МААМ-картинки

Развитие цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста

Корытова Татьяна Анатольевна
Развитие цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста

Развитие цветового восприятия

у детей младшего дошкольного возраста

Корытова Татьяна Анатольевна – воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5» Дальнереченского городского округа, Приморского края.

Публикация «Развитие цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети – это цвет. Цвет – это важное средство эмоционально-эстетической, художественно-образной выразительности. Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь изобразительным искусством, новые знания, приобретаемые в процессе деятельности, чрезвычайно значимы для его творчества. Безусловно, цветовая палитра служит своего рода показателем общего состояния ребенка, его духовного, нравственного и технологического уровня развития. Поэтому развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста является актуальной педагогической задачей.

Работая в детском саду, я пришла к выводу, что раннее знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Непрерывную образовательную детальность в области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми младшего дошкольного возраста я организую, опираясь на ряд принципов и правил.

Важно помнить, что при работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотические цветовые и световые эффекты, так как психика ребёнка может не выдержать подобной информации, следствием чего могут стать неврозы. Имеет смысл говорить о «цветовой депривации», которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно – психической деятельности ребенка. Чтобы избежать вышеуказанных проблем, важно развивать цветовое восприятие у детей дошкольников индивидуально. Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще не достаточно сформирован, и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными.

На занятиях я стараюсь применять индивидуальный подход, учитывая возраст, психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Свобода в использовании цвета, богатство колорита и сочетаемость его элементов в рисунке ребенка приходят с опытом, который в значительной мере приобретается в процессе обучения. Воздействие ярких цветов не раздражает малышей, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно.

Для реализации замысла ребенка необходим выбор цвета. Процесс выбора цветовой гаммы для детей довольно труден. Цвет выступает как средство украшения рисунка. Не случайно многоцветность расценивается детьми как средство выразительности и критерий красоты.

Чтобы решить задачу выбора цветовой гаммы, я параллельно с формированием представления о цвете, выбираю интересные темы занятий, направленные на развитие чувства цвета, провожу целенаправленные наблюдения, использую художественное слово, иллюстрации, произведения живописи, графики, изделий народного декоративно-прикладного искусства, дидактических игр.

Так, первый этап ознакомления с цветом детей трехлетнего возраста я начинаю с формирования у них представлений о цветах. С детьми, начинающими посещать дошкольные учреждения с трех лет, непрерывную образовательную деятельность провожу в виде игр, упражнений, способствующих накоплению цветовых представлений.

Стоит отметить, что эти упражнения предполагают сравнение предметов по цвету, выбор одинаковых. Система упражнений включает знакомство с цветами спектра, ознакомление со свойствами предметов, включает выделение свойства, путем соотнесения между собой на более высоком уровне. Развитие детей распознавание цвета в процессе соотнесения свойства предметов с усвоенными эталонами, в раннем детстве не ставиться задача усвоения детьми общепризнанных эталонов, обучение не включает обязательное запоминание названий отдельных цветов. Почвой для введения опредмечевания свойств, установления детьми их сигнального значения служат элементарные действия продуктивного характера, которыми дети начинают овладевать с двух лет.

Вслед за этим – подготовительным – этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный.

Дети младшего дошкольного возраста (3–4 года) учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Дети впервые знакомятся также и с сочетаниями цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу.

Вначале у детей формируют представления об ахроматических цветах, белом и черном цвете, создаются условия, способствующие усвоению названий цветов. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зеленым и синим.

Для эффективного формирования цветовосприятия у детей я использую разные приемы изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с разным материалом.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому с большим вниманием подхожу к тематике работ. Как правило, в детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Лепка, как одно из видов изобразительной деятельности, заключается в объемном способе изображения. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх. Для конструктивных работ, как правило, я использую готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение. Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей.

С целью привлечения внимания детей к поставленной задаче, облегчения работы мышления и воображения, я использую моменты игры в процессе изобразительной деятельности, наглядно-действенные приемы обучения.

Работая с детьми второй младшей группы, я выбрала задачу – выработать умение называть словами цвет и цветовой тон. При первоначальном опросе детей получила следующее результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1 – Первичный уровень представленный о цвете детей 3–4 лет

Уровень

представленный о цвете Цвет

Крас-

ный Жёл-

тый Зеле-

ный Си-

ний Бе-

лый Чер-

ный

Назвали цвет по памяти 16 11 10 11 9 6

Нашли цвет по образцу 17 14 16 14 16 19

Назвали предъявленный цвет 16 9 11 7 11 15

Нашли цвет по названию 8 6 9 10 14 17

Результаты показали, что детям легче назвать словами цвета, но найти цвет по названию оказалось сложнее, чем показать по предъявленному образцу. Исходя из полученных данных, я решила осуществлять поставленную задачу способствующими играми, во время которых дети упражняются в узнавании, назывании и выделении цвета окружающих предметов.

В своей деятельности, я использовала игровые задания:

1. «Домик для матрёшки» : для постройки мебели матрешке взять из конструктора кубики и кирпичики названного воспитателем цвета.

2. «Назови флажок» : дать товарищу флажок и назвать его.

3. «Катись, шарик» : катание шариков, соблюдая предложенную воспитателем очередность.

4. «Цвета вокруг нас» : сопоставление цвета и предмета окружения например: цыпленок – желтый, трава – зеленая, небо – синее и т. п.

Следуя цели, я провела несколько занятий по аппликации. На первом занятии – заданием было из множества готовых форм выбрать те, окраска которых соответствует предложенным образцам и назвать цвет. На втором – дети по заданию воспитателя выполняют в заданном цветом сочетании только какую-то часть аппликации, все остальные цвета дети выбирают сами.

Спустя месяц, среди детей был проведен повторный опрос, результаты которого представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты повторного опроса детей 3–4 лет

Уровень

представленный о цвете Цвет

Крас-

ный Жёл-

тый Зеле-

ный Си-

ний Бе-

лый Чер-

ный

Назвали цвет по памяти 19 17 14 15 17 14

Нашли цвет по образцу 18 16 19 16 18 19

Назвали предъявленный цвет 17 13 16 11 14 17

Нашли цвет по названию 13 10 13 13 16 18

Анализ показал, что проведенная работа имела хороший результат. Дети значительно лучше и уверенней отвечали на поставленные перед ними игровые задания, упражнения. А так же при повторном опросе детей, заметила, что дети не только называли цвета, но и их оттенки (розовый, серый, голубой). Дети проявляли большой интерес к играм направленные на развития и восприятия цвета, ребята в свободное от занятия время чаще интересовались цветами в их произнесении.

Таким образом, работая в данном направлении я, еще раз убедилась, что раннее знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. А так же цветовая палитра служит показателем общего состояния ребенка, его духовного, нравственного и технологического уровня развития. Работая по развитию цветового восприятия, каждый ребёнок был максимально вовлечён и смог раскрыть свои лучшие стороны, проявить свои способности, а так же получить положительный эмоциональный заряд вовремя проведенной работы. Мне очень понравилось и детям то же, мы будем продолжать данную работу.

Список использованной литературы

1. Алексеес С. О. О цвете и красках, - М. : Искусство, 1964.

2. Алёхин А. Д. О языке изобразительного искусства. М. ,1973.

3. Венгер Л. А. Восприятие и обучение : Дошкольный возраст. М. ,1969 – 365 с.

4. Восприятие сенсорной культуры ребенка. Под ре. Л. А. Венгера. - М., 1988.

5. Мухина В. С. Психология дошкольника. Под ред. Л. А. Венгера. – М., 1985.

Публикации по теме:

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к праздничной культуре русского народа как основа эстетического восприятия «Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполняется чувством изящного, пусть народная поэзия действует на них как.

Влияние сенсорного восприятия на гармоничное развитие детей дошкольного возраста Маленький Человек появился на свет. И эта кроха от рождения уже имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающего мира. Он способен,.

Дидактические игры на развитие слухового восприятия и внимания для детей дошкольного возраста Дидактические игры на развитие слухового восприятия и внимания для детей дошкольного возраста 1.«Похлопаем - потопаем» Дети становятся в.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие цветового восприятия в образовательной деятельности и режимных моментах» Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее.

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста 1) Где позвонили. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, взрослый встаете в стороне от него.

Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое,.

Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования.

Презентация «Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста» Слуховое восприятие — очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения. Слуховое.

Развитие восприятия у детей раннего дошкольного возраста посредством тренировки сенсорных систем Развитие восприятия у детей раннего дошкольного возраста посредством тренировки сенсорных системВосприятие формируется в связи с развитием,.

Сенсорное Солнце для релаксации и эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста группы «Непоседы»Сенсорное Солнце для релаксации и эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста группы «Непоседы» Сенсорное Солнце для релаксации и эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста группы №5 «Непоседы». Значение сенсорного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 декабря 2018 в 07:27
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД