Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами литературно-художественной деятельности

Ирина Князькина
Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами литературно-художественной деятельности

Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами литературно-художественной деятельности

Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств.

Двигательные качества ребенка – это отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях – основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, игровых и спортивных занятиях.

Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий (например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде). Кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазанье, при метании предметов.

Физические качества у детей 5-6 лет, проявляются через двигательные навыки, умения, они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.

В процессе физического воспитания детей дошкольного возрастанеобходимо решать образовательные задачи:

• формирование двигательных навыков и умений;

развитие двигательных и физических качеств;

• привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены;

• освоение специальных знаний.

К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу, скоростные качества (быстроту, их сочетание (скоростно силовые качества, ловкость, а также координационные способности.

Сформировать у детей интерес к физической культуре и спорту, повысить потребность к двигательной активности, можно с помощью составления двигательных сказок на занятиях по физвоспитанию.

Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией и направленных на совершенствование двигательных умений и навыков.

Составлять сказки можно в любой части занятия (разминка, общеразвивающие упражнения, основные виды движений) или в процессе всего занятия. Это зависит от поставленных задач на занятии.

В процессе составления сюжета двигательных сказок, мы предлагаем детям различные образно-подражательные движения.

Приемы подачи детям подражательных движений могут быть разными, это зависит от сложности движения и образа. Например, можно сначала назвать образ, а потом показать подражательное движение и попросить детей угадать образ, а показ осуществлять с объяснением движения разных частей туловища. Например, «лягушка» - передние лапки (руки) ставит рядышком, между ног, а задние (ноги) расставляет широко. «Зайка» - ушки может навострить, а может опустить, лапки может прижать от страха, а может поставить важно в боки.

Главная задача сказок – выделить и определить движения персонажей (сказка Гуси Лебеди: героиня сказки может идти вприпрыжку или собирать цветы по пути поиска брата, может перейти через речку или перепрыгнуть через ручей, пролезть под упавшим деревом и т. д.). Предлагаем детям изменять характер 1-2 героев (например, что было бы, если бы на пути Аленушки встретилась скала). После того, как дети усвоят этот прием, мы предлагаем им ввести в сказку новых героев (например, Красная шапочка встретила по пути хитрую лису и доброго волка, которая хочет выманить у девочки пирожки, а волк старается помочь девочке донести пирожки до бабушки). При составлении сказок, по знакомым сюжетам, придумываем различные ситуации (старая сказка с новым концом).

У сказки может быть как хорошее, так и плохое окончание. Например, у сказки «Маша и три медведя» - плохой конец (совместно с детьми придумываем окончание сказки, а у сказки «Теремок» может быть хороший окончание и т. д. Сказка - это средство формирования интереса к двигательной активности», мы имеем в виду не только творчество детей, но профессиональное творчество педагога. Здесь мы подразумеваем гибкое, вариативное использование предлагаемых нами сказок на физкультурных занятиях в двигательно-игровой деятельности, а также в других видах.

Вся работа по развитию двигательноготворчества проходит в несколько этапов:

• знакомство с содержанием сказки;

• определение количество персонажей, их характеристики;

• придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов в соответствии с характерами героев;

• изменение сюжета сказки;

• соотношение и выполнение двигательных действий и физических упражнений по рисункам и схемам.

На занятиях, дети знакомятся с правильным выполнением упражнений – движений сказочных героев. Для облегчения запоминания сюжета и воспроизведения двигательных образов в двигательной сказке, мы предлагаем использовать рисунки или карточки-схемы.

Вместе с детьми занимаемся составлением двигательной сказки, изменяем сюжет знакомой сказки, или придумываем новую сказку. Здесь идет закрепление и совершенствование техники разученных упражнений, а также вырабатывается умение выполнять разученное упражнение в разных условиях. Ребенку предлагаем показывать (изобразить в движениях) некоторые сюжетные сценки, в которых они, исполняя роль какого-либо персонажа, взаимодействуют с другими персонажами. Создается игровая ситуация, это помогает детям более или менее самостоятельно искать и находить выразительные средства для передачи характера персонажа, его настроения взаимоотношений с другими действующими лицами. Важно, чтобы найденные движения не были «единственным решением». Ребенок попытается придумать варианты.

Педагог сам должен обладать творческой фантазией, способностью к экспромтам, владеть методами стимулирования интереса у детей. Опыт, полученный детьми при проведении нашей работы, подводит их к построению образно-пластических композиций, то есть к сочинительскому творчеству. К концу обучения дети старшего дошкольного возраста самостоятельно сочиняют небольшие двигательно-игровые композиции, а мы помогаем детям в этой работе - направляем, предлагаем и корректируем новые образы, связывая их с двигательной активностью.

Хочется сказать, что составление двигательных сказок вызывает желание у детей заниматься физической культурой, создает положительный психологический настрой на занятии. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное - дети с интересом ждут следующего физкультурного занятия.

Литература:

1. Руднова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М.: Мозайка-Синтез, 2004.

2. Шишкина В. А. Движение + движения [Текст]: Книга для воспитателей д/сада. - М.: Просвещение, 1992.- 96с.

3. Руднова М. Формирование оптимальной двигательной активности // дошкольное воспитание. -№6-2000.

4. Усова А. П. Русское народное творчество детскому саду. М.: Просвещение, 1972.

5. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротреннинг для дошкольников. – СПб., 2002.

6. Степаненкова Э. Я. Творческая направленность деятельности детей в подвижных играх. - М., 1985.

7. Горькова Л. Г., Обухова Л. А., Занятия физической культурой в ДОУ. – М., 2005.

8. Ефименко Н. Е. Театр физического развития и оздоровления. - М., 1999.

9. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). - М.: Педагогика, 1972. – 143с.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами литературно-художественной деятельности
Опубликовано: 21 октября 2020 в 17:01
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День сказки «Морозко» на МААМ

Очередной тематический день посвящен волшебной истории, интерес к которой возрастает с приближением Нового года. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы еще раз прочесть ребенку любимую сказку...

24 ноября. День моржа

Экологический праздник День моржа был учреждён в 2008 году. В последние дни осени эти животные, которые, наряду с белыми медведями, являются символами Арктики, откочёвывают на юг, на зимовку, и устраивают...

Изготовление открыток с элементами техники оригами к празднику «День Матери»
Материал будет интересен воспитателям для работы с детьми дошкольного возраста. Назначение Открытка - это знак внимания, а открытка, сделанная своими...
Консультация «Происхождение детских страхов»
Каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже...
Мастер-класс создания поделки из атласных лент «Подарок для мамы»
Самое высокое призвание женщины — быть мамой. "Мама" - первое слово, которое говорит ребёнок. Оно звучит одинаково на большинстве языках мира. Мама...