МААМ-картинки

Развитие детской инициативы через организацию конструктивной деятельности в ДОУ

Тамара Лебедева
Развитие детской инициативы через организацию конструктивной деятельности в ДОУ

Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно

мыслящие люди, которые вырастают из инициативных детей.

Важнейшим условием успешного формирования инициативности у дошкольников является поддержка детской инициативы во всех видах деятельности : в игре, в труде, в познании, в обучении.

Формированию инициативности уделяется особое внимание в Новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования. И детская инициатива ставится во главу угла – и как средство развития личности ребенка, и как цель.

Публикация «Развитие детской инициативы через организацию конструктивной деятельности в ДОУ» размещена в разделах

Инициатива дошкольников должна поддерживаться в различных видах культурных практик – разнообразных, инициируемых взрослым или самим ребенком, основанных на текущих и перспективных интересах ребенка, видах самостоятельной деятельности.

Творческая продуктивная деятельность конструированием является одной из культурных практик, реализуемых в рамках основной образовательной программы нашего сада.

Согласно требованиям ФГОС ДО, целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются проявления у ребенка инициативы и самостоятельности, развитые воображение, крупная и мелкая моторика.

Одной из эффективных форм работы развития детской инициативы и разностороннего развития детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности является конструирование. Существуют конструирования из разных материалов.

Я в своей работе в этом году выбрала конструирование из бумаги, картона и других дополнительных материалов.

Этот вид конструирования предполагает сооружение из плоского материала (бумаги и тонкого картона) игрушек объёмной формы.

Также я в своей работе использую некоторые виды бумагопластики.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности.

Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности

Для успешного развития этой деятельности мы пополнили уголок творчества разнообразными видами картона, бумаги, разнообразными коробочками разного размера.

Дети имеют возможность в самостоятельной деятельности работать с ножницами, бумагой, клеем.

Моя система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, выполняется в определённой последовательности.

В начале года в ходе ознакомления со свойствами бумаги, использовались такие виды техник работы с бумагой как скатывание из неё комочков, смыкание, зажимание пальцами, обрывная аппликация, работа с салфетками. (Виды бумагопластики).

Согласно годовому тематическому планированию программы нашей группы первые темы были «До свидания лето», «Осень», для оформления выставки детских работ использовались работы детей, выполненные с использованием этих приемов работы с бумагой.

Приближался праздник «День матери», дети предложили сделать подарки для мам, предложено было много вариантов. Я предложила сделать объемные цветы из полосок яркой бумаги, дети согласились, а букеты для мам формировали по своему усмотрению.

А в самостоятельной деятельности дети сделали из полосок бумаги разнообразные поделки, индивидуальные игрушки.

Дети освоили способы работы с полосками легко и просто, затем начали придумывать свои способы.

Следующая тема «Дом, семья».

Во время одного из очередных групповых сборов была создана проблемная ситуация, я обратила внимание на то, что у маленьких кукол нет своего домика, дети предложили несколько вариантов решения этой проблемы, построить дом из лего, деревянного строителя. Рассмотрев эти варианты, при помощи риторических вопросов воспитателя, дети определили, чем эти дома будут хороши, чем плохи, пришли к выводу, что дом лучше сделать из большой коробки, попросили родителей найти коробку большую, обои, толстый картон.

Дети предлагали последовательность действий по превращению коробки в дом. Дом получился неплохой, большее участие в построении дома играли мальчики: оклеивали, делали крышу, мебель делали из картона, готовых форм все вместе.

В таком коллективном планировании воспитатель выступает как партнер по совместной деятельности, выслушивает предложения детей, ненавязчиво предлагает свои варианты, советуется с дошкольниками по поводу выбора материала, способов работы.

Домик использовали для игры как девочки, так и мальчики.

С наступлением зимы, появлением снежинок детям захотелось сделать снежинки, дети познакомились с новым способом работы с бумагой – техникой оригами. Снежинки получились у всех разные, у некоторых оригинальные.

Много внимания мы уделяли тому, чтобы дети имели возможность свободного размещения своих работ, как в оформлении группы, так и для родителей. Ведь каждому ребенку хочется, чтобы продукт его творчества

увидели его родители.

В это время в детском саду проходил конкурс детско - родительских проектов «Солнечный лучик» по разным номинациям,

одна из которых была «Мое увлечение», семья Вити Таранца приняла участие в этом конкурсе, так как Вите нравилось делать игрушки из готовых форм, а познакомившись с новыми техниками работы с бумагой он заинтересовался изготовлением игрушек техникой оригами, вся семья ему помогала и в конкурсе они заняли 2 место, представив продукт: коллаж «Зима в лесу». В группе он презентовал свой проект, провел свой мастер – класс по изготовлению елочки техникой оригами.

Приближался Новый год.

И вот тут случилось «несчастье», у нас потерялись елочные игрушки, а елочка осталась без наряда, пришлось срочно собрать групповой сбор и решать проблему – чем украсить елочку, так заработал проект: «Украсим нашу елочку». Активное участие приняли родители, им пришлось обеспечить детей необходимым материалом: ткань, фольга, бумага, фантики. Но прежде детям была предоставлена возможность самим планировать, придумывать, решать, проявлять инициативу в выборе материалов из чего и как, они будут делать украшение, чем они будут наряжать елочку. Заработала мастерская «Деда Мороза». Были сделаны фонарики, елочки, шарики, гирлянды, бусы, снежинки, деды морозы. Дети сами наряжали елочку.

Родители рассказывали, что дети дома делали из бумаги игрушки для домашних елочек.

После новогодних каникул у детей было настроение праздничное, делали маски животных. Изготовление поделок из бумаги помогает детям созданию игровых ситуаций. Сделав из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями. Очень детям нравилось драматизировать сказку «Два жадных медвежонка», дети самостоятельно собирали группу артистов, три человека, вырезали головку сыра из бумаги, приглашали зрителей. Сначала разногласия получались из - за масок, автору маски непременно хотелось играть роль, но постепенно дети научились договариваться между собой, разрешали конфликт мирно и показывали сказку снова и снова меняя труппу артистов.

Кроме масок для драматизации дети использовали животных, которых они сделали, обклеив коробочки, дополнив их выразительными глазами, ушами.

После работы выяснилось, что больше всего масок зайцев, дети решили показать сказку «Заяц хваста», с другими персонажами они придумывали сказки и показывали друг другу, одно время у детей была любимая игра в театр и цирк.

Во время тематической недели «Спорт – это сила и здоровье» дети получили много информации о видах спорта, необходимости укреплять свое здоровье, заниматься физкультурой, не забыли о куклах, сделали для них спортивную площадку, девочки играли там с куклами, мальчики превратили площадку в военный полигон, где тренировали солдатиков.

В феврале во время тематической недели «Российская Армия» воспитатель, оформляя выставку о видах войск в Российской Армии заметил, что у нас не осталось хороших игрушек – военной техники, но есть очень много разнообразных коробочек, бумага, клей и картинки игрушек. Мальчики проявили инициативу, предложив сделать танки, при этом они объединились в небольшие группы и сделали игрушки совместно, нужно сказать, что не всех эта деятельность заинтересовала, но тот, кто начал работу по изготовлению танков, довели работу до конца, некоторые девочки изъявили желание помочь мальчикам.

Перед праздником 8 марта воспитатель привлек внимание к кукольному домику, вместе с детьми обсудили, что можно еще сделать для кукол, во время обсуждения пришли к выводу, что необходимо обновление мебели, необходим телевизор в кукольном домике, занавески для окон.

Дети с этим заданием справились, в этой работе инициативу проявили девочки.

Совместные игры с изготовленными игрушками и общая продуктивная практическая деятельность детей создают условия для возникновения не только коллективных, но и индивидуальных замыслов. Дети делятся друг с другом своим опытом, заимствуют друг у друга новые способы работы, идеи, варианты использования различных материалов. Такой взаимный обмен обогащает детей, повышает их интерес к данному виду деятельности, развивает творчество, инициативу.

Наша группа разновозрастная есть, дети, которым исполнилось только 4 года, а другим уже 6 лет. Старшие дети имеют больше навыков и умений они по своей инициативе учат детей делать поделки, Сева пришел к нам в группу не так давно, его умение делать самолетики и лодочку вызвало интерес у некоторых детей, он помогал им. Это в свою очередь помогло ему улучшить положение в группе, помогло войти в «детское общество».

Но лодочки захотели сделать все. Сделав свою поделку, дети по своей инициативе раскрасили ее, сделали моряков, кто из бумаги, картона, а кто из пластилина. Постепенно данная культурная практика выходит за рамки конструирования, она начинает объединять в себе различные продуктивные виды деятельности : рисование, аппликацию, лепку.

Дети пользуются всеми освоенными навыками работы с различными материалами и инструментами и с удовольствием учатся новым, если ребенком движет желание получить интересующий его результат, проявляют инициативу.

Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.

С этим видом деятельности детей познакомились родители на родительском собрании, чтобы вовлечь родителей в совместную деятельность, родительским комитетом был предложен конкурс «Игрушка своими руками из бумаги и картона», родители совместно с детьми делают игрушки и пополняют выставку работ к конкурсу, который приурочен к юбилею детского сада.

В заключении отмечу, что в ходе реализации данной культурной практики у детей развивается потребность в творческой деятельности, фантазия, любознательность, самостоятельность. Изменилась среда в группе. Выросла вовлеченность родителей в воспитательно-образовательный процесс. Эти изменения актуальны и соответствуют требованиям ФГОС ДО.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования .

Гражданское и патриотическое воспитание младших дошкольников через организацию проектной деятельности Гражданское и патриотическое воспитание младших дошкольников через организацию проектной деятельности. МКОУ «Чатлыковская СОШ» Чатлыковский.

Консультация для родителей «Развитие детской инициативы у дошкольников» Сафонова Марина Викторовна МДОУ ЦРР №28 "Огонёк" Воспитатель высшей категории Развитие детской инициативы у дошкольников. В соответствие.

Мастер-класс из опыта работы «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности» Слайд 1 «Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности» Патриотизм во все времена занимал.

Методическая разработка. Развитие детской инициативы в ДОУ. Старшая группа Разработала воспитатель старшей группы детского сада №88 Дорошенко А. Н. Введение Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия - ценность.

Познавательное развитие дошкольников через организацию проектной деятельности (из опыта работы) «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» китайская поговорка С. 2 Познавательное развитие детей - одно из.

Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада Сл1 Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного.

Развитие детской инициативы как проблема современного дошкольного образования Система дошкольного образования сегодня сталкивается с рядом острых проблем, от решения которых в значительной степени зависит психологическое.

Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС дошкольного образования Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО Сегодня большое внимание уделяется развитию детской инициативы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие детской инициативы через организацию конструктивной деятельности в ДОУ
Опубликовано: 15 марта 2017 в 09:40
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД