МААМ-картинки

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Мария Николаева
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей детского сада

«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Затруднения, которые испытывают дети с недоразвитием фонематического восприятия :

Публикация «Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

- Дети не воспринимают на слух близкие по звучанию звуки речи (чаще всего это звонкие и глухие парные согласные, часто встречается не различение мягких и твердых согласных).

- Дети искажают в речи звуки, в словах наблюдаются перестановки букв, замены, выпадения.

- Дети плохо справляются со звуковым анализом слов.

- Словарный запас пополняется крайне медленно.

- Не формируется в нужной степени и грамматический строй: отсутствие многих предлогов, безударных приставок и окончаний слов.

В логопедической практике используется специальная методика развития фонематических процессов :

1 раздел: Узнавание и различение неречевых звуков.

Логопедическая работа предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания:

- шуршание бумаги

- капли воды

- журчание воды

- музыкальные инструменты (бубен, дудочка, барабан и т. д.)

- ход часов

- хлопки в ладоши

- топот ног

- звуки, характерные живой природе (пение птиц, мычание коровы, карканье вороны и т. д.)

2 раздел: Различение правильно и дефектного звучания.

Применяется для воспитания у детей навыков слухового контроля.

Игра “Недовольный гном”. Дети прослушивают ряд слов. Если слышат неправильное произношение слова – поднимают картинку с изображением недовольного гнома. Паман-банан

Игра “Будь внимателен”. Перед ребенком картинки (банан, альбом) , предлагается прослушать логопеда: если логопед правильно называет картинку – ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Баман, паман, банан, банам, ваван

3 раздел: Различение близких по звуковому составу слов.

Игры и упражнения с постепенным усложнением: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Игра “Придумай слово”. Детям предлагают прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат, похоже (мышка–миска, мишка, крышка, шишка).

Игра “Чем отличаются слова”. Детям предлагается рассмотреть пару картинок и назвать их (кит–кот, жук–сук). Дети должны определить разницу в звучании этих слов.

Игра “Лишнее слово”. Ведущий четко произносит слова - ребенок называет слово, отличающееся от остальных: канава, канава, какао, канава;

4 раздел: Дифференциация слогов.

Используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками; открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных слоги.

Игра “Телефон”. Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (су–су–со, на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух.

Игра “Какой отличается?”.

Логопед произносит серию слогов (ну–ну–но, сва– ска–сва) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

5 раздел: Дифференциация звуков.

Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки, звуки в слогах, словах.

Игра “Угадай, кто (что) это был (о).” Детям предлагаются картинки-образы и каждой присваивается определенное звучание (корова – м м-м, тигр –р р р, пчела - ж ж ж). Логопед произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был – дети поднимают соответствующую картинку.

Игра “Озорные звуки”. Логопед читает детям двустишие и предлагает определить и сказать нарушенное слово правильно: Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку).

6 раздел: Формирование фонематического анализа и синтеза.

1. Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков (поднять флажок).

2. Выделить слог с определенным звуком (поднять флажок).

3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки).

4. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец).

5. Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).

6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Воспитание фонематического слуха и восприятия» 1 слайдКонсультация для воспитателей (с презентацией)«Воспитание фонематического слуха и восприятия». 2слайд Цель: Показать педагогам значимость.

Консультация для воспитателей с презентацией «Воспитание фонематического слуха и восприятия» 1 слайдКонсультация для воспитателей (с презентацией) «Воспитание фонематического слуха и восприятия». 2слайд Цель:Показать педагогам значимость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 марта 2015 в 19:13
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мария Николаева (УИ 309463) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД