Получи документы

Развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста на основе освоения историко-культурного наследия России

Нина Пушнова
Развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста на основе освоения историко-культурного наследия России

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.

Новое педагогическое направление - программа «Истоки» вызывает живой интерес и имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России, формирует у детей систему жизненно важных ценностей. Целью этой программы является не информационное насыщение и формирование у детей умений и навыков, а развитие у детей души и сердца, умения чувствовать, проявлять свои чувства

Публикация «Развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста на основе освоения историко-культурного наследия России» размещена в разделах

Возраст 5-6 лет - время, когда ребенок в полной мере открывает для себя существование внутреннего мира в других людях. В старшей группе дети познакомились с категорией: «ВЕРА». Темы занятий: Верность родной земле. Богатыри и воины — защитники земли Русской. Вера рождает доверие. Доверие к ответу взрослых. Уважение, послушание, душевный покой.

Категория «НАДЕЖДА». Темы: Светлая надежда. Рождество Христово. Рождественская елочка. Почему надежда дружит с верой? Доброе согласие. Крепкая дружба. Умей сказать и умей выслушать.

Категория «ЛЮБОВЬ». Темы: Добрые друзья. Кого можно назвать добрым другом? Сочувствие, взаимопомощь. Добрые дела. Маленькие помощники. Радовать других - радоваться самому.

Категория «МУДРОСТЬ». Темы: Мудрое слово. Как сказка и пословица учат мудрости. Победа добра. Вера, надежда, любовь - правила мудрости. Мудрые люди. Мудрость рядом с нами. Бабушка и дедушка. Мудрый наказ.

Знакомясь с категорий «Вера», дети узнали, что русские воины, былинные богатыри свято верили в свое правое дело и, защищая родную землю, защищали и свою веру.

Надежда, как устремление к доброму исходу дела, в сознании русских людей также всегда была неразрывно связана с верой.

Надежда на завтрашнюю радость, вера в чудо ребенку необходимы еще более чем взрослому. Светлый праздник Рождество Христово как нельзя лучше позволяет детям поверить в реальность чуда, пережить чувство общности с родителями и сверстниками.

Главным условием доброй надежды является согласие. Дети учились достигать согласия со взрослыми и ровесниками в деле (выполнение заданий в паре, игра «Построим дом», в слове следуя добрым советам старших (занятия «Мудрое слово», «Мудрые люди», в чувствах и устремлениях (занятия «Добрые друзья», «Добрые дела»).

Мудрый опыт поколений сохранен наиболее полно в народных сказках, пословицах, поговорках. В сказочных сюжетах в доступной для детей форме утверждается идея неизменной победы добра над злом, представлены образцы проявления ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБВИ как главных правил МУДРОСТИ.

В возрасте 6-7 лет целями воспитательной программы являются:

первоначальное знакомство с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей Российской цивилизации.

дальнейшее развитие умений и навыков делового, познавательного и

личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение

понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими

знаниями, участвовать в общем деле).

создание условий для успешной адаптации ребенка в школе.

В подготовительной группе мы с родителями приобрели для каждого ребенка серию книг, разработанных в соответствии с программой учебного курса: «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Мастера и рукодельницы» (Приложение № 1) и «Семейные традиции». Главная задача этих книг - приобщить взрослого и ребенка к истокам русских традиций : «Традиции слова», «Традиции образа», «Традиции дела» и «Традиции праздника». Книги предназначены для семейного чтения и присоединения читателя в широком смысле этого слова к высшим ценностям отечественной культуры. Эта литература позволяет воспитателю, родителю и ребенку вернуться к педагогической традиции России, базовым основанием которой всегда была любовь к людям. Книги для развития построены таким образом, что они одинаково интересны и полезны детям, их родителям и воспитателям.

Каждая глава в книге начинается с проникновенного слова к родителям, так как именно семья должна определять цели, смысл и содержание воспитательного и образовательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и передачи социокультурной традиции.

Центральное место в каждой главе занимает сказка и ее анализ. Сказка помещена в полном объеме, первоначальном малознакомом православном контексте. Сказка ценна уже тем, что она является копилкой мудрости, самым большим чудом в народном творчестве, в каждой из них заключен простейший нравственный урок. Кроме того, мудрое человечество в сказках зашифровало важнейшие общечеловеческие знания (отношения между людьми, духовное развитие, жизненные ценности, жизненные ситуации, жизненные уроки, народные традиции). Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Морозко», «Иван - крестьянский сын и Чудо - Юдо».

Размышляя над заданиями, помещенными после текстов сказок, дети постигают вечные истины, духовные ценности своего народа, поднимаются на новую нравственную ступень развития.

Как в сказке «Царевна - лягушка» проявилось уважение сыновей к родительскому слову?

Как материнское благословение помогло Василисе в жизни? ^ Чем путь - дорога, которую прошла Марьюшка к Финисту Ясну - Соколу напоминает жизненный путь каждого человека?

Кроме сказок в книгах мы находим и лучшие литературные образцы произведений русских поэтов и писателей, воздействующие на морально -этические и духовно - нравственные установки ребенка - дошкольника. Например, рассказы К. Д. Ушинского: «Ветер и солнце», «Как рубашка в поле выросла», притча «Старик и яблоня». Сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне лебеди», сказы П. П. Бажова «Каменный цветок», «Живинка в деле».

Вся предлагаемая для чтения и обсуждения литература проникнута гуманистическими идеями, несущими вечные ценности : любовь и добро, веру и справедливость, труд и счастье, заботу о ближнем и надежду на лучшее. Она развивает ум и душу ребенка.

Для более глубокого осмысления традиционных ценностей родного народа, в книге помещены активные занятия, рекомендуемые для проведения в кругу семьи или в детском саду. Значимость этой работы заключается в том, что при таком общении создается доверительная обстановка, осуществляется тесное взаимодействие детей и взрослых, те и другие учатся договариваться, терпеливо выслушивать друг друга, осуществлять выбор, приходить к согласию, радоваться положительным результатам работы. Так, после проведения занятия «Напутственное слово», дети, утром приходя в детский сад с родителями, желали папе и маме хорошей дороги по пути на работу, успехов в делах. Толя Е. «А ты, мама, мне скажешь напутственное слово, у нас сегодня соревнование в бассейне». Виолетта Р. на вопрос: «Зачем нужны добрые слова-пожелания?», отвечает: «Чтобы не было комочков в груди. Когда говорят злые, обидные слова, у меня в груди появляется комочек, который мешает дышать. А когда слышишь добрые и ласковые слова, становится приятно и легко».

Дети рассказывали, как они дома выполняли задание, что кому было трудно, легко ли было прийти к согласию. Таким образом, постепенно происходит присоединение родителей к детскому саду, создание единого контекста воспитания и общения в детском саду и семье, освоение коммуникативных и управленческих навыков, формирование ресурса успеха.

После проведения занятия «Жизненный путь», предложила детям спросить у родителей, а родителей рассказать детям о своем жизненном пути, выборе профессии.

На страницах книг предусмотрено выполнение творческих заданий детьми, здесь есть возможность и самому ребенку стать их соавтором, художественно оформляя одну из страниц («Моя любимая сказка», «Кем я хочу стать»). Все чувства, эмоции, размышления ребенок может выплеснуть и выразить в рисунке на чистой странице книги.

Алина С: «Я хочу стать ветеринаром, как моя мама. Я очень люблю животных, особенно лошадей и хочу их лечить, если они заболеют».

Дима М. : «А я хочу стать инспектором ДПС, чтобы водители и пешеходы соблюдали правила дорожного движения, и не было аварий на дорогах».

Даша Я. : «Я когда вырасту, буду работать учительницей. Буду учить детей уму-разуму».

Мы с ребятами договорились, что эти книги - особенные, они учат нас доброте, любви, послушанию, трудолюбию, уважению к старшим, согласию и еще многому. Мы будем беречь эти книги, перечитывать, а когда станем взрослыми, будем читать их своим детям и внукам.

В возрасте 6-7 лет в детской душе зарождается интерес к будущей взрослой жизни, выбору профессии. В ходе занятий по темам: «Напутственное слово», «Жизненный путь», «Мастера и рукодельницы», «Старание и терпение» дети в активной форме знакомились с социокультурными традициями выбора жизненного пути. Предлагали детям подумать, согласны ли они с изречением, что человек должен за свою жизнь построить дом, посадить дерево и вырастить детей? На каком этапе жизненного пути вы сейчас находитесь? Ваши братья и сестры? Родители? (Младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость).

Достаточно высокий уровень развития монологической речи делает ресурсный круг, работу в паре и микрогруппе значимыми с точки зрения развития познавательных мотивов общения дошкольников. Очередность высказываний в круге, сопереживание, интерес к вкладу во взаимодействие в ходе работы в паре и микрогруппе способствуют увеличению числа личностных контактов у детей к развитию мотивации к общению. На занятии «Радость послушания» Владик К. рассказывает: «У меня есть младшая сестренка Вика. И я помогаю маме ухаживать за ней. Когда заплачет, я даю ей пустышку или веселю погремушкой, пока мама занята. А еще мама просит меня покачать Вику, чтобы она быстрее заснула».

С детства мы помним о прекрасных традициях гостеприимства и радушия, глубочайшего почитания родителей, традициях родительского слова, послушания и заботы о старших, традициях благодарения и милосердия, помощи сиротам. Эти и другие семейные традиции бережно передаются из поколения в поколение. К замечательным традициям наших предков относятся и традиции праздника. Любой семейный праздник: именины и дни рождения, новоселье, свадьба и другие не обходился без угощения от всей души, словами приветствия и поздравления, сказанными от чистого сердца и, конечно, задушевной песни. В праздники преображается дом: становится шумным, веселым и особенно нарядным. Душа согревается, наполняется радостью и любовью, уходят тревоги и переживания.

Многообразны старинные семейные традиции. Каждая несет свое заповедное и заветное слово, каждая сближает людей, укрепляет связь поколений.

Публикации по теме:

Становление внутреннего мира ребенка, развитие культурных, нравственных ценностей в художественно-эстетическом творчествеСтановление внутреннего мира ребенка, развитие культурных, нравственных ценностей в художественно-эстетическом творчестве Семинар-практикум 22 апреля 2015г. на базе нашего МКДОУ д/с "Ручеек" прошел районный семинар-практикум на тему "Роль образовательных областей.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности в контексте наследия А. С. Макаренко Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного.

Консультация для родителей «Формирование нравственных ценностей» Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение. Екатерина II Если вы хотите, чтобы ваши дети выросли здоровыми и.

Консультация «Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств посредством знакомства с родным краем» В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-моральных качеств и, прежде всего, чувства.

Консультация «Формирование нравственных ценностей у детей раннего дошкольного возраста» Нравственное воспитание – активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного.

Консультация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе историко-культурного наследия родного города» Воспитатель МБДОУ «Д/с «Колокольчик» г. Дмитровска Орловской области Махрина В. Я. «Я видел красоту чужих морей, Но знаю я отныне – Один.

Педагогический проект «Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе семейных ценностей» Цель проекта: Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам Задачи: • Формировать у детей представление о семье.

Перспективное планирование по ознакомлению с культурными традициями на основе отечественных духовных ценностей Цель: формирование представления о Православной культуре, как о части русской культуры; развивать умение отличать добро и зло, делать выбор.

Консультация «Влияние игр-драматизаций на формирование нравственных ценностей в дошкольном возрасте» Шульц И. Ю., воспитатель МДОУ «Детский сад №24 с. Крутой Лог» В формировании личности исключительно велико значение нравственного воспитания,.

Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников в проектной деятельности по формированию интереса к народной кукле ГБОУ СОШ №3 г. Сызрани структурное подразделение, реализующее программы дошкольного образования – «Детский сад», расположенное по адресу:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста на основе освоения историко-культурного наследия России
Опубликовано: 19 октября 2015 в 22:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД