Алевтина Соболева
Развитии творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. То есть: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В. А.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Публикация «Развитии творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности» размещена в разделах
Нетрадиционное рисование играет важную роль в развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности, подготовка руки ребенка к письму.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка. Эта тема на мой взгляд актуальна. Цель моей работы: создавать условия для формирования всесторонне развитой творческой личности, через различные техники изобразительной деятельности.
Задачи ставились в соответствии с возрастом детей. Если в младших группах знакомились с простыми техниками рисования, доступными для данного возраста (рисование пальчиком, ладошкой, тычком, то в старшем возрасте способы рисования усложнялись и наряду со усвоенными знакомились с новыми, более сложными видами техники ( например: монотопия, рисование крупой и т. д.). Это позволяло поддерживать интерес к рисованию, способствовало развитию воображения, фантазии, творчества, а также развитию мелкой моторики рук. Исходя из решения поставленных задач концу обучения в данной области, я предполагаю, что дети будут активнее и самостоятельнее в применении способов изобразительной деятельности и творчески подходить к выполнению работ; а также будет хорошо развита мелкая моторики руки, что способствует развитию механизмов, необходимых для овладения письмом. В процессе работы обеспечивается интеграция образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с всеми образовательными областями: познавательное развитие, социально- коммуникативное, физическое, речевое развитие.
Область «Речевое развитие.» используется для обогащения содержания области. Использование стихов, рассказов фольклорных произвед., позволяет сделать занятия интересными, доступными. Владение речью как средством общения.
Обогащение активного словаря.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
В образовательной области «Познавательное развитие» решаются следующие задачи: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Формирование познавательных действий, становление сознания.
Развитие воображения и творческой активности.
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях через игры моделирования композиций, дид. игры, наблюдения, обследование
Область «Социально-коммунникативное развитие» решает задачи: воспитания дружеских взаимоотношений, решение проблемных ситуаций.
развивает умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
формирования основ безопасности при работе с нетрадиционными материалами.
– формирует бережное отношение к материалам и инструментам, воспитывает ценностное отношение к труду и его результату.
Область «физическое развитие.» решают задачи формирования представлений о здоровом образе жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни, через использование физкультминуток, пальчиковых игр.
Созданием условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми, с применением способов нетрадиционного рисования в : непосредственно образовательной деятельности.
В свободной деятельности дети самостоятельно применяют и закрепляют, полученные умения и навыки нетрадиционного рисования. В самостоятельной деятельности у детей больше возможности фантазировать и подбирать материал для творчества.
Также детям очень нравится рисовать на песке, асфальте, камушках и т. п., используя карандаши и фломастеры, мелки, палочки и другой природный материал.
В работе использую такие методы :
• экспериментирование с различными материалами;
• наблюдения за объектами природы;
• рассматривание произведений искусства;
• обследование предметов искусства;
• упражнения для закрепления;
• творческие игры для развития воображения, фантазии.
Большое значение имеет создание развивающей среды. Особое внимание следует уделить организации специального места для рисования. В центре художественного творчества необходимо иметь :
• - бумага разной фактуры, цвета, размера;
• - акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, пластилин, трафареты, печатки, губка, кисти разных размеров, зубные щетки,
• коктельные трубочки, ватные палочки, мелки, тычки, баночки, салфетки;
• - бросовый материал (пробки, бутылочки, катушки);
• - природный материал (листья, камешки);
• - предметные и сюжетные рисунки;
• - иллюстрации и раскраски;
• - мольберт для рисования.
Также необходимым условием развития творчества в детях играет совместная деятельность родителей и детей. Поэтому ведется работа с родителями. Проводятся мастер-классы, где родителей учим, чем и как можно рисовать.
Папки передвижки, консультации, беседы, где родители узнают о том, что в рисовании развивается не только рука, но и речь, логическое и образное мышление, память, худ. вкус.
Проводятся выставки, участие в которых приносят детям большую радость.
Из работы можно сделать вывод, что дети стали:
• самостоятельно действовать и экспериментировать с нетрадиционными материалами;
• подходить творчески к решению поставленных задач;
• стали любознательнее, больше общаться друг с другом, со взрослыми;
• работать слажено в коллективе;
• обогатился словарный запас, навыки связной речи;
• повысилась работоспособность;
• формируется у детей творческая и познавательная активность;
• развивается фантазия, образное мышление, пространственное воображение;
• развивается мелкая моторика рук, что способствует подготовке руки к письму, уверенному пользованию карандашом, ручкой, кистью.
В работе использовались различные техники рисования и материалы, что позволило обеспечить возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему материалов выбирал те, которые ему были интересны в данной ситуации, что способствует развитию его творчества.