МААМ-картинки

Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности

Варвара Владимировна Михайлова
Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности

Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности

Публикация «Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

Сфера диалогического общения старшего дошкольника по мере его развития приобретает внеситуативный характер, поскольку она все больше затрагивает ситуации, не обязательно связанные с моментом общения. В этом возрасте возникает потребность в уважении взрослого, что определяет повышенную чувствительность детей к оценкам старших.

В дошкольном возрасте прослеживается существенное усложнение диалогического общения на разных ступенях развития детей в этот период.

Первый вид общения детей - эмоционально-практический (2-4-й годы жизни, для которой характерно ситуативность и зависимость от конкретной обстановки и практических действий партнера. Ребенку важно соучастие и поддержка сверстника в его забавах. Второй вида общения - ситуативно-деловой (4 - 6 лет).

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии навыков общения, в становлении личности дошкольника в целом. Новые черты появляются у старших дошкольников во взаимоотношениях со взрослыми. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки дошкольника.

Самосознание ребенка выходит за пределы своих объектных характеристик и объемлет переживания других. Другой ребенок становится уже не только противопоставленным существом, не только средством самоутверждения, но и содержанием собственного Я. Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им и не воспринимают чужие успехи как свое поражение.

Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка старшего дошкольного возраста значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем с взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.

В старшем дошкольном возрасте происходит становление и развития такой формы общения сверстников как ситуативно-деловая.

Общение в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях:

- на уровне ролевых взаимоотношений (т. е. от лица взятых ролей - врач-больной, продавец-покупатель, мама-дочка,

- на уровне реальных отношений, т. е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других).

В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с одного уровня на другой - переходя на уровень ролевых отношений, дети подчеркнуто меняют манеры, голос, интонации. Это может свидетельствовать о том, что дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, причем эти реальные отношения направлены на общее для них дело - игру.

При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, одинаково, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника.

Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности дошкольника.

В старшем дошкольном возрасте продолжается формирование навыков диалогического общения. Важной задачей их развития является формирование взаимоотношений со сверстниками. Важнейшие из них - общительность и гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность и культура общения. В связи с этим решение этой задачи связано с осуществлением задач воспитания доброжелательных отношений в детском коллективе.

Отличительной чертой взаимоотношений старших дошкольников в целях развития навыков их диалогического общения является повышение требований к организованности и самостоятельности поведения ребенка в деятельности. Развитые коммуникативные навыки помогают дошкольнику найти свое место и определить свою роль в коллективе, они придают поведению детей целеустремленность.

Среди игр дошкольников выделяется игра-драматизация. Игра-драматизация является эффективным средством развития навыков диалогического общения, в котором старшие дошкольники усваивают нормы и правила общения, учатся полноценно сотрудничать с партнером, помогать и содействовать ему, находясь с ним на равноправных, содержательно сопряженных позициях. Игра-драматизация – это разновидность театрализованных игр.

В театрализованные игры вовлекаются все стороны личности старших дошкольников : ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе этой игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение.

В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Самое главное – это то, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности.

Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она может носить репродуктивный характер.

Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество в такой игре проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт - поставленный спектакль, инсценировка. Особенность театрализованной игры - литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей.

Важным коммуникативным качеством старшего дошкольника является самостоятельность ребенка в игровом общении. В старшем дошкольном возрасте она связана с развитием у детей способности управлять своим поведением, проявлять полезную инициативу, настойчивость в достижении цели и результата. Она предполагает умение руководствоваться в действиях гуманными представлениями о правилах поведения, не подавляя инициативу менее самостоятельных сверстников. Задача взрослого - придать поведению дошкольников гуманный характер и направленность.

Ребенок старшего дошкольного возраста является одновременно и организатором игрового «спектакля» и его зрителем, ведь при всей увлеченности игровым действием он не теряет из виду реальности, из материала которой и по образцу которой он строит реальность игровую. Четырехлетняя девочка играет деревянной лошадкой, как куклой, и шепчет: «Лошадка надела хвостик и пошла гулять. Мать прерывает ее: «Лошадиные хвосты не привязные, их нельзя надевать и снимать». «Какая ты, мама, глупая! Ведь я же играю!», - читаем мы в книге Д. Б. Эльконина «Психология игры». Ребенок прекрасно различает, что есть «игрушечное», а что - «кушечное".

Театрализованная игра, по мнению ведущего отечественного педагога советского периода А. П. Усовой - цементирует весь образовательный процесс детского сада, так как именно в игре ребенок «расправляет крылья» своих способностей и делает первый шаг к жизненному успеху. Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение режиссерской игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.

В старшем дошкольном детстве происходит развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Ставится задача развития основ гуманности во взаимодействиях детей : проявление детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству, достижению общих целей, готовности прийти на помощь. Здесь большую роль играют начальные формы чувства долга и ответственности, формирующиеся в игре детей. Основой их развития являются яркие впечатления о жизни, эмоционально насыщенные знания, которые получают дети на занятиях, при ознакомлении с художественной литературой, изобразительным искусством, участвуя в практической деятельности. Задача развития состоит в том, чтобы сформировать действенность моральных чувств.

Таким образом, развитие навыков диалогического общения включает дальнейшее освоение детьми старшего дошкольного возраста правил гуманного общения по отношению к сверстникам и развитие умения удерживать контакт в совместной игровой деятельности. Особенно широки в этом смысле развивающие возможности театрализованной деятельности. В старшей группе у детей продолжают формировать коммуникативные навыки в самостоятельной организации театрализованной игры. Правильная организация такой игры, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога - необходимые условия для развития диалогического общения детей со сверстниками.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Игра на развитие диалогического общения для детей 4–5 лет «Какой, какая, какое?»Игра на развитие диалогического общения для детей 4–5 лет «Какой, какая, какое?» Игра по развитию речи на подбор определений проводится с подгруппой детей. Цель: Уметь слушать партнёра по игре и дополнять его высказывания.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в ДДУРазвитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в ДДУ Шевякова Валентина Михайловна МБДОУ детский сад №9 г. Нижний Ломов, Пензенская область Тема моей работы очень актуальна. Модернизация.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 29 ноября 2022 в 03:23
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД