Папки-передвижки

Развитие дыхания и коррекция его нарушений при стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста

Яна Дмитриевна Баданина
Развитие дыхания и коррекция его нарушений при стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из распространенных видов работы с детьми старшего дошкольного возраста на логопунктах дошкольных учебных учреждений является работа со стертой дизартрией. Эта речевая патология, проявляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникает вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга 2.

Публикация «Развитие дыхания и коррекция его нарушений при стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Термин «стертая дизартрия» впервые был предложен О. А. Токаревой, она считает отличительными чертами стертой дизартрии, не яркие проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой сложностью преодоления. Возникает стертая дизартрия из-за микроорганического повреждения головного мозга и проявляется фонетическими и просодическими расстройствами речи.

Главным признаком, который отличает детей со стертой дизартрией от детей с другими нарушениями произношения является то, что в этом случае страдает вся произносительная сторона речи, а не произношение отдельных звуков, как при дислалии. При изучении заключений от невролога можно встретить такие диагнозы как: пренатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция, геморрагическая энцефалопатия (гематома, геморрагическое пропитывание, гидроцефальный синдром (наружная, внутренняя гидроцефалия, гипертензионный синдром, гидроцефально-гипертензионный синдром, дистонические синдромы (гипер-, гипотоническая форма, переменная форма).

Стертая форма дизартрии может проявляться ограниченной подвижностью речевой и мимической мускулатуры, слабым, тихим голосом (иногда наоборот резким, замедленным или ускоренным темпом речи, нарушенным ритмом дыхания, затрудненным произнесением длинных фраз.

По мнению Л. В Лопатиной у детей со стертой дизартрией наблюдается замедление темпа раннего психомоторного развития : поздно начинают держать голову вертикально (пять-семь месяцев, не сидят без опоры до восьми девяти месяцев, поздно начинают ходить (до двух лет).

Из-за расстройств иннервации, которые захватывают дыхательную мускулатуру, стертая дизартрия характеризуется нарушением речевого дыхания. У таких детей дыхание, в процессе речи учащается, ребенок делает судорожные поверхностные вдохи, при этом выдох укорачивается и часто происходит через нос, рот может оставаться приоткрытым, ритм дыхания и смысл высказывания не синхронизированы.

Физиологическое дыхание происходит неосознанно, ритмичные вдохи и выдохи примерно равны по продолжительности. Речевое дыхание от физиологического дыхания отличает более продолжительный выдох. Правильное речевое дыхание – это основа устойчивости и звучания голоса, правильности звукообразования, четкого соблюдения пауз.

В норме речевое дыхание развивается систематически параллельно с развитием речи. У старших дошкольников соответствие воспроизведения устной речи и дыхания еще неустойчивы и находятся в стадии становления. К десяти годам слова и фразы начинают произносятся на выдохе, происходит координация фонации, артикуляции и дыхания.

У детей со стертой дизартрией происходит рассогласованность в работе мышц, которые осуществляют вдох и выдох, что ведет к возникновению тенденции говорить на вдохе и как следствие, к нарушению произвольного контроля над дыхательными движениями, а также координации между фонацией, дыханием и артикуляцией. Поэтому проблема развития дыхания и коррекция его нарушений при стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста является актуальной.

При организации учебного взаимодействия по развитию речевого дыхания, важно учитывать эмоциональный настрой ребенка и специалиста. Волнение, страх, тревога и общий негативный настрой ребенка со стёртой дизартрией будет очень сильно влиять на его физиологическое и речевое дыхание. Эмоциональное, доброжелательное поведение логопеда будет поддерживать внимание и заинтересованность ребенка. Коррекционную работу лучше выстраивать на основе ведущего вида деятельность этой возрастной группы – игровой.

Работа над речевым дыханием детей со стертой дизартрией начинается с обследования в процессе которого, определяется тип дыхания (поверхностное (ключичное, грудное, диафрагмальное (нижнереберное). Устанавливается длительность и сила внеречевого выдоха. Выясняется, умеет ли ребенок дифференцировать носовое и ротовое дыхание. Исследуется сила и целенаправленность воздушной струи. После анализа полученных данных начинается целенаправленная логопедическая работа по развитию речевого дыхания.

Первым этапом проводится работа по формированию нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Упражнения по формированию нижнереберного дыхания у детей дошкольного возраста рекомендуется проводить из положения лежа. В таком положении мышцы тела расслаблены и диафрагмальное дыхание может устанавливаться самостоятельно. Ребенку предлагается обратить внимание на его живот «посмотри, как твой живот хорошо дышит», для наглядности можно положить на живот игрушку. Чтобы не провоцировать повышение мышечного тонуса и гипервентиляцию легких упражнение должно выполняться без усилий не более 3х минут. Выполнение упражнений организуются так, чтобы ребенок фиксировал внимание на ощущениях движений передней стенки живота и диафрагмы, а не на процессах вдоха и выдоха.

На данном этапе целесообразно использовать следующие дыхательные упражнения :

1. Ребенок принимает положение лежа на спине. Легкими поглаживаниями тела и, прежде всего, верхнего плечевого пояса, а также потряхиванием конечностей ребенка достигают расслабления скелетной мускулатуры. Захватив кисти рук ребенка и слегка потряхивая ими, логопед разводит руки в стороны, поднимает их вверх (вдох, затем опускает вперед, прижимая руки к туловищу и легко надавливая на грудную клетку (выдох).

2. В положении лежа на спине в ритме дыхания, осторожно потряхивая ноги ребенка, их вытягивают, разгибают (при этом происходит вдох, а сгибание их в коленях и приведение к животу усиливает и удлиняет выдох. Для активизации работы диафрагмы это упражнение можно проводить при заведении рук ребенка под голову.

3. Одновременно с поворотом головы ребенка в сторону логопед отводит в соответствующую сторону и его руку (вдох). Слегка потряхивая руку, возвращает руку и голову в исходное положение (выдох). Это упражнение способствует выработке ритмичности движения и дыхания.

На данном этапе у детей формируется носовое дыхание, приобретаются первичные навыки речевого дыхания, осваиваются первичные приемы дыхательной гимнастики.

Второй этап нацелен на выработку более глубокого вдоха и более длительного направленного выдоха.

На занятиях ребенку рассказывается о процессе дыхания и том, что дыхание можно тренировать (увеличивать силу выдоха). Для формирования плавного длительного выдоха через рот используются следующие упражнения:

1. Ребенок лежит на животе, руки под грудью опираются на твердую поверхность, голова опущена. Логопед поднимает голову и плечи при опоре на руки (вдох, затем опускает (выдох). Необходимо стремится к активному включению ребенка в упражнение с помощью игры.

2. В положении ребенка лежа или сидя логопед кладет свои руки на грудные мышцы ребенка, прислушивается к ритму дыхания. В момент выдоха нажимает на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху (в течение нескольких секунд). Это упражнение способствует более глубокому и быстрому вдоху и удлиненному выдоху.

3. Ребенок лежит или сидит. Перед его ноздрями создается «веер воздуха», что усиливает глубину вдоха.

4. Ребенка просят как можно дольше задержать вдох, добиваясь таким образом более быстрого и глубокого вдоха и медленного выдоха. Формированию длительной и плавной воздушной струи на выдохе осуществляет помощь тактильный контроль:

поднесение тыльной стороны ладони ко рту;

наматывание нитки на клубок;

движение руками по графическим схемам: дорожки, горки, спирали.

Рекомендуется проводить следующие игры и упражнения: игра на детских духовых инструментах (свистулька, дудочка, губная гармошка, надувание воздушного шарика, и другие.

Третий этап направлен на развитие фонационного (озвученного) выдоха. Фонационный (озвученный) выдох – это основа развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных. При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов само-контроля (слуховой, визуальный, кинестетический).

На этом этапе занятия проводятся в виде звуковых дыхательных игр. Ребенку предлагают тянуть звуки на выдохе с голосом или без голоса, как можно дольше.

Первым делом тянутся гласные звуки, с изменением силы голоса, с разной интонацией. Затем тянутся согласные звуки. Сначала выдох совершается на глухих согласных: "Ш", "Ф", "С", "Х". Для упражнений берут только те звуки, которые ребенок умеет правильно произносить. Длительность выдоха контролирует сам ребенок. Звуковые дыхательные игры детям можно выполнять каждый день, в качестве элемента зарядки. Также эти игры можно включить в занятия по формированию правильного звукопроизношения.

Тренировка фонационного выдоха должна быть систематической и длительной. На основе грудо-брюшного типа дыхания и фонационного выдоха формируется речевое дыхание.

Четвертым этапом проводится работа по формированию речевого дыхания. Он является базовым в работе по планированию и формированию речевого высказывания. В подготовительной работе этого этапа детей обучают в процессе выдоха произносить слоги, слова, словосочетания (2-4 слова, текст (скороговорки, поговорки). На занятиях применяются невербальная инструкции: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, которое означает начало быстрого вдоха через рот. По мере того, как дети начинают самостоятельно выполнять вдох перед речью, количество таких инструкций уменьшается. Для упражнений берутся только слoги со звуками, хорошо произносимыми детьми (на-но-ну-ны-нэ; ма-мо-му-мы-мэ). Затем дети "поют" двусложные слова (ма-ма; ми-ла; мы-ла и др., трехсложные слова (ма-ли-на; ку-би-ки, двухсловные и трехсловные фразы (Мама мыла. Мама мыла Милу). Рекомендуемые звуковые речевые игры четвертого этапа: «Изобрази животное» - сочетание речи с движением, «Эхo» и другие.

Таким образом, работа по формированию речевого дыхания детей при стертой дизартрии ведётся поэтапно. На кaждом этапе необходимо закреплять успех ребенка непрерывным надзорoм за дыхaнием, рaзъяснением и соoтветствующим внушением. Специальные игры и упражнения описаны в пособиях: Г. А. Волковой, В. И. Селиверстова, Е. Н. Краузе, И. А. Поваровой, Р. И. Лалаевой, С. Е. Большаковой, Н. Г. Комратовой и др.

Целенаправленная систематическая коррекция речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к школе, подготовительным этапом к освоению чтения и письма.

Литература:

1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М. : АСТ Астрель, 2007.

2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : учебное пособие. / Л. В. Лопатина, Серебрякова Н. В. – СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.

3. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.

4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи/ Г. С. Швайко. - М., 1983.

5. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников / О. Н. Яворская. - СПб. : КАРО, 2015.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Снегопад». Дидактическая задача. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Игровая задача. Рассказать.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Дидактическая игра «Поезд». Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз. Оборудование: схемы слов – «вагончики», предметные.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 3 1. Дидактическая игра «Листопад». Цель игры: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование. Листочки из тонкой.

Картотека упражнений на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Упражнение «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить привычные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находится в.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие дыхания и коррекция его нарушений при стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 23:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие дыхания и коррекция его нарушений при стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Яна Дмитриевна Баданина (УИ 275683) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД