Папки-передвижки

Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» в средней группе (ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки)

Татьяна Будникова
Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» в средней группе (ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки)

РЕБЕНОК В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И МУЗЫКИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к изобразительному искусству - как к его восприятию, так и к самостоятельной художественной деятельности.

Задачи воспитателя:

- воспитывать эмоционально-эстетические чувства и ориентацию на проявление прекрасного в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера: от-ношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников и других людей, к изображенным в произведениях искусства событиям и образам; выражение симпатии и антипатии; правильное отношение к доброму и злому, правдивому, спокойному, доброжелательному и хитрому, нечестному, веселому и грустному и к другим общечеловеческим проявлениям;

Публикация «Развернутое перспективное планирование по программе „Детство“ в средней группе (ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки)» размещена в разделах

- формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих, типичных признаков и свойств, некоторых индивидуальных проявлений, характерных для отдельных объектов, понимание взаимосвязи и красоты природных явлений;

- развивать художественное восприятие произведений искусства; подвести детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображено) в разных видах искусства; формировать у детей зрительную «насмотренность» художественных образов, эмоциональную отзывчивость, сопереживание состоянию и настроению художественного произведения, способность к соотнесению увиденного с собственными представлениями о красивом, смелом, печальном, радостном, сердитом и др., с образами других видов искусства - музыки, устного фольклора, литературы и др. ;

- учить детей сравнивать, сопоставлять изображенное выражение лица человека, его позу с эмоциональным состоянием, перенося эти знания на изображенный художественный образ природы, живых объектов, предметов; прививать навыки активного, последовательно-го, внимательного рассматривания изображенного образа, способность к элементарному эмоционально-эстетическому суждению и оценке увиденного;

- формировать навыки и умения собственной творческой, изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности; при этом особое внимание уделять развитию у детей моторного «алфавита» изобразительных действий: техники деятельности, пространственных ориентировок, представлений о некоторых основных средствах изобразительного языка.

Изобразительное искусство

Представления, навыки, умения, отношение.

Декоративное искусство.

Ребенок должен знать:

- некоторые особенности декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду; представлять то, что "образы и узоры, их эле-менты взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт;

- иметь представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: игрушках из глины (дымковская, каргопольская, фшимоновская, оятская, тверская, из дерева (богородская, семеновская, полховмайданская, мезенская, архангельские птицы из щепы); предметах из резной бересты (короба, шкатулки архангельские и шамоготские); росписи разделочных досок (Городец, подносов (Жостово); кружеве (вологодское, киришское, вятское); вышивке (владимирский шов и др.); росписи посуды (новгородская, псковская, оятская);

- иметь первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.

Графика.

Ребенок должен знать и понимать:

- особенности книжной графики: сопровождение текста, раскрытие характеров героев, украшение книги;

- ценность каждой книги и необходимость бережного отношения к ней;

- узнавать изображенные образы, видеть их выразительность, соотнося с определенным текстом;

- иметь представления о некоторых особенностях цвета, рисунка (выразительность линий, форм, передающих движение, позу образа, изобразительной манере художников Е. и Н. Чарушиных, Н. Кочергина, Т. Юфы, Т. Мавриной, М. Митурича и др. ; о назначении иллюстрации и о тех, кто ее создает.

Живопись.

Ребенок должен:

- иметь представление о том, что художественные картины относятся к искусству живописи; отличать живопись от графики;

- знать жанры живописи: натюрморт, его виды (цветы, плоды, овощи, предметы бы-та); пейзаж, его виды (ландшафт в разные сезоны года, городской, морской); портрет (детский, женский, мужской, автопортрет; разные портреты по композиции: лицо, погрудные, портреты с изображением разных поз; по колориту, передающему яркие эмоциональные состояния);

- уметь эмоционально откликаться на образное содержание произведений живописи, сопереживать настроению художественных образов, узнавать жанры живописи, ориентироваться в некоторых средствах выразительности (рисунок, передающий с помощью линии, штриха движение, позу, жест, мимику героя; цвет как средство передачи эмоционального состояния, настроения, отношения автора к изображаемому; выделение главного на плоскости листа цветом, положением в пространстве).

Скульптура.

Ребенок должен уметь отличать скульптуру от живописи; особенности ее содержания и средств выразительности (объемность, статика и движение; значимость самого материала, из которого выполнена скульптура); знать виды скульптуры (малая пластика, декоративная, их назначение; авторов скульптуры.

Художественная деятельность

Представления, изобразительные навыки и умения, отношение.

Ребенок должен:

- иметь представление об особенностях изобразительной деятельности: изображении, украшении, постройке;

- знать общие, типичные, характерные и некоторые индивидуальные признаки предметов и явлений природы и человека; проявление в них сенсорных, эстетических качеств и свойств (разнообразие форм, размеров, пропорций, фактуры; цветовые тона и их свойства; теплая и холодная, контрастная гамма; изменение цвета в зависимости от сезона, времени дня, состояния освещенности);

- уметь в рисунке, лепке выразительно передавать образы объектов окружающего миря

(овощи и фрукты, сооружения, машины, деревья, кустарники и цветы, животные и человек); изображать типичные и некоторые индивидуальные, характерные признаки предметов

и явлений (например: все лиственные деревья имеют ствол, толстые и тонкие ветки, листья, но они могут быть разными - высокими и низкими, тонкими и толстыми, с большом

и маленькой кроной; листья разные по цвету в зависимости от сезона; у зайчика длинные ушки и короткий хвост);

- видеть общее и отличное в похожих объектах изображения (например: петушок и курочка, воробей и синичка, елочка маленькая и старая ель);

- уметь применять обобщенные способы, лежащие в основе изображения ряда образов

(например, у бегущих животных - зайчика, белочки, лисички, кошечки и др. - туловище может быть изображено в виде дуги; у сидящих животных - в виде овала);

- использовать для большей выразительности образа изображения позы, движения,

жестов, различных деталей;

- применять цвет как средство передачи состояния, характера образа (добрый – злой,

теплый - холодный и др.) и своего отношения к герою или явлению (нравится - не нравится);

- уметь правильно располагать изображение на листе бумаги (вертикально, горизонтально, строить планы (по всему листу, два плана: небо земля, близко - далеко); выделять главное цветом, положением на листе бумаги, размером;

- рисуя сказочные образы, передавать признаки сказочности (необычность цветовой

характеристики, окружающей среды, одежды и т. д.);

- в сюжетном изображении передавать взаимосвязь пространственную, временную; в декоративном изображении (рисовании, аппликации, лепке) нарядно украшать предметную основу (шарфик, шапочку, и др., геометрическую, обозначаемую предметно (например, круг поднос, квадрат - платочек и др., с помощью ритма, чередования и простейшей симметрии цветовых пятен, геометрических элементов узора, в лепке - путем налепов и узора, выполненного стекой;

- уметь соотносить элементы узора с природными образами; в аппликации уметь создавать нарядные, декоративные обобщенные образы, соотнося их по цвету с фоном;

- приобретать навыки и умения собственной творческой изобразительной деятельности.

Воспитатель побуждает детей к творческой активности, самостоятельности и инициативности, подводит их к пониманию необходимости выражения своего отношения к изображаемому, помогает овладеть изобразительными, декоративными и конструктивными навыками и умениями.

Технические навыки и умения, отношение.

Рисование.

Ребенок должен уметь:

- отбирать материалы, инструменты и способы изображения в соответствии с создаваемым образом (например, при изображении одуванчика его легкость, воздушность лучше передать цветными карандашами, мелом);

- правильно использовать формообразующие движения, соотносить качество движений с создаваемым образом (легкость, плавность, размах, нажим на различные инструменты, проводить узкие и широкие полосы (концом кисти и плашмя, кольца, точки, дуги, мазки, трилистник (тройной мазок из одной точки);

- составлять новый цветовой тон на палитре (например, зеленый тон из синего и желтого, разбеливать основной тон для получения более светлого (например, красный с добавлением белого дает розовый тон); накладывать одну краску на другую, штриховать цветным карандашом, фломастером, мелком, работать щетинной кистью, сочетать некоторые мате-риалы (например, гуашь и восковые мелки, уголь).

Аппликация.

Ребенок должен:

- пользоваться ножницами, резать по прямой линии (для создания лесенки, заборчика и др., перерезать квадрат по диагонали (крыша, парус и др., срезать углы у прямоугольника (лодочка, крыша дома и др., делать косой срез (ель, ракета, вырезать округлую форму из квадрата, прямоугольника (яблоко, помидор, огурец и др.);

- уметь создавать аппликационный образ путем обрывания (определенной геометрической основы) и составления его из частей с последовательным наклеиванием.

Создание объемного образа в лепке (овощи, фрукты и др. предметы питания, животные и птицы, простейшее изображение человека).

Ребенок должен уметь:

- действовать различными способами (из целого куска глины, комбинированным и конструктивным);

- освоить некоторые операции: оттягивание деталей из целого куска (клюв и хвост птички, соединение частей, прижимая и примазывая их (голову к туловищу, ручку к чашке и т. д., украшение с помощью стеки и налепов.

Конструирование из готовых геометрических форм.

Ребенок должен уметь:

- создавать варианты знакомых сооружений из готовых геометрических форм (брусков, кирпичиков, призм, цилиндров) и тематического конструктора;

- анализировать объект, видеть основные части и детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм;

- выполнять постройки: мосты, машины, здания, гаражи (3-4 темы и 5-6 вариантов каждой темы);

- варьировать постройки в длину, ширину, высоту, соблюдая заданный принцип конструкции;

- осваивать способы замещения форм, придания им устойчивости, прочности; использование перекрытий, замыкания пространства.

Конструирование из бумаги.

Ребенок должен освоить обобщенные способы, с помощью которых можно создавать различные поделки: два способа складывания квадрата (по диагонали и пополам) с совмещением сторон и углов, отглаживанием сгиба (платочки, фартучки, шапочки, почтовые открытки, конверты, вагончики, дома и пр., приклеиванием к основной форме деталей (колеса -к вагончику, трубу - к дому. и др.).

Конструирование из природного материала.

Ребенок должен:

- уметь видеть образ в природном материале (сучках, плодах, шишках и др., ее образ из частей; использовать для закрепления частей клей, пластилин; творчески дополнять изображение деталями; замысливать образ, отбирать самостоятельно средства выразительности, способы создания изображения; планировать работу, дружно работать вдвоем, втроем.

- испытывать удовлетворение от своей хорошо выполненной работы и работы товарищей; проявлять потребность создавать прекрасное и украшать им дом, детский сад, да близким, вносить его в игры и др.

Уровни освоения программы.

Низкий. У ребенка есть представления о процессе художественной деятельности, на некоторых видах искусства. Ребенок владеет материалами и инструментами, но создаваемый образ маловыразителен. При активной позиции взрослого может проявить творчество и элементарно высказать собственную оценку воспринимаемого.

Средний. Ребенок проявляет интерес и желает общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит типичные и некоторые характерные признаки предметов, живых объектов, явлений, различные сенсорные и эстетические свойства. Воспринимает эмоциональные состояния и настроения близ людей. При активной помощи взрослого осваивает навыки, умения последовательного и внимательного восприятия прекрасного в окружающем и произведениях искусства, может соотносить воспринятое со своими переживаниями и опытом. Различает некоторые жанры и виды изобразительного искусства, средства выразительности.

Имеет представления о процессе создания изображения, этапах, их последовательности, способах деятельности, материалах и инструментах. Владеет техническими, изобразительными навыками и умениями. Может создавать выразительный образ, проявляя самостоятельность и активность, элементы творчества в выборе средств выразительности (цвет, материалы, построение изображения).

Высокий. Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает от этого радость и удовольствие. Видит свойства предметов, живых объектов и явлений, знает многообразные эстетические и сенсорные признаки, которые делают их красивыми или некрасивыми.

Может общаться по поводу искусства, давая эмоционально-эстетическую оценку.

Обладает достаточно качественными техническими и изобразительными навыкам и умениями, способами различных видов изобразительной деятельности, позволяющими создавать выразительные и интересные образы. Проявляет самостоятельность и творческую инициативу.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Изобразительная деятельность Конструирование Совместная деятельность воспитателя и детей

СЕНТЯБРЬ

1. Красивые цветы (рисование) [2, с. 43]

Задачи: учить передавать в рисунке части растения; закреплять умение рисовать кистью и красками, используя прием приманивания концом кисти.

2. Пищащий комочек (лепка) [4, с. 31]

Задачи: развивать интерес к лепке; выявить умения и навыки в лепке различных предметов

1. Домики (работа со строительным материалом)[12, с. 47]

Задача: развивать интерес к конструированию

1. На прогулке рассмотреть траву, ее цвет (какая она - длинная, короткая, мягкая, жесткая, есть ли в траве цветы, какие они).

2. Дидактическая игра «Сложи такой же предмет» [14, с. 9].

3. Игры: «Найди такую же траву»; «Найди травку такого же цвета».

4. Познакомить с ролью иллюстрации в книге, с тем, что создает иллюстрации художник-иллюстратор.

5. Из пластиковой бутылки вместе с детьми изготовить горшочки для цветов [5, с. 15]

3. Овощи на тарелочке (рисование) [2, с. 55]

Задача: учить рисовать овощи разной формы.

4. Поспели яблоки в саду (коллективная аппликация) [2, с. 41] Задачи: учить правильно держать и выполнять операции ножницами - вырезать круг из четырехугольника

2. Зверюшки и птички в лесу (работа с бумагой)[12, с. 130]

Задача: познакомить с новой техникой работы с бумагой

1. На прогулке понаблюдать за падающими листьями: они летят, кружатся, как в танце, кувыркаются под дуновением ветра, бегут вдогонку друг за другом, взлетают с земли, закруженные вихрем; когда нет ветра - плавно и торжественно опускаются на землю, ложатся горкой или поодиночке.

2. Дидактическая игра «Картинки-вкладки» [14, с. 25].

3. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень» [11, с. 6].

4. При рассматривании иллюстраций к книгам подвести детей к пони-манию того, что рисунок связан с текстом, поясняет его, наглядно показывает происходящие события, героев и дает оценку их поступкам.

5. Из коробочек вместе с детьми изготовить зверюшек [5, с. 15]

5. Рыбки в аквариуме (коллективное рисование) [2, с. 67] Задача: учить рисовать рыбок разной формы.

6. Поможем доктору Айболиту вылечить медвежат (лепка) [4, с. 108]

Задача: учить правильно передавать в лепке форму, строение, характерные детали фруктов, использовать стеку для передачи выразительности

3. Заборчики (работа со строительным материалом)[12, с. 48]

Задача: учить преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции

1. Организовать сооружение заборов разной конфигурации и площади.

2. Чтение стихотворения К. Чуковского «Доктор Айболит».

3. Рассмотреть альбом «Рыбы».

4. Организовать выставку пейзажной живописи на тему «Осень».

5. Из полосок бумаги вместе с детьми изготовить волшебные карандаши [5, с. 17].

6. Предложить детям с помощью пуговицы нарисовать рыбок (обвести пуговицу, дорисовать ротик, глазки, хвостик, плавники и чешую). Раскрасить их

7. Радостная осень (рисование) [6, с. 69]

Задача: учить самостоятельно располагать изображение на листе.

8. Угости зайку морковкой (аппликация) [2, с. 47]

Задача: учить вырезать морковку из четырехугольника, срезая углы

4. Гриб (работа с природным материалом)[12, с. 132]

Задача: учить изготавливать игрушки из природного материала

1. На прогулке рассмотреть деревья на участке детского сада [14, с. 29].

2. Составить с детьми красивые маленькие букетики из травы и цветов и поместить их на «Полочке красоты».

3. Предложить детям краски для их смешивания и получения новых оттенков цветов.

4. Из коробок вместе с детьми изготовить поезд [5, с. 39].

5. Предложить детям порисовать пальчиком на подносе с манной крупой

ОКТЯБРЬ

9. Кто живет в осеннем лесу (рисование) [6, с. 69]

Задачи: развивать игровой замысел; учить самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

10. Угощение для дня рождения (лепка) [4, с. 59]

Задачи: упражнять в скатывании пластилина прямыми движениями между ладонями; совершенствовать умение соединять концы полученного столбика в виде кольца

5. Ворота (работа со строительным материалом)[12, с. 48]

Задачи: учить анализировать постройки; развивать умение комбинировать детали

1. Рассмотреть осеннюю траву. Сравнить форму травинок и листочков, полюбоваться симметричностью их строения. Засушить их на память.

2. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень. Слободка» [И, с. 9].

3. Организовать строительство разных по форме и размеру ворот.

4. Из пластиковой бутылки вместе с детьми изготовить куклу [5, с. 17].

5. Предложить детям выложить из зерен бобовых, крупы различные предметы.

6. Художественно-развивающая игра «Найди картины, написанные теплыми и холодными красками» [9, с. 51]

11. Птичий дом (рисование) [6, с. 75]

Задача: учить передавать в рисунке несложный сюжет.

12. Укроем землю листочками

(коллективная аппликация) [2, с. 54] Задачи: учить наклеивать разноцветные листья правильно сочетая их по цвету; закреплять прием намазывания и наклеивания фигур

6. Веселые зверюшки (работа с бумагой)[12, с. 130]

Задача: учить изготавливать плоские поделки

1. Рассмотреть деревья и кустарники в осеннем наряде.

2. Рассмотреть иллюстрации с осенним пейзажем.

3. Вызвать у детей интерес к лепке простых предметов. Отметить и поддержать успехи детей.

4. Из ниток вместе с детьми изготовить куклу [5, с. 19].

5. Привлечь детей к внимательному рассматриванию иллюстраций к книгам: видеть и узнавать заключенные в них образы.

6. Рассказать о создании книжки [8, с. 6]

13. Кошкин дом (рисование) [2, с. 91]

Задачи: учить узнавать в окружающей обстановке предметы квадратной формы, передавая их в рисунке отдельными линиями (вертикальными и горизонтальными); закреплять умение правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться им.

14. В лес по грибы (лепка) [6, с. 68]

3адачи : учить лепить грибы; развивать интерес к коллективной работе

7. Сарайчики и гаражи(№ 4) (работа со строительным материалом) [12, с. 49]

Задача: учить строить постройки, применяя длинные пластины

1. Предложить детям послушать, как шуршат листья под ногами, подумать, о чем шепчутся листья, что они хотят рассказать.

2. Понаблюдать за осенними изменениями в природе: цвет осенней травы, листвы, неба.

3. Упражнение «Где лето, а где осень?» [14, с. 37].

4. Побудить детей на основе игровой мотивации украшать круглые формы по своему желанию (красивые клумбы для мамы).

5. Из пластиковой бутылки вместе с детьми изготовить зонт для куклы [5, с. 19].

6. Художественно-развивающая игра «Найди картины, написанные

теплыми и холодными красками» [9, с. 51]

15. Грустная осень (рисование) [6, с. 72]

Задача: учить передавать в рисунке грусть осенней поры, используя неяркие краски.

16. Осенний ковер (аппликация) [2, с. 61] Задача: развивать навыки коллективной работы

8. Стрекоза (работа с природным материалом)[3, с. 35]

Задачи: учить изготавливать игрушку из при-родного материала, используя для соединения частей игрушки пластилин; развивать интерес к данному виду труда

1. Игра на прогулке «Запахи осени» (закрыть глаза и понюхать воздух: осень пахнет прелыми листьями, горьковатым дымком костра, терпкой подсохшей травой, корой деревьев).

2. Составить осенний букет и поместить его на «Полочке красоты».

3. Дидактическая игра «Осенние ветки» [14, с. 31].

4. Из емкости от йогурта вместе с детьми изготовить погремушку [5, с. 23].

5. Предложить детям с помощью пуговицы нарисовать божью коровку (обвести пуговицу, провести в круге линию, разделяющую круг пополам, дорисовать маленькую головку сушками; раскрасить; напомнить о черных круглых пятнышках.)

НОЯБРЬ

17. Салфетка для матрешки (рисование) [2, с. 104] Задача: учить рисовать салфетку для матрешки.

18. Вишня в корзинках (лепка) [4, с. 101]

Задача: учить приему вдавливания шара пальцами внутрь для получения полой формы (лепка корзинки)

9. Сарайчики и гаражи(№ 5) (работа со строительным материалом) [12, с. 49]

Задача: учить видоизменять образец, данный воспитателем, по определенным условиям 1. Рассмотреть кору деревьев. Помочь детям убедиться в том, что она бывает разного цвета, гладкая и шершавая.

2. Игровое упражнение «Отбери все квадраты, прямоугольники» [14, с. 44].

3. Чтение и разучивание стихов об осени.

4. Предложить пластилин для самостоятельной лепки предметов, которые больше всего нравятся детям.

5. Предложить детям на подносе с крупой нарисовать различные предметы и животных (солнышко, мышку, тучку и т. д.).

6. Художественно-развивающая игра «Убери лишнее» [9, с. 51].

7. Побудить детей на основе игровой мотивации печатать по трафарету (по своему желанию) [7, с. 18]

19. Что ты, осень, нам в подарок принесла (рисование) [2, с. 111]

Задача: учить рисовать осенние листья приемом приманивания.

20. Утка с утятами (аппликация) [2, с. 79]

Задача: учить работать ножницами: вырезать овал из прямоугольника, круг из квадрата, аккуратно работать с клеем

10. Игрушки из цилиндров (работа с бумагой)[12, с. 130]

Задача: учить изготавливать объемные поделки

1. На прогулке обратить внимание на то, как постепенно наступает зима, и природа замирает. Предложить сравнить один и тот же красивый природный объект в сентябре, октябре и конце ноября.

2. Дидактическая игра «Что разное?» [14, с. 61].

3. Прослушивание отрывков музыкальных произведений, исполнение песен об осени.

4. Вызвать интерес к лепке простых предметов. Отмечать и поддерживать успехи детей. Обратить внимание на объемность предметов (большие и маленькие). Определить основную форму предметов.

5. Из спичечных коробков вместе с детьми изготовить уточку [5, с. 26]

21. Красивый зонтик (рисование) [2, с. 117]

Задачи: учить рисовать зонтик; закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тканевую салфетку.

22. Ежики (лепка) [4, с. 120]

Задачи: совершенствовать умение скатывать пластилин круговыми движениями; учить оттягивать пальцами отдельные детали и использовать стеку для изображения колючек

11. Сарайчики и гаражи(№ 6) (работа со строительным материалом) [12, с. 50]

Задача: развивать умение комбинировать детали

1. Рассмотреть иллюстрации с изображением осени.

2. Дидактическая игра «Угадай по описанию» [14, с. 67].

3. Показать детям красоту хорошо знакомых им овощей и фруктов. Составить натюрморт из овощей.

4. На прогулке рассмотреть плоды рябины, обратить внимание на изящество формы и разнообразие оттенков. Поместить веточку рябины на «Полочке красоты».

5. Предложить пластилин для скатывания между ладонями прямыми движениями обеих рук и его сплющивании.

6. Из целой яичной скорлупы вместе с детьми изготовить зверят. [5, с. 45]

23. По собственному замыслу (рисование) [6, с. 68]

Задачи: развивать умение передавать свои впечатления; воспитывать самостоятельность в создании образа.

24. Теремок (аппликация) [2, с. 111] Задача: учить аккуратно приклеивать детали

12. Посуда (работа с природным материалом)[3, с. 36]

Задачи: учить использовать разнообразный природный материал для изготовления поделки; воспитывать аккуратность в работе

1. Наблюдение за состоянием природы поздней осенью.

2. Рассмотреть картину И. И. Машкова «Натюрморт с самоваром» [10, с. 7].

3. Предложить детям краски для смешивания (получение оттенков цвета).

4. Рассмотреть альбом «Времена года».

5. Из футляров и упаковки от зубной пасты вместе с детьми изготовить мебель [5, с. 28].

6. Обратить внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художник создает образ, передает свое отношение к нему

ДЕКАБРЬ

25. Ели (рисование) [2, с. 128]

Задача: учить рисовать наклонные линии, хвою концом кисти отрывистыми движениями.

26. Чашки для кукол (лепка) [6, с. 82] Задача: учить создавать форму предмета пластическим способом из шара путем получения полой формы

13. Трамвай(№ 7) (работа со строительным материалом)[12, с. 50]

Задачи: учить преобразовывать постройку по ширине; познакомить с новой деталью - цилиндром

1. Рассмотреть иллюстрации с зимним пейзажем.

2. Понаблюдать за снегопадом.

3. Рассказать о профессии художника: «Художники - это люди, которые пишут картины, создают иллюстрации к книгам, делают красивыми многие окружающие нас предметы».

4. Предложить детям краски для лучшего овладения элементарными приемами работы с краской (набрызг, ритмичное нанесение линий, пятен и др., пластичными материалами (печатание, вдавливание и др.).

5. Из спичечных коробков вместе с детьми изготовить мебель [5, с. 28].

6. Дидактическая игра «Из чего сделана посуда?» [9, с. 48]

27. Кого Емеля поймал в проруби (рисование) [2, с. 135] Задачи: учить рисовать красками овальную форму.

28. Падает снежок (аппликация) [6, с. 84]

Задача: учить делать снежинки путем обрыва полоски бумаги

14. Игрушки из гофрированной бумаги (работа с бумагой)[12, с. 131]

Задача: учить изготавливать объемные поделки

1. На прогулке обратить внимание детей на изящество строения кроны деревьев разных пород, показать, как они не похожи друг на друга. Помочь почувствовать разнообразие таящихся в них образов (одно дерево похоже на воина, другое - на гриб и т. д.).

2. Чтение сказки «По щучьему велению».

3. Рассмотреть художественные репродукции и иллюстрации, на которых изображены заснеженные деревья.

4. Разместить на «Полочке красоты» предметы декоративно-прикладного искусства, имеющиеся в детском саду

29. Снегурочка из леса к нам пришла (рисование) [6, с. 77]

Задача: учить передавать образ Снегурочки в рисунке, используя мягкие, нежные цвета.

30. Дом игрушки (лепка) [6, с. 83]

Задача: развивать умение выбирать образ, выражать к нему свое отношение

15. Трамвай(№ 8) (работа со строительным материалом)[12,с. 51]

Задача: учить строить и преобразовывать постройки по памяти

1. На прогулке обратить внимание на красоту снежного покрова, лежащего на деревьях.

2. Рассмотреть иллюстрации с изображением Снегурочки.

3. Чтение и разучивание стихов о зиме.

4. Организовать выставку пейзажной живописи на тему «Зима».

5. Предложить детям выложить паучка из гречневой крупы, а паутинку - из риса или пшена [1, с. 22].

6. Обратить внимание на рисунок, отображающий характер героя через изображение формы, строения, позы, движения, жеста, мимики

31. Маски и короны для игрушек (рисование) [4, с. 54]

Задачи: закреплять способы рисования кистью точек, мазков, колец, прямых линий и т. д. ; учить последовательно пользоваться краской двух цветов, самостоятельно придумывать узор и располагать его по всей поверхности маски или короны.

32. Новогодние елочные игрушки (аппликация) [6, с. 78]

Задача: учить вырезывать круглые, овальные, прямоугольные формы

16. Бабочка (работа с природным материалом)[3, с. 37]

Задачи: учить изготавливать игрушку-бабочку, соразмерив ее части; развивать воображение, чувство прекрасного

1. Обратить внимание детей на изящество зимних деревьев, помочь увидеть неповторимость их красоты.

2. Рассмотреть новогодние открытки, иллюстрации новогодних миниатюр.

3. Привлечь детей к изготовлению новогодних гирлянд (цепи, снег и т. д.).

4. Замороженными цветными льдинками украсить елочку на участке [5, с. 35].

5. Предложить детям с помощью пуговицы нарисовать воздушные шарики (обвести пуговицу, закрасить, дорисовать ниточку)

ЯНВАРЬ

33. Наша нарядная елка (рисование) [2, с. 155]

Задача: учить рисовать елочку, проводя прямые и наклонные линии.

34. Какие зверюшки были на празднике елки (лепка) [6, с. 79]

Задачи: развивать игровой замысел; учить лепить животных (по желанию)

17. Трамвай(№ 9) (работа со строительным материалом)[12, с. 52]

Задача: учить строить постройки по индивидуальному замыслу

1. Рассмотреть снег в солнечный и пасмурный день. Спросить, какого он цвета. Выяснить, всегда ли мы видим снег белым.

2. Игровое упражнение «Веселые матрешки» [14, с. 112].

3. Разместить на «Полочке красоты» предметы декоративно-прикладного искусства, имеющиеся в детском саду.

4. С помощью снега и воды построить на участке снежный город [5, с. 37].

5. Организовать выставку книг с иллюстрациями В. Сутеева.

6. Художественно-развивающая игра «Подбери краски, которые художник использовал в своей картине» [9, с. 51]

35. Украсим узором салфеточки под чашки (рисование) [6, с. 80]

Задача: развивать умение сравнить узоры по цвету, выбирать наиболее красивые, украшать узором салфетку под чашку, используя элементы дымковской росписи.

36. Узор на чашке (аппликация) [6, с. 80]

Задача: учить аккуратно наклеивать на готовую форму круги

18. Пригласительный билет (работа с бумагой)[12, с. 54]

Задачи: познакомить со свойствами бумаги; учить складывать прямо-угольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба

1. Показать, как красивы старые, взрослые и молодые деревья и кустарники: природа создает плавные и ритмичные переходы от высоких деревьев к молодняку.

2. Рассмотреть картину И. И. Шишкина «Зима» [11, с. 11].

3. Предложить детям краски для лучшего овладения элементарными приемами работы с краской (набрызг, ритмичное нанесение линий, пятен и др.).

4. Из спичечных коробков вместе с детьми изготовить веселых жирафов [5, с. 31].

5. Побуждать детей изготавливать поделки с помощью техники скатывания бумаги/до своему желанию

37. Снегопад (рисование) [6, с. 81]

Задача: учить изображать снег всей кистью и ее концом, видеть выразительность в рисунке, выполненном одним цветом.

38. Мы гуляем на участке (лепка) [6, с. 77]

Задача: учить лепить фигурку человека в зимней одежде, передавать некоторые его особенности (наклон туловища, поворот головы и т. п.)

19. Мосты(№ 10) (работа со строительным материалом)[12, с. 52]

Задача: совершенствовать конструкторские навыки

1. В солнечный день понаблюдать за целой гаммой оттенков, многоцветьем снега.

2. Рассмотреть иллюстрации с изображением мостов. Рассказать об их назначении, строении, назвать части {опоры, спуски, перекрытия).

3. Организовать строительство мостов разного вида.

4. Из спичечных коробков вместе с детьми изготовить автомобиль [5, с. 31].

5. Предложить детям из риса выложить снежинку. Обратить внимание на то, что у снежинки 6 лучиков и они все одинаковые [1, с. 25].

6. Познакомить детей с цветом как средством передачи эмоционального состояния героев, сезонных и суточных изменений в природе

ФЕВРАЛЬ

39. Девочка (мальчик) пляшет (рисование) [2, с. 183]

Задачи: учить рисовать фигуру человека, изображать простые движения; закреплять приемы закрашивания красками.

40. Покормим птичек (лепка) [6, с. 76]

Задача: учить самостоятельно передавать образы птиц в лепке

20. Мосты(№ 11) (работа со строительным материалом)[12, с. 53]

Задача: воспитывать интерес к игровой деятельности посредством обыгрывания сооружений

1. На прогулке вместе с детьми любоваться красотой зимней природы: искрящимся на солнце снегом, снежинками, кустами и деревьями, покрытыми инеем или припорошенными снегом.

2. Рассмотреть фрагмент картины И. Т. Хруцкого «Натюрморт» [10, с. 8].

3. Предложить использовать краски для получения новых цветов, помочь овладеть приемами декоративного оформления уже созданного рисунка.

4. Из пластиковой бутылки вместе с детьми изготовить автомобиль[5, с. 31]

41. Укрась красиво блюдечко (рисование) [2, с. 189]

Задача: учить создавать узор по кругу, располагая элементы по краю и в середине; использовать мазки, точки, дуги.

42. Гномики (аппликация) [2, с. 182]

Задача: учить вырезать по нарисованному контуру

21. Записная книжка (бумага) [12, с. 54] Задача: учить вырезать различные элементы из цветной бумаги, складывать лист пополам

1. На прогулке вместе с детьми полюбоваться красотой зимней природы; покормить птиц.

2. Рассмотреть иллюстрации, на которых изображены гномики.

3. Организовать выставку портретной живописи.

4. Из спичечных коробков вместе с детьми изготовить мебель для гномов [5, с. 44].

5. Познакомить детей с творчеством «доброго сказочника» - Ю. А. Васнецова [8, с. 7]

43. Летят самолеты (аппликация) [6, с. 85]

Задача: учить вырезывать части поделок из полосок бумаги и соединять их.

44. Накормим кукол обедом (лепка) [2, с. 187]

Задача: учить лепить, используя новые приемы -вдавливания и оттягивания краев, уравнивая их пальцами

22. По собственному замыслу (№ 12) (работа со строительным материалом) [12, с. 54] Задача: закреплять полученные знания и конструкторские навыки

1. Предложить детям материал для экспериментирования в создании простейших изображений красками, карандашами, с использованием пластичных материалов.

2. Разместить на «Полочке красоты» дымковские игрушки.

3. Из ниток вместе с детьми смастерить игрушки [5, с. 39].

4. Привлечь внимание детей к построению изображения на страницах книги: где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает тест, поясняя его.

5. Организовать выставку книг с иллюстрациями Ю. А. Васнецова

45. На чем или на ком ты хотел бы покататься (рисование) [6, с. 137]

Задача: учить передавать разные виды транспорта и животных в рисунке.

46. Автобусы на нашей улице

(коллективная аппликация) [2, с. 188] Задача: учить вырезать окошки автобуса, круги, срезая уголки у квадрата

23. Уж (работа с природным материалом)[3, с. 38]

Задачи: учить пользоваться новым приемом соединения деталей -проволокой; познакомить с приемами работы шилом и техникой безопасности при его использовании

1. Рассказать детям о том, что наступает такой момент, когда как бы встречаются весна с зимой. На дворе февраль. Резкий морозный воздух. Свистит, воет ветер. Летит в глаза снег. И совсем не верится, что скоро будет тепло, засияет весеннее яркое солнце. А ведь весна уже близко.

2. Разместить на «Полочке красоты» игрушки, которые больше всего нравятся детям.

3. Из коробочек вместе с детьми изготовить автобус [5, с. 17].

4. Предложить детям обвести контур ладошки с расставленными пальчиками таким образом, чтобы захватить и часть руки, превратить контур в дерево. Ладонь с пальчиками будет кроной дерева; а рука - стволом. Карандашом дорисовать ветки дерева

МАРТ

47. Телевизор (рисование) [4, с. 127] Задача: учить, рисовать телевизор.

48. Сказка К. Чуковского «Федорино горе»

(лепка) [2, с. 205]

Задача: учить лепить посуду по произведению К. Чуковского «Федорино горе»

24. По собственному замыслу(№ 13) (работа со строительным материалом)[12, с. 54]

Задача: учить по собственному замыслу конструировать различные постройки

1. Обратить внимание на первые признаки приближающейся весны.

2. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе».

3. Дидактическая игра «Телевизор» [14, с. 19].

4. Разместить на «Полочке красоты» букет цветов в вазе, который родители группы подарили педагогам к 8 Марта, полюбоваться их формой, строением, цветом.

5. Из спичечных коробков вместе с детьми изготовить письменный стол [5, с. 39].

6. Предложить детям украсить орнаментом бумажную тарелочку.

7. Рассказать о том, как художник Юрий Васнецов рисовал волшебные Цвета и деревья [8, с. 7]

49. Украсим кукле платье (рисование) [2, с. 212]

Задача: учить рисовать платье для кукол и украшать его.

50. Поздравительная открытка для мамы (аппликация)

Задача: воспитывать потребность сделать приятное маме [2, с. 208]

25. Будка для собаки (работа с бумагой)[12, с. 55]

Задачи: учить складывать лист пополам, аккуратно работать с клеем

1. Внести в группу веточки тополя. Предложить вдохнуть аромат почек, полюбоваться совершенством их формы, гармонией цвета.

2. Предложить краски для их смешивания и получения новых оттенков.

3. Из пластиковой коробки из-под торта вместе с детьми изготовить матрешку [5, с. 35]

51. Роспись птицы (рисование) [6, с. 87]

Задача: учить концом кисти наносить точки, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, полоски.

52. Мои любимые игрушки (лепка) [6, с. 89]

Задачи: вызывать стремление самостоятельно выбирать любимый персонаж и передавать в лепке его характерные признаки

26. Заборчики (работа со строительным материалом)[12, с. 115]

Задачи: учить замыкать пространство способом приставления,разбирать постройки,сортировать детали, раскладывать их; закреплять представление об основных строительных деталях

1. Организовать выставку пейзажной живописи по теме «Весна».

2. Показать разные способы удлинения дорожек и сооружений.

3. Разместить матрешку на «Полочке красоты».

4. Рассмотреть иллюстрации в книгах, выполненные Ю. А. Васнецовым. Прочитать произведения, иллюстрации к которым больше всего понравились.

5. Рассмотреть альбом с иллюстрациями дымковской игрушки.

6. Побудить детей на основе игровой мотивации выполнять работы в технике обрывания бумаги (по своему желанию) [7, с. 10]

53. Весна, ручейки, солнце ярко светит. (рисование) [6, с. 87]

Задача: учить располагать рисунок на широком пространстве листа, использовать разные приемы рисования (всей кистью, ее концом).

54. Угадай, кто это (аппликация) [6, с. 90]

Задача: учить самостоятельно вырезывать из частей персонажей аппликации, дорисовывать их фломастером, карандашом

27. Козлик (природный материал)[3,с. 39]

Задачи: учить использовать один и тот же мате-риал для создания различных игрушек; закреплять навык последовательного изготовления игрушки; развивать внимательность

1. Рассмотреть картину А. К. Саврасова «Грачи» [11, с. 12].

2. Рассмотреть иллюстрации с изображением подснежника. Предложить вслушаться в название этого цветка и догадаться, почему его так назвали.

3. Организовать выставку книг с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.

4. Предложить детям пластилин для лепки простейших предметов округлой формы, изменяя их с помощью налепов, дополняя деталями

АПРЕЛЬ

55. Я ракету нарисую

(рисование) [6, с. 90] Задача: учить рисовать ракету.

56. Дымковская птица (лепка) [6, с. 86]

Задача: учить передавать характерные признаки птицы, соотношение ее частей по величине

28. Гаражи,сарайчики, домики (работа со строительным материалом) [12, с. 116]

Задача: учить делать перекрытия, сочетать в сооружениях детали по цвету

1. На прогулке обратить внимание на приход весны. Полюбоваться набухшими почками, первой травой, цветами.

2. Организовать строительство гаражей, сарайчиков, домиков.

3. Разместить на «Полочке красоты» веточки с набухшими почками клена, тополя, черемухи и т. д.

4. Предложить краски для активного экспериментирования с ними.

5. Из пластиковой бутылки вместе с детьми изготовить дятла [5, с. 42]

57. Почему матрешка грустная (рисование) [6, с. 89]

Задача: учить использовать приемы дымковской росписи для украшения юбки матрешки (рисовать кольца, круги, точки).

58. Плывет кораблик (аппликация) [6, с. 185]

Задача: закреплять умения вырезывать различные формы, подбирать цвета бумаги, использовать прием обрыва бумаги

29. Вагон из бумаги (работа с бумагой)[12, с. 56]

Задача: учить делать вагон из бумаги

1. Чтение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный!»

2. Отрывки из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане.»: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.»

3. Предложить детям бумагу разной фактуры для вырезывания фигур округлой формы и наклеивания их на бумагу.

4. С помощью бумаги и палочек вместе с детьми изготовить вертушки [5, с. 37].

5. Рассказать о том, как Ю. А. Васнецов рисовал животных [8, с. 8]

59. Домик для куклы (рисование) [14, с. 57]

Задачи: учить изображать предметы, состоящие из прямоугольных и квадратных частей; закреплять приемы закрашивания краской в одном направлении всей кистью с отрывом от бумаги у контура рисунка.

60. Два жадных медвежонка (лепка) [2, с. 223]

Задачи: закреплять технические приемы лепки: раскатывание, соединение, скатывание, прищипывание; учить лепить медвежонка

30. Теремки (работа со строительным материалом)[12, с. 117]

Задача: учить сооружать в определенной последовательности прочную постройку с перекрытием, оставлять промежутки для дверей и окон, украшать крышу разнообразными деталями

1. Организовать строительство домиков, теремков для сказочных героев.

2. Чтение сказки «Два жадных медвежонка».

3. Предложить гуашь и восковые мелки для раскраски различных изображений.

4. Организовать выставку пейзажной живописи на тему «Весна».

5. На прогулке обратить внимание на весеннюю погоду, полюбоваться вместе с детьми пушистой вербой, вдохнуть аромат клейких почек тополя.

6. Предложить детям рисовать пальцем на подносах, заполненных крупой, солнышко, флажки, рыбок и т. д.

61. Роспись барашка (рисование) [2, с. 254] Задачи: познакомить с филимоновской игрушкой; учить изображать узоры.

62. Мы - строители (коллективная аппликация) [6, с. 88] Задача: учить составлять из нескольких частей целое, добавлять отдельные детали, вырезывая их из бумаги

31. Котенок (работа с природным материалом)[3, с. 40]

Задачи: учить использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок; закреплять навык работы с шилом

1. На прогулке обратить внимание на красоту распустившейся сирени и других цветущих растений на участке детского сада.

2. Рассмотреть картину П. П. Кончаловского «Сухие краски» [10, с. 8].

3. Разместить букет сирени на «Полочке красоты».

4. Предложить детям пластилин для закрепления приемов оттягивания, прищипывания.

5. Из спичечных коробков вместе с детьми изготовить кошку [5, с. 48]

МАЙ

63. Желтые одуванчики растут на лужайке (рисование) [6, с. 94]

Задача: учить рисовать цветы и вырезывать их из бумаги, составлять из них композицию.

64. Лодочка с веслами (лепка) [2, с. 231]

Задача: учить в лепке передавать характерные признаки предмета

32. Мебель для детского сада (работа со строительным материалом) [12, с. 118]

Задачи: учить строить различные предметы мебели; закреплять представления о строительных деталях и их свойствах

1. На прогулке полюбоваться красотой природы, обратить внимание на очарование первых весенних цветов (мать-и-мачеха, гусиный лук и др.). Объяснить, что все первые весенние цветы радуют человека, из сочетания их золотистых оттенков складывается первая гамма в весеннем цветочном календаре.

2. Предложить краски для получения новых цветов и оттенков, помочь в овладении приемами декоративного оформления уже созданного рисунка.

3. Организовать строительство из любых строительный наборов различных предметов мебели.

4. Из пластиковой бутылки вместе с детьми изготовить кораблик [5, с. 30]

65. Весенние цветы для моей мамы (рисование) [7, с. 83]

Задачи: учить изображать цветы в различных техниках; развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение.

66. Как я люблю одуванчики (аппликация) [7, с. 85]

Задача: развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в природе

33. Двухэтажный дом (работа с бумагой)[12, с. 56]

Задачи: закреплять полученные навыки и умения работы с бумагой; формировать обобщенные представления о домах

1. По возможности познакомить детей с первыми весенними цветами. Подвести детей к эмоциональному отклику на восприятие их цвета.

2. Предложить детям краски для закрепления простых приемов: примакивания и набрызга - с использованием клеевой кисти.

3. Предложить детям из риса выложить головку одуванчика, а стебелек и листья - из гречки [1, с. 28].

4. Познакомить детей с творчеством художника и писателя Е. И. Чарушина [8, с. 9]

67. Нарисуй скороговорку (рисование) [2, с. 272]

Задача: формировать умение изобразить содержание скороговорки.

68. Красивые цветы (лепка) [6, с. 93]

Задача: учить в лепке изображать цветок, располагать его на глиняной пластине

34. Машины (работа со строительным материалом)[12, с. 119]

Задачи: учить конструировать грузовой автомобиль, анализировать образец, преобразовывать постройку

1. Организовать строительство кукольного городка из различного на-стольного и напольного конструктора.

2. Предложить детям краски для закрепления приема совмещения (сложить изображение пополам).

3. Оформить альбом «Цветы», состоящий из детских рисунков.

4. Из спичечных коробков вместе с детьми изготовить кораблик [5, с. 30].

5. Из белого картона сделать с детьми цветы [5, с. 26].

6. Организовать выставку книг с иллюстрациями Е. И. Чарушина

69. Ветка рябины в вазе (рисование) [7, с. 92]

Задачи: упражнять в комбинировании различного цвета для изображения ягод; развивать чувство композиции при составлении и рисовании натюрморта.

70. Букет сирени

(коллективная аппликация) [13, с. 14]

Задачи: учить аккуратно пользоваться клеем; развивать чувство композиции

35. Птицы (работа с природным материалом) [3, с. 42] Задачи: учить работать шилом, сообща трудиться над одной темой

1. Предложить детям краски для закрепления приема вливания цвета в цвет.

2. Рассмотреть с детьми работы, выполненные ими в начале года, сравнить с теми, которые они выполнили сейчас. Подробно проанализировать достижения каждого ребенка.

3. Из пластиковой бутылки вместе с детьми изготовить бабочку [5, с. 23].

4. Предложить детям выложить журавлика из семечек дыни или тыквы по силуэту [1, с. 43]

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоусова, Л. Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: метод, пособие для воспитателей ДОУ / Л. Е. Белоусова. - СПб. : Детство-Пресс, 2004.

2. Бондаренко, Т. М. Комплексные занятия в средней группе детского сада / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.

3. Гулъянц, Э. К. Что можно сделать из природного материала: пособие для воспитателя детского сада / Э. К. Гульянц, И. Я. Базик. - М. : Просвещение, 1984.

4. Доронова, Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре / Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. - М. : Просвещение, 1992.

5. Дыбина, О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками / О. В. Дыбина. - М. : ТЦ «Сфера», 2002.

6. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т. Г. Казакова. - М. : Просвещение, 1985.

7. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Р. Г. Казакова [и др. ]. - М. : ТЦ «Сфера», 2005.

8. Курочкина, Н. А. Знакомим с книжной графикой: учеб. -нагляд. пособие / Н. А. Курочкина. -СПб. : Детство-Пресс, 2001.

9. Курочкина, Н. А. Знакомство с натюрмортом: учеб. -нагляд. пособие / Н. А. Курочкина. -СПб. : Детство-Пресс, 1996.

10. Курочкина, Н. А. Знакомим с натюрмортом: учеб. -нагляд. пособие / Н. А. Курочкина. -СПб. : Детство-Пресс, 1999.

11. Курочкина, Н. А. Знакомим с пейзажной живописью: учеб. -нагляд. пособие / Н. А. Курочкина. - СПб. : Детство-Пресс, 2003.

12. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. - М. : ТЦ «Сфера», 2005.

13. Петрова, И. М. Объёмная аппликация: учеб. -метод, пособие / И. М. Петрова. - СПб. : Детство-Пресс, 2004.

14. Швапко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа / Г. С. Швайко. - М. : Владос, 2000.

Публикации по теме:

Анкета для родителей. Тема: изобразительное искусство Анкета Уважаемый родитель! Известно, что изобразительное искусство - важный источник развития эмоций, интеллекта, социального опыта и творчества.

Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» в средней группе (ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки)
Опубликовано: 11 июня 2012 в 21:42
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД