Получи документы

Развернутое перспективное планировнание по программе «Детство» в средней группе (первые шаги в математику)

Татьяна Будникова
Развернутое перспективное планировнание по программе «Детство» в средней группе (первые шаги в математику)
▼ Скачать + Заказать документы

ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети четырех лет активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровнях.

Публикация «Развернутое перспективное планировнание по программе „Детство“ в средней группе (первые шаги в математику)» размещена в разделах

Объем представлений, предложенный данной программой, следует рассматривать в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения, указанные вслед за содержанием, составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребенка будет затруднено.

Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных, развивающих играх.

Педагог создает условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в деятельность сравнения, счета, воссоздания, группировки, перегруппировки предметов и т. д. При этом инициатива в развертывании игры, действия принадлежит ребенку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс ее развития, способствует получению результата.

Ребенка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственной деятельности. Например, игры из серии «Логические кубики»: «Уголки», «Составь куб» и др. ; из серии «Кубики и цвет»: «Сложи узор», «Куб-хамелеон» и т. п.

Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребенку вычленить анализируемый предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношения сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки (палочки Кюизенера, модели и др.

Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей:

- оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости по их форме, размеру;

- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, составлять диалог со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Воспитатель способствует развитию у детей данного возраста следующих свойств.

Представлен ия.

Дети должны уметь определять:

- размер предметов: по длине (длинный, короткий); по высоте (высокий, низкий); по ширине (широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий); по весу (тяжелый, легкий); по глубине (глубокий, мелкий); по объему (большой, маленький);

- геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; шар, куб, цилиндр. Структурные элементы геометрических фигур: сторона, угол, их количество. Форма предметов: круглый, треугольный, квадратный, четырехугольный;

- логические связи между группами предметов по размеру, форме (низкие, но толстые; у квадратов сторон больше, чем у треугольников); нахождение общего и различного в группах фигур круглой, квадратной, треугольной форм;

- связи между изменениями (сменой) основания группировки и количеством полученных групп, предметов в них. Группируя предметы по форме, дети выделяют 3 группы (круглые, треугольные, квадратные) с определенным количеством элементов в каждой из них. А по размеру - 2 группы, количество элементов в каждой из которых увеличилось;

- обобщать геометрические фигуры, предметы по форме, размеру: отнесение предметов и фигур, имеющих 4 стороны и 4 угла, к предметам четырехугольной формы, определенной тяжести - к тяжелым («Эти камни все тяжелые») и т. д.

Познавательные и речевые умения.

Дети должны уметь:

- целенаправленно зрительно и осязательно-двигательным способом (с выключенным зрением) обследовать геометрические фигуры, предметы с целью определения формы;

- попарно сравнивать геометрические фигуры с целью выделения углов, сторон, их количества;

- самостоятельно находить и применять способ определения формы, размера предметов, геометрических фигур; выделять идентичный объект (такой же формы, такого же размера, цвета) по образцу, а затем по словесному описанию, схематическому изображению;

- самостоятельно называть свойства предметов, геометрических фигур; выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, размер; группировать предметы по одному, двум, трем свойствам, по наличию одного и отсутствию другого свойства («Все большие -красные», «Большие не красные»).

Отношения. Представления.

Дети должны уметь определять:

- отношения групп предметов: по количеству (равенство и неравенство, выраженное числами); по размеру (длине, ширине, толщине, весу) и т. д. Последовательное увеличение (уменьшение) 3-5 предметов (широкая; поуже; еще уже. ; самая узкая ленточка);

- пространственные отношения в парных направлениях от себя, от других объектов, в движении в указанном направлении; временные (в последовательности частей суток, настоящем, прошедшем и будущем времени: вчера, сегодня и завтра);

- обобщать 3-5 предметов, звуков, движений по свойствам: размеру, количеству, форме и др. («Такое лее количество, тоже по 4; всех красных и высоких столбиков по 4»);

- обобщать все части суток в одно понятие - «сутки».

Познавательные и речевые умения.

Дети должны уметь:

- сравнивать предметы на глаз, путем наложения, приложения. Выделять на этой основе соответствия по форме, количеству, числу, размеру, удаленности, расположению и т. д. ; находить отличия;

- выражать в речи количественные, пространственные, временные отношения между предметами, пояснять последовательное увеличение и уменьшение их по количеству, размеру (легкий, потяжелее, еще^потяжелее и т. п.);

- отвечать на вопрос: «Как ты узнал?»

Числа и цифры.

Представления.

Дети должны уметь:

- обозначать количества до 5-10 предметов числом и цифрой; знать цифры от 0 до 9; количественное и порядковое назначение числа;

- обобщать группы предметов, звуков и движений по числу («Стульев, столов по пять. их поровну; кукол и звуков — по восемь»);

- определять связи между числом, цифрой и количеством: чем больше предметов, тем большим числом они обозначаются; сосчитывать однородные и разнородные предметы в разном расположении.

Познавательные и речевые умения.

Дети должны уметь:

- сосчитывать и сравнивать предметы по свойствам, количеству и обозначающему их числу; воспроизводить количество по образцу и числу; отсчитывать предметы;

- называть числа, согласовывать слова-числительные с существительными (названиями \ предметов, их свойств) в роде, числе, падеже;

- отражать в речи способ практического действия - сравнения по форме, размеру; отвечать на вопросы: «Как ты узнал, сколько всего?», «Что ты узнаешь, если сосчитаешь?»

Сохранение (неизменность) количества и величины. Представления.

Дети должны представлять:

- объем жидких и сыпучих тел не зависит от формы и размера сосуда;

- количество, число предметов не зависит от их расположения в пространстве, сгруппированности (на одном и том же количестве);

- изменение числа с добавлением одного предмета;

- уметь обобщать по размеру, числу («такие же», «столько же», «по 5»); по уровню на полненности одинаковых по форме сосудов и т. д.

Познавательные и речевые умения.

Дети должны уметь:

-сосчитывать, сравнивать предметы путем сопоставления, наложения с целью доказательства равенства или неравенства, идентичности или различий в пространственном расположении, объемах и т. д. ;

- выражать в речи: расположение предметов в пространстве, одного предмета относительно другого, изменения или неизменность по расположению, количеству, размеру, форме,] наполненности сосуда, весу;

- отвечать на вопрос: «Что изменилось, что осталось таким же (неизменным?»;

- пользоваться предлогами и наречиями: справа, сверху от., рядом с., около, в, ш\ за и др. ; пояснять способ сопоставления, обнаружения соответствия.

Последовательность действий.

Представления.

Дети должны уметь: обозначать последовательность учебно-игрового действия, порядка следования объектов-символом (стрелкой).

Познавательные и речевые умения.

Дети должны уметь:

- зрительно воспринимать и понимать последовательность развития, выполнения действия, ориентируясь на направление, указанное стрелкой;

-отражать в речи порядок выполнения действий: сначала, потом, раньше, позже; если. то.

Уровни освоения программы.

Низкий. Ребенок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности.

Пользуется числами до 3-5, допускает ошибки при сосчитывании.

Выполняет игровые и практические действия в определенной последовательности; ошибается в установлении связей между действиями (что сначала, что потом).

Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам («все большие», «все некруглые»). Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

Обобщает группы предметов по количеству (числу, размеру, устанавливает неравенство. Считает до 4-7.

Высокий. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки, сравнения, сериации; сосчитывает предметы до 8-10.

Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) количества, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т. д. Отвечает на вопрос: «А что будет, если. уберем, добавим?.» Самостоятельно экспериментирует с целью определения неизменности количества и размера, объясняет, почему стало больше или меньше.

Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, при-меняет известные ему способы действий в иной обстановке.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Программное содержание

занятий Материалы,

оборудование,

пособия Совместная деятельность воспитателя и детей Самостоятельная деятельность детей

СЕНТЯБРЬ

1 Том и Джерри [4, с. 40] Цели: осваивать с детьми способы обследования, сравнения фигур с целью выделения сторон и углов (без педагогической поддержки); развивать умение находить нужную фигуру по отрицанию свойства (в данном случае - формы); самостоятельное осваивать правила движения по лабиринту

Игрушки: кот и мышонок; 4 «норки» (из крупного строительного конструктора, 4 «дверцы для норок» в форме квадрата, круга, трапеции и треугольника (с силуэтом мышонка на каждой двери, лабиринт из крупного строительного конструктора (с одним входом и одним выходом 1. Дидактические игры: «Узнай, что изменилось» [5, с. 6]; «Повторяйте друг за другом» [5, с. 7]; «Муравьи» [5, с. 9].

2. Конструирование с использованием логических блоков Дьенеша.

3. Загадывание загадок [1, с. 8].

4. Собрав осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые.

5. Предложить детям купить в магазине для игрушек ленты, побуждая их назвать цвет ленточек.

6. Вместе с детьми сделать большие и маленькие куличики из песка для игрушек. Сделать большой кулич из настоящего ведра.

7. Запускать пальцами мелкие волчки.

8. Сжимать и разжимать кулачки, игра: кулачок - бутончик цветка, утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался.

9. Кистями рук делать «фонарики».

10. Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре Дидактическая игра «Запомни картинки» [5, с. 6]

2 Мышиные истории

[4, с. 41]

Цели: осваивать с детьми способы различения и со-отнесения предметов по раз-меру, количеству; устанавливать простые зависимости; упражнять в обследовании и выделении фигур четырехугольной формы

Игрушки: 5 мышек, пластмассовые кубики четырех цветов: красного, желтого, зеленого и белого; 3 силуэта мячей (2 больших, I маленький, большой кусок сыра и 10-12 кусочков сыра (из цветного картона) различной формы, в том числе четырехугольной

1. Дидактические игры: «Обед для матрешек» [5, с. 9]; конструирование с использованием логических блоков Дьенеша [5, с. 11]; «Разноцветная вода» [5, с. 15].

2. Чтение стихотворения Е. Н. Лебеденко «Гном Тик-Так и время» [1, с. 61].

3. Загадывание загадок [1, с. 9].

4. Решение проблемной ситуации: «Как Белоснежка считала гномов» [6, с. 5].

5. Игры с палочками X. Кюизенера (задание 18) [2, с. 66].

6. Собираясь на прогулку, поинтересуйтесь, сколько ребят пришло в куртках, а сколько - в пальто (много, мало).

7. За обедом спросить у детей, у кого порция больше, а у кого - меньше, кто съел больше (меньше) и т. п.

8. На картинке с изображением зверей установить с детьми, каких зверей много, а каких мало.

9. Детям катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики.

10. Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, затем на собственный палец (получить колечко или спираль) Дидактические игры:

«Подбери пару» [5, с. 7]; «Зверюшки на дорожках» [5, с. 7]

ОКТЯБРЬ

3 Ежиные истории

[4, с. 42]

Цели: освоить с детьми способы перемещения цветных квадратов по правилу; упражнять в счете, воспроизведении количества до заданного числа; выделять определенное количество из множества

Игрушки: 1 заяц, 3 ежа (каждый с 5 грибами); 3 белых квадратных коврика, разделенных линиями на 4 квадрата, 12 цветных квадратов (частей ковриков) зеленого, красного, синего, желтого цветов (по 3 шт.)

1. Дидактическая игра «День рождения кукол» [5, с. 6].

2. Беседа «Утро» [1, с. 9].

3. Разучить стихотворение Е. Н. Лебеденко «Утро» [1, с. 61].

4. Конструирование с использованием логических блоков Дьенеша: «Дорожки» (I) [2, с. 27].

5. Поставить три ведра: пустое, заполненное наполовину и полное. Предложить сделать так, чтобы все три ведра стали полными.

6. Игры с сосудами и флаконами, к которым нужно подбирать крышки по форме и размеру.

7. На прогулке аккуратно намочить подошвы, сделать отпечатки и сравнить их по форме и размеру.

8. Детям барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

9. Махать в воздухе только пальцами.

10. Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе Дидактическая игра «Нарисуй картинку палочками» [5, с. 8]

4 Три котенка [4, с. 43] Цели: развивать комбинаторные умения: определять направления выше - ниже, над - под, между; упражнять в порядковом счете, уточнить представления о направлениях счета; определять соотношение предметов по цвету с ориентацией на сюжет игры Игрушки: 3 котенка, 5 гномов в цветных колпачках; цветные пластмассовые кубики или квадраты 3 цветов; дом с забором (без окраски, части домов (стены, крыши, заборы, чердачные окна -по 3 шт.) 3 цветов, лесенка из 5-7 ступенек 1. Дидактическая игра «Добавь слово» [5, с. 12].

2. Беседа «Вечер» [1, с. 10].

3. Разучить стихотворение Е. Н. Лебеденко «Вечер» [1, с. 62].

4. Игры с папочками X. Кюизенера (задание 19) [2, с. 66].

5. Из разных форм делать с детьми куличи разной формы из песка.

6. В сыром песке делать отпечатки разных предметов.

7. Посчитать деревья на участке.

8. Детям нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку.

9. Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.

10. Кистями рук делать «фонарики» Дидактическая игра «Цветные картинки» [5, с. 15]

5 Переполох [4, с. 44] Цели: упражнять детей в воспроизведении количества по представлению; счете от исходного числа до заданного; составлять целое из частей, учить ориентированию в пространстве «от себя»

5 ваз и поднос с яблоками (не меньше 20 штук); 5 непрозрачных пакетов; двери (силуэт) с геометрическим витражом и половинки (части) всех фигур витража; игрушки: кот, 5 мышей

1. Дидактические игры: «Что изменилось?» [5, с. 13]; «Что дальше?» [5, с. 14].

2. Беседа «День» [1, с. 9].

3. Разучить стихотворение Е. Н. Лебеденко «День» [1, с. 62].

4. Решение проблемной ситуации: «Который гномик будет вратарем?» [6, с. 7].

5. Игры с палочками X. Кюизенера (задание 20) [2, с. 66].

6. На прогулке поискать одинаковые по форме листья деревьев, семена.

7. Из молочных пакетов сделать несколько домиков разной величины, игра с ними.

8. Запускать пальцами мелкие волчки.

9. Застегивать пуговицы, крючки, молнии.

10. Детям барабанить всеми пальцами обеих рук по столу

6 Тимошка-озорник

[4, с. 45]

Цели: воссоздавать числовой ряд и группировать предметы (по 5-7 шт.); упражнять детей в определении места предмета в ряду; актуализировать употребление в речи слово кроме; определять формы предметов на основе отрицания признака

Кот (игрушка, 5 коробок, 1 из них большего размера, 25 кругов или шариков (из фольги, 5 чайных чашек, фигуры: треугольники, круги, разные четырехугольники, рисунок аквариума и 7 рыбок

1. Дидактическая игра «Цветное домино» [5, с. 16]; «Цветные картинки» [5, с. 15].

2. Беседа «Ночь» [1, с. 10].

3. Разучить стихотворение Е. Н. Лебеденко «Ночь» [1, с. 62].

4. Игры с палочками X. Кюизенера (задание 21) [2, с. 66].

5. Показать детям на прогулке две одинаковых закрытых коробки: в одной - песок, а в другой - камешки. Предложить, не открывая коробок, угадать, в какой камешки (надо потрясти коробку).

6. Наклеивание готовых форм на контуры.

7. Нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку.

8. Собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе -разбежались).

9. Показывать отдельно только один палец - указательный, затем два (указательный и средний, далее - три, четыре, пять пальчиков

НОЯБРЬ

7 Временные понятия

[3,с. 91]

Цели: осваивать с детьми временные понятия; развивать внимание, творческое воображение

Иллюстрации к частям суток; знаки-символы; игра «Геометрическая мозаика»

1. Дидактические игры: «Мастерская форм» [5, с. 8], «Какой предмет?» [5, с. 10].

2. Беседа «Сутки» [1, с. 11].

3. Конструирование с использованием логических блоков Дьенеша: «Дорожки» (П) [2, с. 28].

4. Отыскивать детали из набора «Строитель» - такие же, как предлагает воспитатель.

5. Игры с сосудами и флаконами, к которым нужно подбирать крышки по форме и размеру.

6. Детям завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.

7. Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики.

8. Сжимать и разжимать кулачки; игра: кулачок - бутончик цветка, утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул, закрылся, спрятался.

9. Кистями рук делать «фонарики» Дидактическая игра «Спортсмены строятся» [5, с. 9]

8 Волшебная страна

[3, с. 55]

Цель: развивать смекалку, фантазию, умения рассуждать, доказывать

Игрушка - резиновый мяч; игра «Сложи узор»; рабочие листы

1. Дидактические игры: «Что бывает широкое?» [5, с. 10]; головоломки «Составь фигуру» [5, с. 11].

2. Конструирование с использованием логических блоков Дьенеша: «До-рожки» (III) [2, с. 28].

3. Изготовление из обыкновенной фольги украшений или других поделок, «драгоценностей» и др.

4. Изготовление из соленого теста печенья с помощью формочек, по возможности называя их («сердечко», «звездочка», «полумесяц» и т. п.)

5. Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, затем быстро.

6. Детям нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку.

7. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу

9 Отважные кладоискатели

[4, с. 47]

Цель: развивать умения соотносить форму и размер фигур, уравнивать группы предметов по количеству

Игрушки: 3 мышонка, макет парусника, запасные паруса (используется игра «Сложи квадрат»); 6-9 кусочков сыра (из цветного картона, мешок с кладом-сюрпризом (фруктовый сахар)

1. Дидактическая игра «Посади огород» [5, с. 13].

2. Беседа «Сегодня, завтра и вчера» [1, с. 13].

3. Чтение стихотворения Е. Н. Лебеденко «Сегодня, завтра и вчера» [1, с. 63].

4. Игры с палочками X. Кюизенера (задание 22) [2, с. 67].

5. Игры с матрешками и пирамидками.

6. Игры со строительным материалом (конструктор).

1. На панно из числа два найти большие и маленькие «двойки».

8. Показательно отдельно только один палец - указательный, затем два (указательный и средний, далее три, четыре, пять пальцев.

9. Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

10. Детям наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получить колечко или спираль)

10 Река загадок

[3, с. 73]

Цель: развивать смекалку, комбинаторные способности, умения обобщать, преобразовывать, делать логические выводы

Счетные палочки; чертежи задач-головоломок; логические задачи; «Монгольская игра»

1. Дидактическая игра «Цветные дома» [5, с. 15].

2. Развлечение с использованием игр и упражнений [3, с. 72].

3. Игры с палочками X. Кюизенера (задание 23) [2, с. 67].

4. Склеивание из готовых форм (секторов) конусов разной формы и величины (колпачки). По желанию - изготовление колокольчиков, забавных мордочек, шапочек-колпачков.

5. Игры с вкладышами.

6. Детям собирать все пальчики в щепотку.

7. Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики.

8. Запускать пальцами мелкие волчки Дидактическая игра «Когда это бывает?» [5, с. 14]

ДЕКАБРЬ

11 Путешествие [4, с. 46] Цели: развивать умение счета предметов, расположенных небольшими группами и удаленных друг от друга, характеризовать количественные отношения, комментировать их своими высказываниями; отражать в речи процесс продвижения по лабиринту (на основе выполняемого действия)

Поезд (модель, блюдо с пирожками (8-10 шт.)

1. Дидактическая игра «Кто в домике живет?» [5, с. 34].

2. Игры с палочками X. Кюизенера (задание 24) [2, с. 67].

3. Симметричное вырезывание снежинок из голубой и белой бумаги для украшения группы.

4. Рассматривание готовых форм, картинок о животных; определение, кто из них большой, а кто - маленький (если зверь большой, дети хлопают в ладоши, а если маленький - не хлопают).

5. Распределение ролей к постановке сказки «Три поросенка» (выяснить с детьми, какие необходимо сделать атрибуты к этой сказке).

6. Чтение сказки (по желанию детей) с акцентом в ней на числе три. 1. Игры с вкладышами.

8. Детям катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики.

9. Нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку Дидактическая игра «Танграм» [5, с. 34]

12 Новые приключения Тома и Джерри [4, с. 47]

Цели: учить детей выбору предметов, подлежащих сравнению с силуэтом; выделять группы предметов по цвету (на основе описания); упражнять по ориентации в пространстве Рабочие тетради

1. Дидактическая игра «Волшебная мозаика» [5, с. 34].

2. Решение проблемной ситуации: «Цветные коврики» [6, с. 46].

3. Игры с палочками X. Кюизенера (задание 25) [2, с. 67].

4. Изготовление атрибутов к сказке «Три поросенка».

5. Игры с геометрическими мозаиками.

6. Пальчиковая гимнастика.

7. Детям завязывать шнурки, узлы на толстой веревке.

8. Вспомнить с детьми известные считалки.

9. Выучить новую считалку

13 Путешествие в волшебную

страну [3, с. 65]

Цели: развивать творческое воображение, умения ориентироваться в пространстве, распознавать условные обозначения

Рабочие листы, наборы геометрических фигур (каждый набор содержит 15-20 одинаковых по форме фигур); план комнаты

1. Дидактическая игра «Новогодние елочки» [5, с. 35].

2. Решение проблемной ситуации: «Как лягушонок научился считать» [6, с. 8].

3. Конструирование с использованием логических блоков Дьенеша: «Найди клад» (I) [2, с. 14].

4. Инсценировка сказки «Три поросенка».

5. Нахождение предметов, похожих на круг, квадрат, треугольник.

6. Посчитать деревья на участке.

7. Запускать пальцами мелкие волчки.

8. Выкладывание из спичек знакомых предметов

14 Красная Шапочка [4, с. 48]

Цели: учить детей сравнивать и находить фигуры

на основе отрицания одного

из признаков; развивать

умение устанавливать последовательность расположения предметов (при условии их чередования через один); упражнять в делении группы предметов на части Игрушки: Красная Ша-

почка и волк; части

4 домов (макеты) с окнами и крышами разной формы; поднос любой формы (но не круглый) с 9 пряниками с начинкой и без нее

1. Дидактическая игра-лото «Цвет и форма» [5, с. 43].

2. Конструирование с использованием логических блоков Дьенеша:

«Найди клад» (II) [2, с. 15].

3. Игры со строительным материалом (конструктор).

4. На улице: лепка из снега геометрических фигур.

5. Выбрать предметы, которые притягивают магнит.

6. Рассматривание готовых форм, картинок с животными (уточнить, кто

из них большой, а кто - маленький; если зверь большой, дети хлопают

в ладоши, а если маленький - не хлопают).

7. Детям завязывать шнурки, узлы на толстой веревке Дидактическая

игра «Логическое лото»

[5, с. 43]

ЯНВАРЬ

15 Царевна-лягушка

[4, с. 49]

Цели: развивать умения

проходить по лабиринту,

называть изменения в направлении, запоминать ориентиры; упражнять в порядковом счете, проведении прямых линий

Рабочие тетради

1. Дидактические игры: «Куда залетела пчела?» [5, с. 40]; «Ударь в бубен» [5, с. 40]; «Где Маша?» [5, с. 42].

2. Решение проблемной ситуации: «Найди домик» [6, с. 9].

3. Игры с палочками X. Кюизенера (задание 26) [2, с. 68].

4. Распределение ролей к постановке сказки «Три медведя», подготовка

необходимых атрибутов к этой сказке.

5. Из готовых полос бумаги (длинных и коротких) склеить большие и маленькие колечки. Разложить их на два подноса.

6. Игры с вкладышами.

7. Детям нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку.

8. Пальчиковая гимнастика.

9. Выучить новую считалку Дидактические

игры:

«Кто здесь прячется?» [5, с. 18];

«На что это похоже?» [5, с. 28];

лото «Цвет и форма» [5, с. 43]

ФЕВРАЛЬ

16 Элли и ее друзья [4, с. 50]

Цели: развивать графические навыки в процессе по-

иска направления движения, умения делить предметы на группы по 2 (парами)и исключать из них один,составлять целое из двух

равных частей, увеличивать количество предметов путем досчитывания Игрушки: куклы «Жевуны», 7 половин яблок, 30 силуэтов яблок, искусственные цветы (7-9 шт., 4 корзинки

1. Дидактическая игра «Что достать тебе, дружок?» [5, с. 21].

2. Решение проблемной ситуации: «Как помочь повару?» [6, с. 52].

3. Конструирование с использованием логических блоков Дьенеша: «Найди

клад» (Ш) [2, с. 16].

4. Изготовление атрибутов к сказке «Три медведя».

5. Игры с геометрическими мозаиками.

6. Рассматривание книги «Животный мир».

7. Изготовление с детьми модели дня (на лист ватмана, поделенный

на 4 части, наклеить картинки с изображением того, что дети делают

утром, днем, вечером, ночью).

8. Выкладывание из спичек знакомых предметов Дидактическая

игра «Где Маша?» [5, с. 43]

17 Цветик-семицветик

[4, с. 51]

Цель: вырабатывать умения видеть и воспроизводить симметрию; развивать графические навыки в процессе прохождения по нитевому лабиринту; умения составлять группы предметов по заданному условию, целого предмета - на основе правила; уточнить представления о порядке следования времен года 3 связки бубликов (сразным их количеством); цветик-семицветик со съемными лепестками; половинка вазы (из кар-тона); шнур и ориентиры для составления второй половинки вазы; иллюстрации времен года (по 2 шт.); половинки силуэтов мячей (красный, желтый, синий, оранжевый, голубой - по 3 шт.)

1. Дидактическая игра «Точечки» [5, с. 29].

2. Игры с палочками X. Кюизенера (задание 27) [2, с. 68].

3. Инсценирование сказки «Три медведя».

4. Счет «Кого больше?» (девочек или мальчиков, машин или кукол и т. д.).

5. Создание коллективной аппликации «Времена года» (на лист ватмана, поделенный на 4 части, наклеить картинки, изображающие времена года).

6. На прогулке сравнивать по длине палочки, веревочки, шарфы детей.

7. Кистями рук делать «фонарики».

8. Детям барабанить всеми пальцами обеих рук по столу

18 Игры с Микки-Маусом

[3, с. 68]

Цель: развивать комбинаторные способности, умения обобщать и сравнивать качества предметов

Тетрадь, карандаши, счетные палочки, блоки Дьенеша

1. Дидактические игры, конструирование с использованием логических блоков Дьенеша [5, с. 36]; «Гномы с мешочками» [5, с. 39].

2. Решение проблемной ситуации: «Обида Пети» [6, с. 53].

3. Игры с палочками X. Кюизенера (задание 28) [2, с. 68].

4. Наклеивание готовых форм на контуры.

5. Игра «Угадай-ка!» Предложить детям угадать, какая коробка пустая, а какая - полная (можно потрясти коробку и сравнить по звуку или подержать в руках, и сравнить по весу).

6. При одевании на прогулку обсудить с каждым ребенком, какого цвета у него шапка, шарф, куртка, сапоги или туфли.

7. Игры с пуговицами (выбрать пуговицы с четырьмя «ушками» в одну коробочку, а с двумя «ушками» - в другую)___

19 Игры с котом Франтом [3, с. 87]

Цель: развивать умения классифицировать множества по двум свойствам: цвету и форме, размеру и форме; пространственное воображение

2 обруча разного цвета; бумажные коврики с узорами из геометрических фигур

1. Дидактическая игра «Угадай фигуру» [5, с. 44].

2. Игры с палочками X. Кюизенера (задание 29) [2, с. 68].

3. Предложить детям разобрать картинки, связанные с числом пять.

4. Игры с пуговицами (выбрать пуговицы с двумя отверстиями в одну коробку, с четырьмя отверстиями - в другую, пуговицы на «ножке» -в третью коробку).

5. Разложить многоугольники по увеличению количества углов.

6. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, пряжек, липучек и др.

7. Рисование геометрических фигур на листе бумаги Дидактическая игра «Где Маша?» [5, с. 43]

МАРТ

20 Обезьяний детский сад

[4, с. 53]

Цели: соотносить количество предметов, числа и цифры; упражнять в увеличении и уменьшении предметов на 1; делении целого на равные части

Игрушки: 1 большая обезьяна и 3 маленьких; силуэты яблок, мячей, конфет{по 5-6 шт.); 4 карточки с изображением бананов (1,2, 3, 4 шт.) и соответствующей их числу цифрой

1. Дидактическая игра «Кодирование геометрических фигур» [5, с. 44].

2. Конструирование с использованием логических блоков Дьенеша: «Угадай-ка» (I) [2, с. 16].

3. Рассмотреть сюжетную картинку, рассказать, что изображено вверху, что - внизу, что - слева, а что - справа.

4. Выполнение упражнений в заданном направлении: вверх - вниз, вперед- назад, вправо - влево.

5. Из набора открыток выбрать те, на которых изображены цветы.

6. Игры с пуговицами (выбрать пуговицы круглой формы в одну коробку, квадратной -в другую, прямоугольной - в третью, треугольной - в четвертую коробку).

7. На участке посчитать деревья, сравнить их по высоте, толщине.

8. Разминать пальцами пластилин, глину Дидактическая игра «Кто знает, пусть дальше считает» [5, с. 59]

21 За грибами [4, с. 54] Цели: развивать умения решать простые логические задачи: комбинировать и составлять ряды предметов; считать методом досчитывания; последовательное деление общего количества на 3 равные части (по 3)

4 силуэта кукол, вырезанных из бумаги, сложенной гармошкой: 2 силуэта кукол с косичками и 2 - с короткими волосами; 2 бантика, 1 корзинка и 1 карман; корзина, грибы (10 шт., в том числе 1 мухомор)

1. Дидактическая игра «Исправь ошибку» [5, с. 60].

2. Конструирование с использованием логических блоков Дьенеша: «Угадай-ка» (П) [2, с. 16].

3. Предложить детям разобрать картинки, связанные с числом пять.

4. Разделить ракушки на створчатые и завитые.

5. Игры с пуговицами (сложить в одну коробку красные пуговицы, в другую - зеленые, в третью - белые, в четвертую - черные, в пятую -желтые, в шестую - синие).

6. Рассортировать по цвету ленты.

7. Пальчиковая гимнастика

22 Праздник [4, с. 55] Цель: развивать умения сравнивать группы предметов по количеству и цвету, определять соответствие и отношения «больше - меньше на 1»; комбинаторные навыки

Трехъярусная елка (силуэт) и шары для нее (из картона): синих - 6 шт., красных - 7 шт., желтых - 8 шт. ; коробка, разделенная на ячейки (3 х 3, фигуры 3-х форм и 3-х цветов каждая (по 3 шт.); фонарики (треугольные и четырехугольные)

1. Дидактическая игра «Цифры заблудились» [5, с. 67].

2. Решение проблемной ситуации: «Почему поссорились Том и Джерри?» [6, с. 11].

3. Игры с палочками X. Кюизенера (задание 30) [2, с. 68].

4. С закрытыми глазами рассортировать камешки на легкие и тяжелые, разделить предметы на мягкие и твердые.

5. Выбрать из группы предметов то, что тонет.

6. Из набора карточек выбрать те, на которых изображено 5, 4, 3, 2 предмета.

7. Разложить ленты по уменьшению их ширины.

8. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки Дидактическая игра

«Что изменилось?»

[5, с. 60]

23 Игры с Микки-Маусом [З. с. 61]

Цель: развивать комбинаторные способности детей,творческое воображение, логику мышления. Схематические рисунки, набор геометрических фигур (квадратов, треугольников,прямоугольников 2-3 размеров, по несколько фигур одного вида и размера, треугольников всех видов); игра «Сложи узор»

1. Дидактическая игра «Кубики для всех» [5, с. 66].

2. Игры с палочками X. Кюизенера (задание 31) [2, с. 68].

3. Разложить многоугольники в порядке увеличения или уменьшения

числа углов.

4. Сложить в одну коробку кубики, в другую - кирпичики, в третью -

шарики.

5. Положить в одну коробочку маленькие ракушки (камешки, а в другую - большие.

6. Игры с сосудами и флакончиками, к которым нужно подбирать

крышки по форме и по размеру.

7. Детям наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катуш-

ку, на собственный палец (получить колечко или спираль).

8. Пальчиковые игры

АПРЕЛЬ

24 Путешествие по волшебной стране [3, с. 67]

Цель: развивать комбинаторные способности детей, смекалку, сообразительность

Разрезные картинки; карточка с написанным на ней именем ребенка, разрезанная на 4—5 частей; замок и ключи из картона в форме

геометрических фигур; карточки-коды; блоки Дьенеша

1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» [5, с. 61].

2. Решение проблемной ситуации: «Каждый хочет быть первым»

[6, с. 14].

3. Конструирование с использованием логических блоков Дьенеша:

«Угадай-ка» (Ш) [2, с. 17].

4. Рассмотреть сюжетную картинку, рассказать, что изображено вверху.

что - внизу, что - слева, а что - справа.

5. Выполнение упражнений в заданном направлении: вверх - вниз,

вперед - назад, вправо - влево.

6. Из набора открыток выбрать те, на которых изображены животные.

7. Игры с вкладышами.

8. Детям нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку.

9. Пальчиковая гимнастика Дидактическая игра

«Внимание»

[5, с. 61]

25 Игры с Микки-Маусом и котом Франтом [3, с. 78]

Цель: развивать пространственное воображение детей, смекалку, умение составлять задачи на преобразование Счетные палочки, предметные игрушки

1. Дидактическая игра «Угадай» [5, с. 67].

2. Решение проблемной ситуации: «Почему дети грустят и улыбаются?» [6, с. 16].

3. Игры с палочками X. Кюизенера (задание 32) [2, с. 69].

4. Выполнение из соленого теста печенья с помощью формочек,

по возможности называя их («сердечко» «звездочка» и т. п.).

. Собираясь на прогулку, посчитать, сколько ребят пришло в куртках, а сколько — в пальто (много, мало, больше, меньше).

6. При одевании на прогулку обсудить с каждым ребенком, какого цвета у него шапка, шарф, куртка, сапоги или туфли.

7. Детям катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики.

8. Нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку

26 Город геометрических фигур

[3, с. 80]

Цели: осваивать приемы мнемотехники; развивать умения выделять основные при-знаки предметов: цвет, форму, величину, находить предметы с заданными свойствами Набор картинок-связок, логических геометрических фигур; знаки-символы; тетради с начерченными таблицами (3x3 см); карандаши; макет домика

1. Дидактическая игра «Собери букет» [5, с. 69].

2. Решение проблемной ситуации: «Кого больше?» [6, с. 14].

3. Игры с палочками X. Кюизенера (задание 33) [2, с. 69].

4. Сложить в одну коробку все шишки, а в другую - все ракушки.

5. Рисование палочками на песке или мелом на асфальте знакомых детям геометрических фигур и цифр.

6. Разделить ракушки на створчатые и завитые.

7. Разложить ленты по уменьшению их ширины.

8. Детям нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку.

9. Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре Дидактическая игра «Внимание! Угадай-ка» [5, с. 64]

27 Временные представления

[3, с. 88]

Цели: формировать временные представления, развивать внимание, творческое воображение

Иллюстрации из серии «Времена года», предметные картинки

1. Дидактическая игра «Цветик-семицветик» [5, с. 70].

1. Математическое развлечение [3, с. 88].

2. Игры с геометрической мозаикой.

3. С закрытыми глазами рассортировать камешки на легкие и тяжелые, разделить предметы на мягкие и твердые.

4. Игры с пуговицами (выбрать пуговицы с двумя отверстиями в одну коробку, с четырьмя отверстиями - в другую, пуговицы на «ножке» - в третью коробку).

5. Детям катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики.

6. Нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку Дидактическая игра «Сложи узор» [5, с. 67]

МАЙ

28 Волшебная страна [3, с. 93]

Цель: развивать умения предвидеть результат деятельности, сравнивать; воображение Игра «Сложи квадрат»; набор предметных карточек с цифрами из игры «Веселый счет»; игра «Сложи узор»; мяч

1. Дидактические игры: «Точечки» [5, с. 53]; «Не ошибись!» [5, с. 61].

2. Решение проблемной ситуации: «Сколько детей в группе?» [6, с. 17].

3. Игры с палочками X. Кюизенера (задание 34) [2, с. 69].

4. Математический праздник [3, с. 144].

5. Предложить детям разложить ленты по увеличению их длины.

6. Предложить детям разложить треугольники по уменьшению их размера.

7. Склеивание из готовых форм (секторов) конусов разной формы и величины (колпачки). По желанию сделать колокольчики, забавные мордочки, шапочки-колпачки Дидактическая игра «Сложи квадрат» [5, с. 65]

29 Игры с Микки-Маусом [3, с. 94]

Цель: развивать пространственное воображение, сообразительность, смекалку

Счетные палочки

1. Дидактические игры: «Когда это было?» [5, с. 67], «Украсим кукольные платья» [5, с. 70].

2. Игры с пуговицами (сложить в одну коробку красные пуговицы, в другую - зеленые, в третью - белые, в четвертую - черные, в пятую • желтые, в шестую - синие.)

3. Выполнение упражнений в заданном направлении: вверх - вниз, вперед - назад, вправо - влево.

4. Из набора открыток выбрать те, на которых изображены какие-либо сюжеты.

5. Лепка из песка геометрических фигур и цифр.

6. Разложить палочки по увеличению их длины, а затем по уменьшению ширины.

7. Детям застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки Дидактическая игра «Разрезные картинки» [5, с. 69]

ЛИТЕРАТУРА

1. Лебеденка, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста / Е. Н. Лебеденко. -СПб. : Детство-Пресс, 2003.

2. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - СПб. : Детство-Пресс, 1996.

3. Математика от трёх до шести: учеб. -метод, пособие для воспитателей детских садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб. : Детство-Пресс, 1996.

4. Михайлова, 3. А. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений: метод, пособие для педагогов ДОУ / 3. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. - СПб. : Детство-Пресс, 2002.

5. Первые шаги в математику. Средняя группа: метод, пособие / сост. Л. В. Буланова, М. В. Корепанова, А. М. Яценко, Л. С. Яценко; Волгогр. гос. ин-т повышения квалификации раб. образования. - Волгоград, 2004.

6. Смоленцева, А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей / А. А. Смоленцева, О. В. Сурова. - СПб. : Детство-Пресс, 2004.

Публикации по теме:

Образовательные области «Здоровье и Безопасность» Я работаю по программе Логиновой В. И. "Детство". Согласно новому документу ФГТ программа включает в себя 10 образовательных областей, одна.

Программа «Развитие мелкой моторики» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развернутое перспективное планировнание по программе «Детство» в средней группе (первые шаги в математику)
Опубликовано: 11 июня 2012 в 22:03
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развернутое перспективное планировнание по программе «Детство» в средней группе (первые шаги в математику)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Будникова (УИ 7272) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД