Мария Николаева
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей детского сада
«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
Затруднения, которые испытывают дети с недоразвитием фонематического восприятия :
Публикация «Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
- Дети не воспринимают на слух близкие по звучанию звуки речи (чаще всего это звонкие и глухие парные согласные, часто встречается не различение мягких и твердых согласных).
- Дети искажают в речи звуки, в словах наблюдаются перестановки букв, замены, выпадения.
- Дети плохо справляются со звуковым анализом слов.
- Словарный запас пополняется крайне медленно.
- Не формируется в нужной степени и грамматический строй: отсутствие многих предлогов, безударных приставок и окончаний слов.
В логопедической практике используется специальная методика развития фонематических процессов :
1 раздел: Узнавание и различение неречевых звуков.
Логопедическая работа предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания:
- шуршание бумаги
- капли воды
- журчание воды
- музыкальные инструменты (бубен, дудочка, барабан и т. д.)
- ход часов
- хлопки в ладоши
- топот ног
- звуки, характерные живой природе (пение птиц, мычание коровы, карканье вороны и т. д.)
2 раздел: Различение правильно и дефектного звучания.
Применяется для воспитания у детей навыков слухового контроля.
Игра “Недовольный гном”. Дети прослушивают ряд слов. Если слышат неправильное произношение слова – поднимают картинку с изображением недовольного гнома. Паман-банан
Игра “Будь внимателен”. Перед ребенком картинки (банан, альбом) , предлагается прослушать логопеда: если логопед правильно называет картинку – ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Баман, паман, банан, банам, ваван
3 раздел: Различение близких по звуковому составу слов.
Игры и упражнения с постепенным усложнением: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.
Игра “Придумай слово”. Детям предлагают прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат, похоже (мышка–миска, мишка, крышка, шишка).
Игра “Чем отличаются слова”. Детям предлагается рассмотреть пару картинок и назвать их (кит–кот, жук–сук). Дети должны определить разницу в звучании этих слов.
Игра “Лишнее слово”. Ведущий четко произносит слова - ребенок называет слово, отличающееся от остальных: канава, канава, какао, канава;
4 раздел: Дифференциация слогов.
Используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками; открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных слоги.
Игра “Телефон”. Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (су–су–со, на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух.
Игра “Какой отличается?”.
Логопед произносит серию слогов (ну–ну–но, сва– ска–сва) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.
5 раздел: Дифференциация звуков.
Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки, звуки в слогах, словах.
Игра “Угадай, кто (что) это был (о).” Детям предлагаются картинки-образы и каждой присваивается определенное звучание (корова – м м-м, тигр –р р р, пчела - ж ж ж). Логопед произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был – дети поднимают соответствующую картинку.
Игра “Озорные звуки”. Логопед читает детям двустишие и предлагает определить и сказать нарушенное слово правильно: Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку).
6 раздел: Формирование фонематического анализа и синтеза.
1. Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков (поднять флажок).
2. Выделить слог с определенным звуком (поднять флажок).
3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки).
4. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец).
5. Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).
6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.