Лучший педагог года

Развитие базовых механизмов речи

Алла Мальгина
Развитие базовых механизмов речи

Ведущая деятельность – это та, которая обеспечивает максимальное развитие мышления и речи (Д. Б. Эльконин).

Основная деятельность в младенческом возрасте – это эмоциональное общение ребёнка со взрослым. На базе ведущей деятельности у ребёнка формируется три механизма речи :

1. Формируется психологическая база речи : внимание, восприятие, память, первоначальная форма наглядно-действенного мышлении.

Публикация «Развитие базовых механизмов речи» размещена в разделах

Важные события в психической жизни ребенка - возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа "комплексом оживления".

Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность - улыбку, - знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

Если у ребёнка не появились «комплекс оживления», зрительное общение, родителям необходимо обратиться к специалистам.

2. Формируется фонематический слух (Н. И. Жинкин) – способность различать звуки речи.

Фонематический слух – это способность опознавать звук в речевом потоке; различать слова, состоящие из одних и тех же звуков, но расположенных в разной последовательности (сосна-насос); различать слова, близкие по звуковому составу (старик-парик); слова с аппозиционными фонемами (близкие по акустическим и артикуляционным признакам).

Н. Х. Швачкин разделяет всё развитие на дофонемную стадию развития и фонемную. Дофонемная стадия: на 3 неделе у ребёнка появляется реакция на голос, к 4 месяцам он реагирует на голос и интонацию, с 5 месяцев он улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова, в 9-10 месяцев реагирует на интонацию и значение некоторых слов, в 11 месяцев ребёнок различает контрастные по звучанию слова (мама-баба). Следовательно, фонематический слух начинает формироваться в 11-12 месяцев, начинает различать губные звуки: п, б, м (формируется связь зрительных и слуховых анализаторов. На основе фонематического слуха начинает формирваться механизм самоподражания, формируется связь: слово+предмет, ребёнок начинает понимать речь окружающих.

3. Формируется механизм слогообразования. Если фонематический слух является центром восприятия, то слог – это центр говорения. Показателем формирования слога является стадия лепета, тогда и происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность. Эта линейность и есть основной механизм слогообразования. Он формируется постепенно. Слог в своём развитии проходит несколько стадий:

- аутоэхолалия - непроизвольные вокализы, появляются у всех детей;

- эхолалия – повторение, отражённые вокализы (6 мес.); ребёнок непросто реагирует на тембр голоса мамы, он начинает подражать маминым вокализам.

Эти вокализы Н. И. Жинкин называет «интонационным языком». Самые яркие появляются в 7-9 месяцев. Это происходит, когда большой палец ребёнка раздвигается на 90 градусов, появляются слова «папа», «мама»…Маме необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики (рассказыванию стишков и потешек с загибанием пальчиков, «молоточков» и т. д.). Развитие интонационного языка – это продвижение вперёд, появляется зависимость между развитием интонационного языка и развитием слоговой структуры слова. Появление интонационного языка – это время налаживания механизма произношения. Если у ребёнка он не появился, необходимо обратиться к отоларингологу. При нормальном слухе – к нейрохирургу (для проверки наличия или отсутствия очага поражения головного мозга).

Развитие 3-х базовых механизмов речи подготавливают индикативную (указательную) функцию речи. Начинают появляться первые коммуникативные жесты. Это тоже стимул появления нормального языка.

Таким образом, младенческий возраст является самым сензитивным периодом для развития ребёнка. Именно в этот период формируются предпосылки для развития речи. Формируется фонематическиё слух – основа для развития импрессивной речи, подражания, самообучения; формируется механизм слогообразования – основа для развития экспрессивной речи; формируется психологическая база речи – внимание, восприятие, память, мышление. Именно в этот период родителям необходимо уделять особое внимание не только уходу, но и воспитанию, развитию.

Публикации по теме:

«Развитие речи дошкольников» "Развитие речи дошкольников" С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но.

Формирование базовых эмоций у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях «Музыка - самое эмоциональное искусство» Д. Кабалевский Мир дошкольника – это мир эмоций, который безграничен. И кроме радости и грусти,.

Конспект НОД «Развитие речи» Тема: Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе» Цель: Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение.

Перспективный план НОД в области «Речевое развитие» (развитие речи, художественное чтение) в подготовительной группе. Осень Сентябрь 1 неделя Занятие №1 Тема:«Подготовишки» Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят.

Перспективный план НОД в области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Развитие речи, художественное чтение. Весна Март 1 неделя занятие №1 тема: «Моя мама».Составление рассказа из личного опыта. Обучать составлению рассказа из личного опыта на тему.

Развитие интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет) В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, а пути преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания,.

Консультация «Развитие ребенка от 3 до 4 лет. Гимнастика, развитие мышления, речи, кризис 3 лет» Физические упражнения В этом возрасте дети уже достаточно смышлены, чтобы усвоить концепцию соревнований. Главное, чтобы они понимали: состязание.

Консультация «Развитие ребенка от 4 до 5 лет. Осваиваем велосипед, гимнастика, развитие речи, мышления» В этом возрасте коренастый пухленький малыш превращается в стройного, гибкого и ловкого ребенка, который умеет прыгать на одной ножке, лазать.

Развитие речи дошкольников Введение В ходе своего развития речь детей дошкольного возраста тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет.

Развитие речи у детей с общим недоразвитием речи посредством занятий по изобразительной деятельностиРазвитие речи у детей с общим недоразвитием речи посредством занятий по изобразительной деятельности «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся.

Автор публикации:
Развитие базовых механизмов речи
Опубликовано: 11 сентября 2015 в 23:52
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД