Папки-передвижки

Развитие физических качеств у старших дошкольников на занятиях плаванием

Колоколова Наталья
Развитие физических качеств у старших дошкольников на занятиях плаванием

Проблеме повышения эффективности физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении в последнее время уделяется пристальное внимание учеными и практикующими специалистами. Это отражается во многих научных (В. В. Бойко, 2008; В. Н. Золотов, 2009; А. А. Кирпиченков, 2011; Е. С. Колесникова, 2015) и методических (Л. Н. Волошина, 2003; Л. Д. Глазырина, 2005; О. В. Музыка, 2011) публикациях, в которых в частности обосновываются и предлагаются различные подходы и средства совершенствование физического воспитания дошкольников.

Публикация «Развитие физических качеств у старших дошкольников на занятиях плаванием» размещена в разделах

В физическом воспитании детей дошкольного возраста одной из ведущих задач наряду с оздоровительной и воспитательной является развитие физических качеств. Имеются работы, которые непосредственно посвящены изучению развития физических качеств у дошкольников (Т. В. Артамонова, 1996; А. А. Бланин, 2000; Е. А. Ветошкина, 2006; Н. И. Дворкина, 2013; В. Ю. Вайсвалавичене, 2015). Вместе с тем остаются недостаточно исследованными возможности занятий плаванием в плане развития физических качеств у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать программу занятий плаванием для детей старшего дошкольного возраста с направленностью на развитие у них физических качеств в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Разработанная программа занятий плаванием для детей старшего дошкольного возраста с направленностью на развитие у них физических качеств предусматривает прохождения двух этапов: подготовительного и основного.

Подготовительный этап направлен на освоение детей с водной средой и сопряженным развитием физических качеств и включает группу специальных упражнений: ходьба по дну в парах: перейти бассейн туда и обратно – сначала шагом, потом бегом; ходьба приставными шагами левым и правым боком без помощи рук с переходом на бег; по пояс в воде: присесть, оттолкнуться ногами и руками от воды и выпрыгнуть вверх и другие.

Основной этап направлен на развитие у дошкольников физических качеств в процессе обучения плаванию с использованием на каждом занятии круга игровых упражнений, наряду с упражнениями, являющимися элементами спортивных способов плавания : «караси и карпы», «переправа», «рыбаки и рыбки», «байдарки», «не опоздай к игрушке» и другие.

Эффективность программы проверялась в педагогическом эксперименте, который проводился на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 7» города Курска в течение девяти месяцев с сентября 2017 по июнь 2018 года.

В нем участвовали дети старшей группы 5-6-летнего возраста, которые были разделены на контрольную и экспериментальную численностью по 12 человек каждая.

С дошкольниками как контрольной так и экспериментальной группы велась однотипная работа по физическому воспитанию, в тоже время с детьми экспериментальной группы проводились занятия по плаванию по разработанной нами программе с направленностью на развитие у них физических качеств.

Реализация программы осуществлялась на каждом занятии с детьми экспериментальной группы, в которых использовалось 5-6 упражнений из программы, наряду с упражнениями, являющимися элементами спортивных способов плавания.

Занятия плаванием с дошкольниками проводились два раза в неделю продолжительностью 25-30 мин. Структура занятия традиционная, в которую входят подготовительная (3-5 минут, основная (18-22 минуты) и заключительная (2-3 минуты) части.

Анализ результатов тестирования развития физических качеств у дошкольников в начале педагогического эксперимента не выявил достоверных различий в показателях контрольной и экспериментальной групп.

По окончании экспериментальной работы были отмечены достоверные различия в показателях, характеризующих развитие физических качеств у детей экспериментальной группы по сравнению со сверстниками из контрольной группы во всех тестах (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительные результаты развития физических качеств

у дошкольников до и после педагогического эксперимента

Тесты Данные опытных групп

исходные итоговые

К. Г. Э. Г. К. Г. Э. Г.

Прыжок в длину с места, (см) 76,4±4,8 75,7±4,6 86,2±2,9 92,8±2,5*

Бросок набивного мяча, (см) 180,3±11,2 182,4±12,4 195,7±10,3 216,3±10,8*

Поднимание туловища, (раз) 8,4±1,1 8,7±1,0 10,1±1,2 12,4±0,09*

Наклон вперед, стоя на скамейке, (см) 3,1±0,65 3,4±0,61 3,8±0,43 5,3±0,48

Примечание. Достоверность различий: * - при Р < 0,05; (t – критерий Стьюдента)

Так у дошкольников экспериментальной группы отмечается более высокий прирост в результатах силовой выносливости мышц брюшного пресса (подъем туловища в сед из положения лежа на спине, где он составил 42,5%, в контрольной группе результаты в этом тесте увеличились соответственно на 20,2%.

Значительное влияние разработанная нами программа оказала на развитие у дошкольников экспериментальной группы скоростно-силовых качеств, где прирост результатов в тестах «Прыжок в длину с места» и «Бросок набивного мяча из-за головы двумя руками» составил соответственно 22,6% и 18,6%, в контрольной группе он выразился в 12,8% и 8,5% соответственно.

В экспериментальной группе дошкольников также отмечается более существенное улучшение результатов по сравнению с контрольной группой в тесте «Наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке» – 55,9% против 22,6%.

Таким образом, результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной нами программы занятий плаванием для детей старшего дошкольного возраста с направленностью на развитие у них физических качеств в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Литература

Артамонова Т. В. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста : дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 1996. – 156 с.

Бланин А. А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности и соматотипа: автореф. дис.. канд. пед. наук. – Малаховка, 2000. – 23 с.

Бойко В. В. Дифференцированный подход в системе физического воспитания дошкольников : дис.. канд. пед. наук. – Ярославль, 2008. – 159 с.

Вайсвалавичене В. Ю. Структура средств, методов и условий развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет : дис. … канд. пед. наук. – М., 2015. – 200 с.

Ветошкина Е. А. Повышение уровня физического состояния детей 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе преимущественного развития выносливости : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Хабаровск, 2006. – 24 с.

Волошина Л. Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 4. – С. 39-43.

Глазырина Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста : пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М: ВЛАДОС, 2005. – 175 с.

Дворкина Н. И. Развитие физических качеств детей дошкольного возраста на основе подвижных игр // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2013. – № 2. – С. 65.

Золотов В. Н. Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с применением элементов синхронного плавания : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Набережные Челны: КГАФКСТ, 2009. – 22 с.

Кирпиченков А. А. Дидактическая модель физического воспитания детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении с участием родителей и тренажерных устройств // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2011. – №4 (74). – С. 82-84.

Колесникова Е. С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста способностей к дифференцировкам мышечных усилий в процессе физического воспитания : автореф. дис. … канд. пед. наук. – М. : МГПУ, 2015. – 24 с.

Музыка О. В. Физкультурно-оздоровительная работа. Комплексное планирование по программе. Младший, средний, старший дошкольный возраст / под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Учитель, 2011. – 128 с.

Публикации по теме:

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Использование оборудования для развития физических качеств детей старшего возрастаИспользование оборудования для развития физических качеств детей старшего возраста Физические качества – индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но не всякие индивидуальные.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Использование парашюта как средство совершенствования двигательных способностей, физических качеств детей Слайд 1. Сведения об участнике. Тема опыта работы. Слайд 2. ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей с.

Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательных способностей и физических качеств посредством новых вариантов игр»Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательных способностей и физических качеств посредством новых вариантов игр» МБДОУ «ЦРР – Д/С №73» города Ставрополя, 2019 год Воспитатель по физическому развитию Семёнова О. Е. Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Фотоотчет «Развитие физических качеств дошкольников во время прогулки»Фотоотчет «Развитие физических качеств дошкольников во время прогулки» Упражнения с использованием гимнастической скамейки. «Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие воображения у старших дошкольников через лепку предметовРазвитие воображения у старших дошкольников через лепку предметов Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.

Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников.Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников. Тюрина Надежда Александровна Тема: «Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников». В настоящее время развитие детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие физических качеств у старших дошкольников на занятиях плаванием
Опубликовано: 3 марта 2021 в 16:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД