ольга гончарова
Разрешение конфликтных ситуаций в сюжетно-ролевой игре
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте заложены большие возможности, чтобы игра стала ведущей деятельностью ребёнка. Но будет ли она определять психическое развитие детей и активно влиять на их всестороннее воспитание, это зависит от взрослых.
Игра издавна использовалась для воспитания и обучения. Педагогика умело применяла её для воспитания детей разных возрастов. Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т. д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий (шофёр ведёт машину, лётчик-самолёт, мама учит дочку, а не наоборот. Сюжетная игра-игра самостоятельная. Она не может не учитывать жизненный опыт детей или передаваться в готовом виде как игра обучающая. Основная особенность игры состоит в том, что ребёнок с раннего возраста, играя, учится действовать в воображаемой ситуации. В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлечённого мышления и речи.
Публикация «Разрешение конфликтных ситуаций в сюжетно-ролевой игре» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Благоприятные предпосылки для развития отвлечённого мышления, речи создаются уже в игре детей раннего возраста в связи с обобщением и усложнением игрового действия. Одна из основных задач воспитателя - своевременно сформировать у детей умения действовать на первых этапах игры. Без них невозможен переход на более высокий уровень её развития. Благодаря им уже в раннем и младшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения в умственном развитии ребёнка, что позволяет ему перейти к новому этапу игровой деятельности - сюжетно-ролевой игре.
В процессе воспитательной работы в своей группе мы, не нарушая детский замысел и самостоятельность детей, целенаправленно влияем на содержание их игр, создаём условия для творчества, помогаем детям устанавливать хорошие взаимоотношения. Проблема состоит в том, что, когда возникают игры, объединяющие большое количество детей, между ними наблюдаются разногласия из-за распределения ролей, способа реализации той или иной конкретной роли, характера развития сюжета, способа выполнения конкретного игрового действия. Вот некоторые примеры разрешения конфликтов.
Ситуация «Одинокий ребёнок»
В групповой комнате играют дети. Максим подошё л к ним и сказал:
- Возьмите и меня поиграть в поезд.
- Нет, мы никого не принимаем,- ответили дети.
Поезд отходит от станции. Максим поспешил к другой группе детей:
- Можно и мне с вами?
- Нет, нас и так много, - ответили дети.
Максиму одному было скучно, и он подошёл ещё к одной группе, где играли в настольный футбол.
- А можно занять очередь, чтобы и мне поиграть?
- Нет, - ответили ему мальчики, - в эту игру мы сами хотим играть.
Максим, опустив голову, медленно отошёл от детей, остановился у окна и стал ждать, когда за ним придут.
Разрешение конфликта.
В данном случае следует поговорить с детьми, почему Максим остался один, ему очень грустно, когда все от него отказались, нужно обязательно помочь ему и принять его в игру. Рассмотреть с детьми игровую ситуацию, может быть у них не хватает какого- либо героя (в данном случае, в поезде: кондуктора, контролёра, бригадира поезда, сопровождающего полицейского). Вот как раз Максим и будет вашим недостающим героем. В следующий раз на его месте может быть любой из вас.
Ситуация «Ребёнок- лидер»
Девочки решили играть в игру «Магазин». Катя сказала:
- Чур, я буду продавцом, а вы все покупатели.
Начался спор по поводу того, что Катя каждый раз бывает продавцом, больше никто. Помимо всего, девочка стала указывать играющим, что кому покупать, с чем приходить в магазин. Детям это не понравилось, и они отказались от игры.
Разрешение конфликта.
Здесь опять же нужно поговорить с ребёнком, что не может быть один и тот же продавец, они работают по сменам с выходными днями, а ей стоит побыть и покупателем, иначе она останется без игрушек и гостинцев. Если Катя на это не согласится, то можно предложить воспитателю принять роль продавца, а все остальные будут покупателями. Следует закрепить правило, что роли нужно распределять по – очереди. На крайний случай можно воспользоваться считалкой.