Получи документы

Развитие графических умений детей дошкольного возраста.

Светлана Земледельцева
Развитие графических умений детей дошкольного возраста.

Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений.

Одним из видов подготовки дошкольника к письму является раскрашивание. Для этого могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно.

Публикация «Развитие графических умений детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

Детям предлагаются задания связанные со штриховкой. При их выполнении необходимо соблюдать правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0,3 – 0,5 см). Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребёнок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветные карандаши, фломастеры и цветные ручки. Можно штриховать книжки раскраски.

Развивать силу пальцев и навыки управления мелкими движениями, которые станут необходимым условием успешного обучения ребёнка письму, можно с помощью дополнительных специальных упражнений:

- разрывание бумаги на мелкие кусочки. Лист разрывают пополам, обрывки накладывают один на другой, и процедура повторяется. Не надо складывать обрывки до бесконечности. Достаточно, чтобы набралось до шести слоёв. После этого основная задача – сделать обрывки как можно мельче. Бумага для разрывания должна храниться отдельно от любой другой, и ребёнок должен твёрдо знать, что рвать можно только эту бумагу.

В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения, столь необходимые для освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, в процессе чего у них развивается мелкая мускулатура руки: это рисование чёрными и цветными карандашами, тушью, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

Дети графически фиксируют движение, при котором одновременно учатся расслаблять руку от плечевого сустава к кисти, а также мышцы ладони и пальцев. В таких упражнениях мягким карандашом ребята изображают действия (качание, наматывание, размахивание, разламывание, определённые явления (трубы дымят, море волнуется) или имитируют написание букв.

Вместе с тем рисование тесно связано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребёнка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя.

Педагогов и родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и раскрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Упражнения для развития кисти руки ребёнка должны выполняться в занимательной форме, быть интересными по содержанию, например, декоративные рисунки. Взрослому уместно учитывать тягу детей к узорной деятельности, привлекающей их ритмом движений, возможностью шире и свободнее применять яркие цвета, оттенки, многообразие их комбинаций друг с другом, неоднократно повторять и передавать элементы орнамента, украшать ими различные предметы.

Дети легко улавливают структуру узора и саму специфику орнаментальной деятельности, которая ставит их перед необходимостью соблюдать такие условия, которые связаны с решением изобразительной задачи: красиво, чётко передать очертание элемента украшения, повторить его определённое количество раз в зависимости от построения орнамента на той или иной поверхности, расположить части узора через равные промежутки, чтобы уравновесить элементы друг с другом в отношении цветового и композиционного решения.

В результате упражнений в рисовании узоров движение руки детей становятся более уверенными, плавными, целенаправленными. Необходимо научить ребёнка не напрягать руки и пальцы при рисовании, дифференцировать силу нажима в работе с карандашами, красками, и фломастерами, чётко передавать конфигурацию элемента узора, отображать ритм, симметрию расположения украшений, аккуратно и тщательно использовать изобразительный материал. В орнаментной деятельности дети практически познают приёмы расположения элементов на плоскости

(сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д., учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева на право, прямо, наклонно, посередине, знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота, овладевают умением определять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина и др.)

В основе графических образов детских рисунков лежат линии разного направления. Дети учатся изображать вертикальные, наклонные линии, воплощаемые в виде «дорожек», «ленточек», «ниточек», «проводов» и т. д. Сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине позволяет нарисовать «клетку», «заборчик», «лесенку», «ёлочку»,

«дерево». К закруглению линий, замыканию их в форме круга детей следует подводить постепенно в процессе рисования «баранки», «бублика», «обруча», «воздушного шара», карандашами и красками, изменяя величину предметов (большие и маленькие, цветне сочетания. Рисование прямоугольных форм даётся путём сочетания пары вертикальных и горизонтальных полос, проводимых на определённом расстоянии друг от друга. Здесь подходят такие задания, как «кайма для платочка», «рама для картины», «зеркало», «окно», «флажок». Получаемое пространство внутри прямоугольника дети могут заполнять какими-то изображениями. К концу учебного года дети учатся изображать более сложные предметы приёмами сочетания округлых, прямоугольных форм, линий разного направления(«тележка», «вагончик», «скворечник», «неваляшка», «матрёшка», «цветок», «жук» и др.).

В процессе создания этих рисунков необходимо учить ребёнка удерживать направление линий, вести их неотрывно по прямой, слева направо, сверху вниз, по косой вверх и вниз, по кругу. Эти движения повторяются несколько раз на определённом расстоянии друг от друга в соответствии с формой, строением предмета и расположением его на поверхности листа бумаги.

Чтобы сохранить интерес детей к содержанию занятий по рисованию, необходимо давать им разнообразный материал, изменять цвет, величину предметов, постепенно усложняя задание. Это способствует совершенствованию техники, а значит, повышает качество рисунков, черты выразительности их образов. Важно правильно подобрать материал, его цвет, предусмотреть возможность ярких сочетаний фона и красок, карандашей или фломастеров. Так, «ниточки», «колечки», «клубочки» выразительно получаются при рисовании карандашами или фломастерами, так как они тонкие, длинные, разноцветные и т. д. А «ленточки», «столбики», «бублики», «комочки снега» должны быть широкими, толстыми, а это можно передать в рисовании красками, варьируя в каждом случае их окраску, количество, величину, расположение на листе бумаги.

Красочно украшенные предметы дети сразу выделяют, легко воспринимают ритмически построенные элементы, запоминают очертания, композиционный строй, цветовые сочетания и с большим интересом воспроизводят в своих узорах их многочисленные варианты.

На занятиях по декоративному рисованию внимание детей обращают на качество выполнения узоров, их красоту. Поэтому полоски в виде каймы платка или коврика должны быть ровными (для этого надо проводить их неотрывно слева направо или сверху вниз плавным движением руки, штрихи, точки, мазки, дуги – ритмически повторяющимися по окраске или между собой. Наиболее эффективно они смотрятся на бумаге, вырезанной в форме полотенца (прямоугольник, блюдца (круг, салфетки (квадрат) и т. д. Узоры в них вписываются по углам, по кайме, по окружности с фиксированной серединой, по противоположным концам прямоугольника – полотенца, что даёт возможность применять бесконечные варианты украшений не только по композиционному принципу орнаментации, но и по цвету, комбинациям элементов.

В орнаментации полотенца можно включать в узор линии разного направления и протяжённости.

При выполнении подобных заданий важно научить детей упражнять руку, развивать её гибкость, точность, что достигается в процессе более правильного изображения элементов орнамента, их расположении на плоскости бумаги в строгом порядке, сочетании мотивов по длине, толщине, окраске, в аккуратном и быстром изображении.

При анализе детских узоров следует учитывать чёткость передачи формы элементов; правильное и разнообразное построение узоров, использование в них ритма, симметрии, чередования двух или более элементов; красочность орнаментов, применение в них разных приёмов сочетания цветов; технический уровень исполнения. Таким образом, в процессе узорной деятельности происходит интенсивное развитие движений руки ребёнка, кисти, пальцев, глазомера, дети усваивают порядок начертания элементов, фигур равномерными движениями. Эти фигуры даже отдалённо не напоминают те или иные буквы. Но задача подобных упражнений – занятий заключается не в обучении детей написанию письменных знаков (это задача школы, а в подготовке детей к письму, к развитию руки, как аппарата письма.

Публикации по теме:

Развитие певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста Пение, наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольников. Дети любят петь. Поют охотно и с удовольствием. В процессе.

«Система заданий как средство развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Слайд 2-3. Ребенок с развитыми конструктивными умениями может планировать свою деятельность, анализировать предметы.

Формирование исследовательских умений в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. Жизнь и техника ускоряются, и в условиях поступления со всех сторон огромного.

Исследование словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием Исследование словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием Задание 1 – «Большой и маленький».

Основы формирования графических умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования В системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста важное значение имеют занятия изобразительным творчеством. В комплексе с другими.

Развитие мелкой моторики и графических навыков у детей дошкольного возраста посредствам динамической песочницыРазвитие мелкой моторики и графических навыков у детей дошкольного возраста посредствам динамической песочницы Программа по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей дошкольного возраста посредствам динамической песочницы с элементами.

Роль музыкально-театральной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста Роль музыкально-театральной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. В современном обществе.

Семинар-практикум «Развитие графических умений и навыков у дошкольников с ТНР» У многих детей с нарушением речи при неврологическом и нейропси- хологическом исследовании обнаруживаются легкие и латентные формы двигательных.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Консультация «Значение сюжетной лепки в развитии знаний, умений, навыков детей дошкольного возраста» Эстетическое образование - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, овладевают разными видами художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие графических умений детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 28 сентября 2015 в 21:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД