Надежда Швед
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения изобразительной деятельности
1. Актуальность педагогического опыта
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка. В психолого-педагогическом плане одной из основных тенденций совершенствования образовательных технологий является переход от ориентации на усредненного ребенка к дифференцированным программам обучения.
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения изобразительной деятельности» размещена в разделах
В связи с этим совершенствование системы образования требует осуществления в практике дошкольных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку комфортных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования. Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс форм активного дифференцированного обучения.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» художественно-эстетическая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она является одним из основных направлений деятельности дошкольного учреждения и рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами изобразительного искусства. В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов изобразительной деятельности.
В работах А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова установлено, что обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение, развития умения самостоятельно находить способы решения творческих задач и умения планировать свою деятельность.
Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. Значение занятий по рисованию для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.
Рисование как вид изобразительной деятельности используется для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Благодаря созданию коллективных композиций развиваются умения: общаться и взаимодействовать со сверстниками, педагогом, договариваться и при необходимости уступать друг другу, радоваться общим успехам.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков в самообслуживании способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, развивают воображение, фантазию, а в целом помогают ребенку подготовиться к обучению в школе.
Традиционная система обучения изобразительной деятельности (рисование) неспособна обеспечить каждому ребёнку помощь в развитии самостоятельности, активности, инициативы и творчества, поэтому использование технологии дифференцированного обучения является актуальным.
Но в настоящее время проблема научного обоснования дифференцированного подхода к развитию дошкольников в изобразительной деятельности не получила соответствующего освещения в научных исследованиях. Практические работники дошкольных учреждений испытывают трудности при организации разноуровневого обучения дошкольников, что отражается на общей готовности детей к обучению в школе.
В психолого-педагогической литературе рассматриваются отдельные стороны дифференцированного обучения в дошкольном образовательном учреждении, но тех средств, которые предлагаются для решения данной проблемы, недостаточно.
Таким образом, налицо противоречия:
- между необходимостью развития каждого конкретного ребенка и недостаточной теоретико-методической разработанностью дифференцированного подхода к обучению дошкольников в изобразительной деятельности;
- между стремлением личности педагога к творчеству, оригинальности, самовыражению и уровнем учебных достижений воспитанников;
- между индивидуальными способностями каждого ребёнка и коллективным характером обучения.
Пути решения этих противоречий заключаются в том, что необходимо строить процесс развития изобразительной деятельности детей с учетом способностей каждого ребенка, с опорой на его индивидуальные особенности, помня о том, что каждый ребенок уникален и неповторим.
Решение данной проблемы определило цель:
Развивать художественно-творческие способности детей дошкольного возраста в процессе обучения изобразительной деятельности (рисование) средствами дифференцированного подхода.
Решение проблемы развития творческих способностей воспитанников в процессе обучения изобразительной деятельности будет наиболее успешным, если в процессе работы использовать различные виды дифференцированного подхода к детям.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Исследовать основные тенденции развития теории и практики решения проблемы дифференциации процесса обучения.
2. Разработать и внедрить компилятивную программу по изобразительной деятельности (рисование) «Волшебные ладошки» с использованием разных видов дифференцированного подхода к обучению детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
3. Внедрить индивидуальный подход к обучению детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности на основе содержания работы (индивидуальные программы и маршруты).
4. Создать образовательную среду, обеспечивающую уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность.
5. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность.
Осуществление поставленных задач возможно при соблюдении определенных принципов дифференцированного обучения:
- принцип деятельностного подхода, который, прежде всего требует понимания обучения как совместной деятельности педагога и ребёнка, основанной на началах сотрудничества;
- принцип учёта индивидуальности ребёнка, т. е. принятие его таким, какой он есть, в противоположность заведомо ложному и безуспешному стремлению перевоспитать, переделать, переломить, чтобы он был как все другие, составляет психологическую основу дифференцированного обучения;
- принцип системного подхода к решению теоретических и практических проблем различных составляющих дифференцированного обучения, который предполагает необходимость одновременного, взаимосвязанного решения вопросов материального, социально-правового, педагогического и медицинского обеспечения дифференцированного обучения.
2. Содержательная форма представления педагогического опыта
Для решения поставленных задач разработано и внедрено учебно-методическое обеспечение, которое направлено на создание наиболее комфортных условий для эффективного обучения детей изобразительной деятельности, обеспечивающих личности ребёнка достижение уровня освоения материала в соответствии с познавательными возможностями, способностями, а также их развитие с сохранением и укреплением физического и психического здоровья.
Разработана компилятивная программа по изобразительной деятельности «Волшебные ладошки». Она предназначена для развития художественно-творческой деятельности детей в процессе ознакомления с изобразительным искусством и изобразительной деятельностью (рисование).
Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы Бондаревской Е. В., Давыдова В. В., Серикова В. В., Занкова Л. В., выделены следующие виды дифференцированного подхода к обучению детей на занятиях по изобразительной деятельности:
- на основе их индивидуально-психологических особенностей;
- организационной формы обучения;
- содержания работы;
- разнообразных форм оказания педагогической поддержки детям.
Все перечисленные виды дифференциации взаимосвязаны и могут быть использованы на разных этапах образовательной работы с детьми.
Компилятивная программа по изобразительной деятельности (рисование) «Волшебные ладошки» рассчитана на четыре года обучения для детей 3-7 лет.
Занятия проводятся с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность проходит в форме обучающего занятия, занятия-игры, занятия-образа, занятия-импровизации, экспериментирования с художественными материалами и др. Внеучебная деятельность организуется в форме беседы, анализа произведений искусства; наблюдения, совместного изготовления панно и др.
На занятиях осуществляется межпредметная связь с художественно-речевым творчеством (художественное слово, разыгрывание диалогов, сценок из сказок) и музыкальной деятельностью (подбор музыки, характерной для художественного образа, фоновая музыка).
Содержание программы
Живопись. Жанры (портрет, натюрморт, пейзаж, анималистика, материалы живописи. Выразительные средства живописи: цвет. Цвет - признак предмета. Эмоциональные свойства цвета – выражение своего отношения к предмету изображения. Развитие способности к цветоразличению: основные и составные цвета; теплые и холодные цвета; контрастные цвета. Экспериментирование с цветом для получения оттенков и новых цветов.
Графика. Виды графики по применению, по материалам. Выразительные свойства графики: линия, штрих, пятно. Графический материал и художественный образ. Знакомство с различными художественными графическими материалами (тушь, перо, карандаш, уголь, пастель, акварель). Соответствие графического материала и художественного образа.
Декоративно-прикладное искусство. Знакомство детей с русскими народными промыслами и культурой родного края, с декоративными элементами дымковской, филимоновской, городецкой, хохломской, гжельской росписи, орнаментов ханты и манси и др. Знакомство с творчеством народных мастеров, историей возникновения промысла и технологией изготовления изделий и игрушек. Характерные особенности узоров, украшающих изделия, цветовой гаммы, используемой для росписи.
Архитектура. Характерные признаки здания: жилые и общественные. Формирование представлений о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения. Изображение разных по архитектуре зданий, используя метод моделирования. Формирование представлений о работе архитектора. Знакомство через иллюстративный материал с архитектурой известных зданий Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Ханты-Мансийска, родного города Нягани.
Формы работы с детьми по ознакомлению с изобразительным искусством:
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Рассматривание репродукций картин, подлинных изделий декоративно-прикладного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, слайдов;
- Выставки в мини-галерее репродукций картин, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
- Выставки детских работ;
- Просмотр видеофильмов;
- Экскурсии;
- Дидактические игры;
- Использование силуэтного моделирования;
- Экспериментирование с различными художественными материалами.
На занятиях используются различные методы и приёмы:
- игровой метод;
- метод обследования, наглядности (рассматривание репродукций картин, подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков, изделий декоративно-прикладного искусства, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- метод проектов;
- проблемно-мотивационный;
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
- сотворчество;
- исследовательский метод;
- мотивационный (убеждение, поощрение).
Формы занятий: фронтальные, подгрупповые, интегрированные, индивидуальные.
Типы занятий: на тему, предложенную педагогом (освоение нового материала, повторение пройденного); на тему, выбранную ребёнком (по его замыслу.
Дети имеют возможность принимать участие в творческих выставках и конкурсах.
Рисование развивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, способствует развитию ручной умелости. Через изображение на бумаге ребенок передает свои чувства, свое отношение к людям или событиям, то есть всё, что волнует ребенка, то, о чем он не всегда может рассказать словами.
В изобразительной деятельности способности детей проявляются по-разному. Для детей старшего дошкольного возраста составлены индивидуальные карты развития как для детей, имеющих предпосылки одарённости в изобразительной деятельности, так и для детей с трудностями в развитии.
Задачи работы с детьми ставятся в зависимости от результатов диагностики овладения изобразительной деятельностью. Общение педагога с ребенком организуется фронтально или в малой подгруппе (6-8 человек со сходными задачами обучения). Организуя общение, педагог интегрирует познавательную и изобразительную деятельность. Для развития ребенка чрезвычайно важным является оперирование полученными знаниями в продуктивной и познавательной деятельности. Использование сложившихся представлений ребенка в проблемно-поисковой деятельности (в детском саду) и в житейских ситуациях (в семье) актуализирует знания, т. е. делает их значимыми, полезными для самого ребенка.
На каждом занятии педагогом решаются не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки, расширяются возможности изобразительной творческой деятельности детей.
Залогом успешной работы по знакомству детей с изобразительным искусством является взаимодействие с семьей. Развитие интереса к изобразительному искусству и художественно-эстетическому воспитанию детей возможно в рамках семейного клуба «В мире красок и фантазии», где родители являются равноправными участниками образовательного процесса.
Досуговые формы организации общения с родителями (тематические развлечения «Осенняя палитра», «Путешествие в село Дымково», «В гостях у матрешки») помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей.
Родители на данных мероприятиях читают стихотворения вместе со своим ребенком, поют песни, играют, рисуют, лепят игрушки из глины, изготавливают вместе с детьми поделки, имеют возможность проявить свои знания, умения.
Познавательные формы организации общения педагогов и родителей (открытые просмотры занятий «Волшебное дерево», «Снегири на ветке рябины», «Был трудный бой», «Веселые цыплята») выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей (совместные занятия «Птица счастья», «Кукла-закрутка «Нянюшка») способствуют ознакомлению родителей с дошкольным учреждением, особенностями воспитания детей.
3. Инновационная направленность педагогического опыта
Программа по изобразительной деятельности «Волшебные ладошки» с использованием разных видов дифференцированного подхода к детям дошкольного возраста в процессе обучения рисованию способствует художественно-творческому развитию каждого ребёнка. В основу педагогической деятельности положена модель субъект-субъектного взаимодействия взрослого с ребенком, позволяющая педагогу творчески использовать весь арсенал педагогических приемов, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, уровня развития его познавательных процессов и степени освоенности основной образовательной программы, с сохранением и укреплением физического и психического здоровья ребёнка.
4. Методологическая база педагогического опыта
Впервые понятие «дифференцированный» подход в обучении появилось за рубежом в начале двадцатого века. Основателями его считают представителей направления гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мей, В. Фракля.
В России наиболее интенсивная разработка началась с 80-х годов двадцатого века. Мудрик А. В., Кон И. С. и другие разрабатывали модель дифференцированного образования в связи с трактовкой воспитания как субъект субъектного отношения.
Исходными методологическими предпосылками дифференцированного обучения являются «диалектическая концепция развития личности, деятельностный подход к пониманию сущности обучения и воспитания, признание индивидуальности каждого ребенка и системный подход к теоретическому и практичеескому решению основных аспектов обучения» (Актуальные проблемы дифференцированного обучения» /Под ред. Рожиной. Л. Н. – Минск, 1992. – с. 12).
В современных исследованиях дифференцированный подход рассматривается как воздействие педагога, ориентированное на подгруппы детей, обладающих сходными признаками, уровнем развития. При этом ряд авторов подчеркивает его функциональное назначение как «управление дифференцированной работой с детьми» (Барабаш В. Г, Литвинова Н. В., Унт И. Э, и др.). Другие рассматривают дифференцированный подход с позиции содержания, определяют его как «совокупность вариативных заданий» (Ерофеева Т. Г., Кондратенко Т. Д.). Некоторые исследователи рассматривают дифференцированный подход как «форму организации детей» (Бутузов И. Д., Маркова Н. Г.).
По мнению Бондаревской Е. В. дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребёнка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка.
Дифференцированное обучение – это:
•система образования, обеспечивающая развитие личности каждого ребенка с учетом его возможностей, интересов, склонностей и способностей;
•форма организации образовательного процесса, при которой педагог работает с группой детей, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
•часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Виды дифференцированного подхода:
Дифференцированный подход к обучению детей на основе их индивидуально-психологических особенностей
- по половому признаку,
- по области интересов,
- по уровню достижений
1 – уровень умственного развития,
2 – знания, умения, навыки,
- по личностно-психологическим типам
1 – тип мышления,
2 – акцентуации характера,
3 – темперамент
- по уровню здоровья
Дифференцированный подход к обучению детей на основе организационной формы обучения
- фронтальные формы организации детей (одновременная работа педагога со всеми детьми группы);
- организация малых групп (работа педагога с подгруппами детей, сформированными в зависимости от целей занятия или индивидуальных особенностей, освоения учебного материала детьми);
- объединение детей в пары сменного состава (организация взаимного обучения, при которой ребенок независимо от личностных особенностей выступает поочередно то обучаемым, то педагогом);
-индивидуальную работу с ребенком.
Дифференцированный подход к обучению детей на основе содержания работы
- подбор заданий, отличающихся при общей познавательной цели и общем содержании разной степенью трудности;
- подбор разных по мотивировке, содержанию заданий;
- использование гибких вариативных программ.
Дифференцированный подход к обучению детей на основе разнообразных форм оказания педагогической поддержки детям
- совместное выполнение задания;
- частичный образец выполнения задания;
- вспомогательные вопросы;
- алгоритмическое предписание;
- сопутствующие указания, инструкции;
- вспомогательные упражнения.
В теории и практике образования к дифференцированному обучению существует несколько подходов.
Наиболее традиционным является деление детей на подгруппы, гомогенные (однородные) по своему составу, то есть объединяющие детей, имеющих приблизительно равный уровень развития, и проведение с каждой подгруппой различных занятий, игр, упражнений. В этом случае дифференциация обеспечивается самим содержанием материала: детям высокого уровня дается материал с усложнением, опережением, детям более низкого уровня развития, напротив, упрощенный материал, обеспечивается большая повторяемость, больше внимания уделяется закреплению пройденного. Это экстенсивный подход, который основан лишь на увеличении или уменьшении объема содержания, но не на развитии мышления, качеств ума и личности ребенка.
При технологическом подходе вопрос дифференциации заключается не в изменении объема и содержания знаний, умений и навыков детям разного уровня развития, а в изменении форм, методов и приемов работы с детьми, что обеспечивает решение задачи творческого развития детей и формирование личностных качеств. Для полноценного развития детей необходимо обучение в группе, «состоящей из различных индивидуальностей», т. е. гетерогенной группе. (Занков Л. В. Беседы с учителем: Вопросы обучения в начальных классах. – М., 1970. – С. 41.). В гетерогенной группе создаются наиболее благоприятные условия для взаимообогащения детского опыта, необходимого для развития каждого ребенка.
5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта
Педагогическая целесообразность разработки компилятивной программы «Волшебные ладошки» определяется одной из основных тенденций совершенствования образовательных технологий: переходом от ориентации на усредненного ребенка к дифференцированным программам обучения.
Педагогом по изобразительной деятельности при организации работы по развитию изобразительной деятельности с детьми используются различные виды дифференцированного подхода к детям с разным уровнем сформированности изобразительных умений и навыков.
Учитывая уровень достижений детей, педагог определяет содержание работы с ними. Подбор заданий, отличающихся при общей познавательной цели и общем содержании, разной степенью трудности, способствует поддержанию устойчивого интереса у детей разного уровня сформированности знаний, умений и навыков на протяжении всего занятия. В то же время детям высокого уровня развития может быть предложен материал с усложнением, а детям более низкого уровня развития, напротив, - упрощенный материал. Для них планируется большая повторяемость операций, больше внимания уделяется закреплению пройденного материала.
Для детей группы усиленной педагогической поддержки важно разрабатывать задания, позволяющие повысить активность в процессе восприятия, осмысления нового материала, оказывать им своевременную помощь при первичном закреплении материала, способствовать систематизации и совершенствованию знаний.
Для детей группы ускоренного обучения - задания, требующие посильного умственного напряжения, больше самостоятельности, творческого поиска правильных способов решения поставленных задач.
Дифференцированный подход к организации обучения включает в себя фронтальные, подгрупповые, парные и индивидуальные формы работы с детьми.
Фронтальные формы работы позволяют успешно реализовывать программу обучения, ориентированную на общие возможности детей дошкольного возраста. Её усвоение необходимо в целях развития всех детей для создания базы, на основе которой может осуществляться становление каждого ребёнка. Эта форма организации детей является основной по сообщению детям новых знаний.
Организация детей по подгруппам предполагает дифференцирование заданий с учётом индивидуальных возможностей, уровня развития детей. Основным организационным условием для её осуществления становится создание как относительно стабильных, так и подвижных подгрупп, позволяющих организовать обучение детей на нескольких уровнях одного и того же учебного материала. При работе с подгруппами детей разного уровня развития педагог использует различные методы и приёмы, дидактические средства обучения с целью формирования навыков взаимообучения.
Работа детей в парах позволяет педагогу организовать сообучение, взаимопомощь и взаимопроверку на занятии. Пары детей могут быть составлены по-разному. Объединение пары детей сходного, приблизительно равного уровня развития технических умений и навыков обеспечивает наличие у детей интереса к учебной задаче, поставленной перед ними педагогом, к процессу её решения, проявление партнёрских отношений, установление позиции «на равных» при совместном выполнении задания.
При объединении в пары детей разных по уровню развития педагог ставит целью организацию помощи более слабому ребёнку, учит детей устанавливать гибкие системы взаимоотношений.
В процессе взаимного обучения важно учитывать желание более сильного ребёнка обучать, при необходимости педагог должен нацелить его на оказание помощи товарищу.
Работу детей разного уровня развития педагог организует так, чтобы каждый ребёнок выполнил посильную для него часть задания. Например, сильный ребёнок может начать выполнение задания, взяв на себя более сложную его часть (составить композицию рисунка, а заканчивает работу более слабый на примере работы товарища, усвоив общий принцип выполнения задания.
6. Психологическая целесообразность педагогического опыта
Весь воспитательно-образовательный процесс проходит в игровой форме. Работа с детьми в рамках программы педагог по изобразительной деятельности строит на основе педагогических и психологических диагностик совместно с педагогом-психологом и воспитателями.
Определение содержания дифференцированного обучения изобразительной деятельности зависит от полноты знания педагогом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Дифференциация обучения по форме оказания педагогической поддержки, помощи детям представляет наибольшую сложность. Наблюдательность, доброжелательность педагога в сочетании с педагогическим тактом, позволяет правильно выбрать именно ту форму оказания помощи ребёнку, в которой он нуждается в данный момент. Для детей, неуверенных в себе, это может быть совместное с педагогом выполнение задания. С детьми, имеющими недостаточно сформированные технические умения и навыки – использование частичного образца выполнения. Детям неорганизованным, постоянно ждущим дальнейших указаний, можно предложить алгоритмическое предписание, схему поэтапного выполнения задания. Тем, кто по каким-либо причинам недостаточно усвоил материал предыдущих заданий, помогут сопутствующие указания, инструкции, затрудняющимся – вспомогательные упражнения или вопросы.
Учитывать индивидуальное развитие ребёнка особенно важно в старшем дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент успешного обучения в школе. Организация на занятиях индивидуальных форм взаимодействия педагога с детьми способствует обеспечению высокого уровня самостоятельности детей, формированию у них учебных умений и навыков, позволяет педагогу осуществлять контроль за усвоением учебного материала, представляет широкие просторы для реализации потенциальных возможностей, как одарённых детей, так и обычных, и тем более детей, в силу разных причин отставших в развитии. Занятия, дидактические игры и упражнения разработаны с учётом психологических и возрастных особенностей детей.
7. Социальная направленность педагогического опыта
Проблема дифференцированного обучения имеет социально-практическое значение: именно дифференцированное обучение позволяет выявить такие свойства личности, как задатки, предпосылки и в конечном итоге талант и одаренность каждого ребёнка. В этом плане дифференциацию можно определить как индивидуализацию образовательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпов обучения основывается на индивидуальных различиях детей, уровне развития их способностей к обучению.
Педагогический опыт предполагает следующую оценку общества:
- Оценка результата изобразительной деятельности городским методическим объединением педагогов по изобразительной деятельности.
- Выпуск методического пособия «Развитие личностного потенциала детей дошкольного возраста средствами дифференцированного обучения» в рамках работы городской экспериментальной площадки на базе дошкольного образовательного учреждения «Веснянка».
- Опыт найдёт свое продолжение в работе начальных школ.
В процессе реализации компилятивной программы «Волшебные ладошки» происходит расширение образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения за счет взаимодействия с социо-культурными учреждениями города (Центром детского творчества, школой искусств, детской городской библиотекой, Музейно-культурным центром, начальной школой №9 и др., социализация детей дошкольного возраста, развитие их познавательной и творческой активности.
8. Воспроизводимость педагогического опыта
Диапазон применения опыта широк. Он может быть использован в любом детском саду нашей страны на разных этапах образовательной работы с детьми при обучении детей изобразительной деятельности.
В изобразительной деятельности способности детей проявляются по-разному. Составлены индивидуальные карты развития для детей старшего дошкольного возраста, имеющих предпосылки одарённости в изобразительной деятельности и для детей с трудностями в развитии, используя индивидуальный подход к обучению на занятиях изобразительной деятельности на основе содержания.
Виды дифференцированного подхода к детям, формы, приемы и методы, предлагаемые в данном опыте приемлемы для использования в работе, как педагогами дополнительного образования, так и воспитателями, учителями начальных классов.
9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта
Временные ресурсы: срок реализации программы – 4 года.
Кадровые: Педагог дополнительного образования, воспитатели дошкольных групп, педагог-психолог, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, старший воспитатель, заведующий, научный руководитель.
Информационные ресурсы:
- Исследования Ульяновского государственного педагогического университета в области дифференциации и индивидуализации педагогического процесса в ДОУ под руководством кандидата педагогических наук Ковардаковой М. А. ; Уэнт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М. : Просвещение, 1990.; Короткова Н. А. Проблема дифференцированного подхода к образовательному процессу в детском саду. // Ребёнок в детском саду. 2008. - № 5. с. 2-5; Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1985, - 81 с. ; Маханёва М. Д. Индивидуальный подход к ребёнку в ДОУ: Организационно-методический аспект [Текст] / М. Д. Маханёва. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 57 с. Мартьянова С. В., Ключникова Е. А. Методическое пособие. Дифференцированный подход к детям старшего дошкольного возраста в процессе обучения аппликации. Ульяновск, 2005, - с. 8.; Шелухина И. П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М. : ТЦ Сфера, 2006.
-педагогическая диагностика усвоения образовательной программы «Развитие» Л. А. Венгера (авторы Н. С. Варенцова, О. М. Дьяченко).
-диагностика готовности детей к обучению изобразительной деятельности к школе (Т. С. Комарова, О. А. Соломенникова).
- Запросы родителей.
- Интернет сайты, просветительская работа с родителями.
Интеллектуальные (экспертные):
- Участие в теоретических и практических семинарах по проблеме «Дифференциация воспитательно-образовательного процесса», «Дифференцированный подход на занятиях по изобразительной деятельности» под руководством кандидата педагогических наук, доцента, заведующей кафедрой дошкольного образования УИПКПРО Ковардаковой М. А.
- Курсы повышения квалификации «Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса в ДОУ».
Материально-технические: кабинет изобразительной деятельности дошкольников, художественно-изобразительные средства, мольберты, мебель, компьютер, аудио-видео аппаратура, телевизор, игрушки и предметы народных промыслов, изделия декоративно-прикладного искусства и др.
Финансовые: бюджетные и внебюджетные средства дошкольного учреждения.
10. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов
Возможные эффекты:
•Развитие у детей художественно-творческих способностей при обучении изобразительной деятельности;
•Организация художественной студии в дошкольном образовательном учреждении;
•Использование детского творчества в дизайне учреждения;
•Участие воспитанников в конкурсах детского творчества;
•Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.
Результаты диагностики по изобразительной деятельности
Уровень 2008 -2009 уч. г. 2009 -2010 уч. г. 2010 -2011 уч. г.
начало года конец года начало года конец года начало года конец года
высокий 18% 38% 20% 41% 23% 43%
средний 69% 61% 69% 58% 67% 56%
низкий 13% 1% 11% 1% 10% 1%
Для оценки результативности опыта используются следующие диагностики:
-диагностика готовности детей к обучению изобразительной деятельности в школе (Т. С. Комарова, О. А. Соломенникова,
-диагностика развития творческого воображения дошкольников (Дьяченко О. М.).
Диагностические задания направлены на выявление уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показателя его эстетического и интеллектуального развития. Критерии оценки объединены в две группы: 1 – анализ продуктов деятельности, 2 – анализ процесса деятельности. Обе группы тесно между собой взаимосвязаны и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты. Анализ продуктов деятельности: содержание изображения, передача формы, строение предмета, передача пропорций предмета в изображении, композиция, цвет. Анализ процесса деятельности: характер линии, регуляция деятельности, уровень самостоятельности, творчество.
Воспитанники являются участниками и победителями конкурсов детского творчества:
2008 год, грамота, 1 место, 2 ребёнка, городской конкурс «Я – исследователь»;
2008 год, грамота, 2 место, 1 ребёнок, городской конкурс «Любимые уголки Нягани»;
2008 год, грамота, 2 место, 1 ребёнок, городской конкурс «Мама, подари мне братика»;
2008 год, диплом, 5 место, 1 ребёнок, международный конкурс «Звёзды в защиту животных»;
2009 год, грамота, 1 место, 1 ребёнок, городской конкурс «Профессия моей мамы»;
2009 год, грамота, участник, 2 ребёнка, городской конкурс «Я – исследователь»;
2009 год, номинант, 1 ребёнок, международный конкурс «Звёзды в защиту животных»;
2009 год, поощрительный диплом за мастерство и фантазию, 1 ребёнок, международный конкурс «Звёзды в защиту животных»;
2010 год, диплом, 1 место, 1 ребёнок, окружной конкурс «Пожарный доброволец вчера, сегодня, завтра»;
2010 год, диплом, 3 место, 3 ребёнка, окружной конкурс «Пожарный доброволец вчера, сегодня, завтра»;
2011 год, диплом, 1 место, 2 ребёнка, городской конкурс «Я – исследователь».
11. Распространение педагогического опыта[/u]
Опыт работы «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения изобразительной деятельности (рисование) с использованием дифференцированного подхода» представлен в рамках образовательного учреждения, городского методического объединения, городской экспериментальной площадки по проблеме «Развитие личностного потенциала детей дошкольного возраста средствами дифференцированного обучения»; на сайте образовательного учреждения:
2008 год - учебное занятие в подготовительной к школе группе №9 на тему «Город древний, новый, вечный» в рамках работы городской экспериментальной площадки по дифференциации и индивидуализации образовательного процесса в детском саду;
2008 год – сообщение на педагогическом совете на тему: «Дифференцированный подход к детям на занятиях по изобразительной деятельности»;
2009 год – открытое занятие в средней группе №10 на тему «Чьи детки?» в рамках работы городской экспериментальной площадки;
2010 год – открытое занятие совместно с родителями в старшей группе №10 на тему «Птица счастья» в рамках недели педагогического творчества;
2010 год – открытое занятие в подготовительной к школе группе №2 на тему «Подводный мир» в рамках работы городского методического объединения;
2010 год – публикация компилятивной программы «Волшебные ладошки» по изобразительной деятельности (рисование) в сборнике «Развитие личностного потенциала детей дошкольного возраста средствами дифференцированного обучения» (г. Ульновск);
2011 год – инновационный опыт размещен на официальном сайте муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования г. Нягань «Центр развития ребенка – детский сад №4 «Веснянка».
Результаты деятельности по развитию художественно-творческих способностей дошкольников отмечены грамотами и дипломами:
Грамоты Комитета образования и науки за руководство исследовательских работ в муниципальном конкурсе «Я – исследователь» (2008, 2009, 2011 гг.);
Благодарственные письма за подготовку в муниципальном конкурсе «Мама, подари мне братика» (2008, 2009. 2011 гг.);
Благодарность за подготовку детей в международном конкурсе «Звёзды в защиту животных» (2008 г.);
Грамота за активное участие в проведении окружной акции «Первый полёт Конды» (2010 г.).
Получено признание общественности в форме гранта Главы города Нягани за участие в конкурсе «Признание» в номинации «Лучший воспитатель детского сада» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» (2008 г.).
12. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта
При использовании дифференцированного подхода к детям повышается уровень изобразительной деятельности как показатель эстетического и интеллектуального развития ребёнка.
Результаты диагностики по изобразительной деятельности детей подготовительных к школе групп
Уровень 2008-2009 уч. год 2009-2010 уч. год 2010-2011 уч. год
Высокий 41% 45% 48%
Средний 59% 55% 52%
Низкий 0% 0% 0%
Результаты диагностики свидетельствуют о том, что выпускники дошкольного образовательного учреждения имеют стабильно положительную динамику учебных достижений в изобразительной деятельности.
13. Репрезентативность внедрения педагогического опыта
Опыт работы используется педагогами дополнительного образования по изобразительной деятельности детских садов г. Нягани: «Росинка», «Березка», «Ёлочка», «Рябинка» и детского сада №54 г. Ульяновска.
14. Публикация педагогического опыта в печати
В 2010 году опыт опубликован в методическом пособии «Развитие личностного потенциала детей дошкольного возраста средствами дифференцированного обучения» (г. Ульяновск).
В 2011 году инновационный опыт размещен на официальном сайте муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования г. Нягань «Центр развития ребенка – детский сад №4 «Веснянка».