Панкова Наталья
Развитие фонематического восприятия для профилактики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых острых для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу.
Публикация «Развитие фонематического восприятия для профилактики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
То есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Учитывая сказанное, сформулируем основные задачи подготовки дошкольников к обучению грамоте :
• Совершенствование фонематического восприятия (способности воспринимать и различать звуки речи);
• Формирование правильного произношения звуков;
• Развитие навыков звукового анализа и синтеза;
Все три процесса – фонематическое восприятие, произношение звуков и звуковой анализ, - являясь основополагающими для подготовки к обучению грамоте дошкольника, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Отметим, что чёткое, правильное произношение, и стойкие навыки звукового анализа возможны только при опережающем развитии фонематического восприятия у детей.
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Уточним, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой.
В свою очередь, для себя я определила следующие направления работы:
1. Развитие сенсорных функций и психомоторики (слухового восприятия, слуховых дифференцировок, пространственных представлений).
2. Развитие координации взаимодействия анализаторов и сукцессивных функций (слуходвигательных и слухозрительных связей, способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность действий или символов).
3. Развитие психических процессов (зрительного и слухового внимания, памяти).
4. Формирование навыков планирования, контроля и коррекции собственных действий; воспитание у детей мотивации на приобретение знаний.
5. Развитие речи и формирование навыков целенаправленного анализа и синтеза языковых единиц.
В процессе работы стремлюсь, чтобы ребенок не слепо выполнял задания, а осознал их логику и необходимость. По возможности, ему объясняю, как проходит тот или иной процесс. Это нужно для того, чтобы в будущем какие-то приемы ребенок мог использовать осознанно. Стараюсь достичь полного взаимопонимания с воспитанниками.
Работая в направлении формирования у детей фонематического восприятия, для каждого ребенка я определяю своего рода точку отсчета и двигаюсь от простого к сложному.
Для себя я выделяю обычно пять ступеней формирования фонематического восприятия :
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
3. Различение близких по звуковому составу слов.
4. Дифференциация слогов.
5. Дифференциация фонем.
Для того чтобы ребенок без труда различал на слух звуки речи, необходимо побеспокоиться о развитии тонкости его слухового восприятия, специально настраивая его "дифференцировочный" лад, то есть пробуждая у него стремление сравнивать звуки между собой и различать их.
Эту работу я начинаю с привлечения внимания детей к звукам окружающего мира: машина поехала, собака лает, дождь капает и т. д.
Все звуки отличаются друг от друга по определенным признакам – по высоте, силе (или громкости) и длительности звучания.
Поэтому мы учимся с детьми различать любые имеющиеся в природе звуки по названным выше признакам, тем самым, в значительной степени, подготавливая их слух к различению по этим же характеристикам и звуков в потоке речи.
В старшем дошкольном возрасте дети дифференцируют речевые звуки: сначала гласные (в ударной, затем в безударной позиции, далее более сложные согласные звуки: сначала резко отличающиеся звуки, затем постепенно усложняя работу, переходят к более близким по звучанию звуками различению тончайших нюансов звуков.
Таким образом, дети учатся воспринимать звуки, постигают строение слова. Они должны осознать, что слова не только называют предметы, действия, качества, но и состоят из элементов – звуков речи.
Я знакомлю детей с гласными и согласными звуками, опираясь на деятельность нескольких анализаторов: зрительного (показ артикуляции определённого звука и контроль за движениями органов артикуляции, слухового (восприятие звука на слух, тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). Дети учатся давать характеристику разным звукам: гласный-согласный, согласный – звонкий и глухой, твёрдый и мягкий; учатся самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далёких и близких звуков.
Работая над звукопроизношением, я устраняю все недостатки в произношении фонем.
Из всех видов анализа речевого потока (деление предложения на слова, слов на слоги и слов на звуки) самым сложным для детей является последний – фонематический анализ слов.
Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать разнообразные вспомогательные средства.
Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль над усвоением знаний. Поэтому в качестве эффективного коррекционного средства я использую метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. При использовании схем меняется характер деятельности детей : они получают возможность не только слышать речь, но и видеть её элементы.
Модели или символы звуков я использую на всех этапах работы.
Формирование навыков звукового анализа начинаю с изучения гласных звуков (их легче воспроизводить, выделять, дифференцировать).
Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для обозначения каждого из них использую зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Картинки – символы вызывают у детей запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте знакомство со звуками речи начинаю с рассматривания положения органов артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесения собственных кинестетических ощущений с изображениями на речевых профилях. Затем детям предлагаю дать характеристику изучаемого звука, отбирая необходимые символы.
Схематизация и моделирование помогают увидеть, сколько и каких звуков в слове последовательность их расположения и определить место каждого звука по отношению к другим звукам этого слова, т. е. проводить полный фонематический анализ.
Кроме того, моделирование используется при анализе и синтезе всех языковых элементов. Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст члениться на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги, а слоги состоят из звуков.
Ребёнок показывает на схеме, где предложение, где слова, где слоги. Считает количество слов в предложении, слогов в слове, определяет их порядок. Эти задания помогают ребё нку различать понятия: «слово», «слог», «предложение», «звук». Схема помогает запомнить составляющие элементы предложения, слова, закрепляет представления ребёнка о целом и его частях. Ребёнок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.
Для более успешной реализации поставленных задач работаю в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом.
Для этого разрабатывается план по развитию речи детей, координирующий деятельность педагогов, повышающий эффективность коррекционной работы, которая осуществляется через продуманную систему, суть которой заключается в логопедизации всего образовательного процесса.
В течение всего учебного года родители участвуют в коррекционно-развивающем процессе.
На протяжении всего периода обучения систематически провожу консультации, беседы, открытые занятия для родителей. Просвещение родителей осуществляю на практических семинарах, совместных консультативно-практических занятиях, организую «Речевые праздники и развлечения».
Актуальные проблемы и волнующие вопросы освещаю посредством работы информационной коррекционно-педагогической службы ДОУ.
Готовлю информацию в родительские уголки под рубриками «Словарь для справок» (знакомство родителей со специальной терминологией) и «Занимаемся вместе», оформляю информационный стенд «Речецветик», размещаю информацию на сайте ДОУ. Она содержит описание ряда упражнений по развитию у детей слухового и фонематического восприятия, позволяющих родителям заниматься с детьми дома. Дополнительно описываю упражнения для закрепления у ребенка навыков «чистой» речи. Публикую статьи в газете для любимых родителей «Росточек» и «Речевой альманах». Повышаю компетентность родителей в вопросах развития речи детей через работу детско-родительского клуба «Речевичок» и осуществление творческих детско-родительских проектов.
В индивидуальных беседах довожу до родителей сведения об успехах их детей даю необходимые рекомендации.
Систематическая и целенаправленная работа в избранном мною направлении позволила достичь неплохих результатов. Выпускники детского сада, занимающиеся у учителя-логопеда, поступили в массовую школу с хорошей речью (77%) и со значительными улучшениями в речевом развитии(23%). Педагоги школ отмечают хорошую подготовку к обучению грамоте. Вот как выглядит статистика их успеваемости по русскому языку. Первоклассников можно условно разделить по уровням подготовки так: высокий уровень показали 54% и 46% – средний. Данные результаты позволяют сделать вывод об эффективности, проводимой мною работы по формированию фонематических процессов.