Волкова Вера Викторовна, МБОУ СОШ пгт.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Учимся считать
  • Лексика
Автор публикации:
Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 16:35
+131Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект тематического развивающего занятия «Я хочу с тобой дружить»
МБДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка» «День дружбы» Конспект тематического развивающего занятия « Я хочу с тобой дружить» воспитатель Лазыкина Елена...
Сценарий совместной игры КВН для детей и родителей «В игре готовимся к школе»
наталья морозова Сценарий совместной игры КВН для детей и родителей «В игре готовимся к школе» Сценарий игры КВН на тему: «В игре готовимся к школе» (...
Мастер-класс «Лэпбук — как форма совместной деятельности взрослого и детей»
«Лэпбук — как форма совместной деятельности взрослого и детей» Цель: Ознакомление родителей с новым видом совместной деятельности взрослого и детей. Задачи:...
Сценарий досуга для старших дошкольников «День приветствий»
Сценарий досуга для старших дошкольников «День приветствий» Цель: в игровой форме познакомить детей с приветствиями принятыми в обществе, как у нас в стране,...
Открытое занятие
Открытое занятие в средней группе Тема: « Космос » Подготовила и провела: Воспитатель Мирзаева З . Н Цель: развитие познавательной и творческой активности...