Елена Морозова
Развитие гражданско-патриотических чувств у детей 7-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие гражданско-патриотических чувств у детей 7-го года жизни
Ермилова Е. А.
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №3 «Улыбка»,
с. Таремское, Нижегородская обл.
Аннотация. В статье рассматривается развитие гражданско-патриотических чувств у детей 7-го года жизни посредством ознакомления с Нижегородским краем, через проектную деятельность: помочь дошкольникам шире познакомиться с промыслами и традициями края, способствование обогащению и систематизации знаний детей. Реализация проекта осуществлялась через организованную образовательную деятельность, самостоятельную детскую деятельность,дидактические игры, организованную совместную деятельностью с детьми.
Публикация «Развитие гражданско-патриотических чувств у детей 7-го года жизни» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, проектная деятельность, промыслы и традиции края.
Ermilova, E. A., senior teacher MBDOU "kindergarten №3 "the Smile", s. Taremskoe, Nizhny Novgorod region. Annotation. The article deals with the development of civil-Patriotic feelings in children of the 7th year of life through acquaintance with the Nizhny Novgorod region, through project activities : to help preschoolers become more familiar with the crafts and traditions of the region, to contribute to the enrichment and systematization of knowledge of children. The project was implemented through organized educational activities, independent children's activities, didactic games, organized joint activities with children. Key words : civil-Patriotic education, project activity, crafts and traditions of the region.
Актуальность: Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. При этом роль народного декоративно-прикладного искусства переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. Народное искусство, в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями».
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю.
Нижегородский край – один из ведущих центров современного народного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. С давних времен славятся мастера хохломской и городецкой росписи, искусной резьбы по кости и гончарного ремесла, узорного ткачества, золотой вышивки и художественной металлообработки.
Учитывая исторически-сложившееся многообразие народных промыслов Нижегородской области, знакомство с ними превращается для детей в интересный творческий процесс, а различные методы воспитательной работы делают этот процесс многогранным.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий;
Продолжительность проекта: краткосрочный; (1 неделя марта)
Участники проекта: педагоги, дети 6-7 лет, родители (законные представители)
Объект исследования: народные промыслы и традиции Нижегородского края
Цель проекта: приобщение детей к родной культуре, посредством знакомства с народными промыслами и традициями Нижегородского края;
Задачи проекта:
Развитие представлений детей о народных промыслах России, исторической родиной которых является Нижегородский край;
Знакомство с особенностями народных и художественных промыслов Нижегородского края;
Формирование представлений детей о Нижегородской ярмарке и ее назначении, о традициях и особенностях проведения;
Развитие художественно-творческих способностей детей, желание вносить элементы прекрасного в окружающую их обстановку;
Воспитание чувства уважения к труду земляков, гордости за их достижения, бережное отношение к традициям Нижегородского края;
Развитие монологической речи и поискового поведения у дошкольников: развитие активности детей, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам;
Закрепление навыков коллективной работы, умения договариваться и распределять обязанности, вместе достигать результатов;
Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умения самостоятельно объединяться для игры, труда, коллективной творческой деятельности;
Привлечение внимания родителей к проблеме, обогащение знаниями в вопросах формирования гражданско-патриотических качеств дошкольников и формирование у родителей практических навыков воспитания детей;
Установление эмоционального контакта между участниками образовательных отношений (педагогами, родителями, детьми, приобретение опыта взаимодействия со своим ребенком и с родительской общественностью в целом.
Ожидаемые результаты:
-У детей систематизированы и закреплены знания о разнообразии художественных промыслов Нижегородского края, их традиционных особенностях; сформированы представления о Нижегородской ярмарке, ее значении для художественных ремесленников, для страны;
Воспитанники демонстрируют развитие творческих способностей, первоначальные навыки исследовательской работы, партнерской деятельности и сотрудничества, познавательную активность, желание передавать имеющийся опыт, чувство любви, уважения, гордости и привязанности к родному краю;
Родители обладают знаниями и практическими навыками воспитания детей в вопросах формирования гражданско-патриотических качеств дошкольников;
Между участниками образовательной деятельности установлены партнерские взаимоотношения;
Усиление ресурсного обеспечения группы.
Конечный результат:
Создание мини-музея «Народные промыслы Нижегородского края», праздник «Нижегородская ярмарка», создание альбома «Народные промыслы и традиции Нижегородского края», аудио,видео материал, консультации,буклеты для родителей.
Этапы реализации проекта:
1 этап:
Цель: Обеспечение условий для успешной реализации проекта.
Задачи:
Обозначение проблемы, постановка цели проекта, определение задач, ожидаемых результатов;
Составление плана работы
Деятельность воспитателя
Формулировка проблемы, вопрос к детям: «А вы знаете, что народные художественные промыслы являются не просто искусством –это еще и целая отрасль промышленности Нижегородского края?» Постановка задач и предложение видов продуктов проекта.
Деятельность детей
Принятие участия в информационной беседе. Принятие проблемы, включение в игровую ситуацию. Принятие задач и продуктов проекта – создание мини-музея «Народные промыслы Нижегородского края», проведение праздника «Нижегородская ярмарка».
2 этап:
Цель: Выполнение задач проекта
Задачи:
Планирование деятельности всех участников образовательных отношений;
Решение задач через организацию разнообразных видов детской деятельности
Деятельность воспитателя
Составление плана деятельности по изучению народных промыслов и традиций Нижегородского края. Распределение детей по творческим подгруппам, помощь при распределении зон ответственности при организации деятельности. Проведение круглого стола для родителей с обсуждением вопроса «Как познакомить ребенка с традициями, промыслами родного края».
Составление плана взаимодействия со специалистами (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре)
Деятельность детей
Участие в составлении плана по изучению народных промыслов и традиций Нижегородского края. Объединение по творческим подгруппам, выбор капитанов групп, распределение обязанностей при подготовке продуктов детской деятельности, иных мероприятий (видов детской деятельности)
Привлечение семьи к реализации проекта, семьи к взаимодействию с социальным окружением, специалистов к реализации проекта.
3 этап
Цель: Организация проектной деятельности в соответствии с поставленными задачами;
Задачи:
Развитие представлений детей о народных промыслах России, исторической родиной которых является Нижегородский край;
Формирование навыков находить информацию из разных источников;
Знакомство с произведениями художественной литературы и музыки, посвященными Нижегородскому краю;
Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков через социальное взаимодействие на занятиях, во время совместной деятельности;
Воспитание положительной эмоциональной отзывчивости на художественные и музыкальные произведения, картины, рисунки, памятные места.
Деятельность воспитателя
Организация образовательной деятельности, помощь, направление деятельности, в изготовлении продуктов деятельности:
организация экскурсии (с помощью семьи) в Павловский музей;
рассказы краеведов-специалистов о народных промыслах Нижегородского края, Павловского района, рассматривание картин, иллюстраций и фотографий с изделиями народных промыслов Нижегородского края, характерных узоров и орнаментов художественной росписи, рассматривание и беседа по картинам Т. Гусевой «Нижегородская ярмарка», А. Боголюбова «Нижегородская ярмарка», просмотр и обсуждение мультфильма про хохлому, видео «Городецкая роспись», мультфильма «Секрет Матрешки», видео «Ярмарка», решение проблемных ситуаций: ««Кто может научить азам какого-либо промысла?», беседы: «Таланты земли Нижегородской», «Преемственность поколений», дидактические игры: «Художественные промыслы», Игра «Где что делают?», «Кому что нужно», лото «Чудо узоры», «Собери узор», чтение художественной литературы: стихи В. Приходько, В. Моисеева, С. Михалкова, Т. Лисенковой о матрешках, стихи П. Синявского, Л. Ларкиной, Б. Дубровского о хохломской росписи, «Городецкая роспись» Л. Куликова, «Аленький цветочек» С. Аксаков, «Как старик корову продавал» С. Михалков; продуктивная деятельность: рисование на тему «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Веселая матрешка»; лепка «Гончарная мастерская», «Игрушки из камня»; раскрашивание фигурок матрешек из соленого теста; нетрадиционные техники и материалы «Павловский лимон», «Цирковой медведь из Сергача», «Кузнец и канарейка», «Гусиные бои из Б. Окское»;
моделирование: транспорт, здания, иные атрибуты для сюжетной игры «Журналистика», музыка: слушание: «Камаринская», муз. рус. нар., «Палех», «Наша хохлома» сб. «Ромашковая Русь» муз. Ю. Чичкова, Ансамбль ложкарей «Барыня», «Яблочко» муз. рус. нар., «Хохлома» муз. М. Пахоменко, «Ярмарки краски» в исп. В. Леонтьева, пение: «Русские ложки» муз. и сл. Г. Рузанова, Частушки о хохломе, ярмарке; «Ой, полным полна коробушка…», муз. и сл. рус. нар., танцевальная деятельность: «Плясовая – Ярмарка», муз. рус. нар, составление индивидуальных рассказов «Профессии в моей семье», о членах семьи, о труде, рассказы по мотивам Городецкой росписи, (фото, детское творчество, сюжетные игры: внесение атрибутов к игре «Журналистика», «Магазин игрушек», «Идем в музей»;
составление картографа «Чем славится Нижегородский край» с отметками на карте центров промышленных и художественных промыслов; экспериментирование: «Можно ли поменять форму глины, камня?», коллекционирование: изделия народного творчества Нижегородской области, фотографии, иллюстрации, книги, журналы, открытки и др., народные игры: «Цепи кованые», «Костромушка», «Каравай», совместные действия по изготовлению атрибутов к сюжетным играм, изготовление картографа «Чем славится Нижегородский край» с отметками на карте центров промышленных и художественных промыслов.
Деятельность детей
Организация работы с семьей по формированию теоретических знаний и практического опыта по тематике (беседы, консультации о народных промыслах Нижегородского края; совместное изготовление атрибутов, игр, подбор иллюстративного материала и др.) Организация работы по взаимодействию с социумом (музей, библиотека,формирование специфических знаний и навыков в процессе проектной деятельности, совместные действия специалистов (музыкальный руководитель) в реализации проекта
4 этап
Цель: Презентация итогового продукта;
Задачи:
Формирование навыков построения устных сообщений о проделанной работе;
Развитие интонационной выразительности речи, эмоциональной сферы ребенка;
Закрепление умений согласовывать свои действия с действиями партнеров;
Деятельность воспитателя
Подготовка к презентации итоговых продуктов. Пригласительные для воспитанников старшей группы. Организация презентации итоговых продуктов проекта.
Деятельность детей
Подготовка к презентации итоговых продуктов. Представление продуктов деятельности: рассказ о родном крае по материалам: мини-музей «Народные промыслы Нижегородского края». Проведение праздника «Нижегородская ярмарка».Данный проект решил поставленные задачи.
Литература
1. Антонова Г. А., Ельцова О. М., Николаева Н. Н. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа. - М. : Сфера, 2011.
2. Емельянова Е. Исследовательская деятельность детей. Ребенок в детском саду, 2009. № 3.
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. -М. : ООО «Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
4. Извеков Б. С., Кессель А. В. Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. Нижний Новгород: РИ «Бегемот», 2013.
5. Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И., Югова Л. И. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. -М. : ТЦ Сфера, 2015. с. 92-97
6. КомаровТ. С. Народное искусство детям. М. : Мозайка-Синтез, 2016. с. 102-103
7. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф Моя малая Родина. Нижегородские промыслы. -М. : Сфера, 2011. с. 131-133
8. Наумова О. И. Нижний Новгород. Историко-культурный портрет. Н. Новгород: Кварц, 2013.
9. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М. : Мозайка-Синтез, 2012. с. 63-65.
10. Шорыгина Т. А. Наша Родина-Россия. _М. : ТЦ Сфера,2018. с. 50