Светлана Журавлева
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей раннего возраста с церебральным параличем
▼ Скачать + Заказать документы
Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные оттенки эмоциональных проявлений : радость, грусть, жалость, зависть, равнодушие и тд.
Для детей раннего возраста эмоции – это непосредственное отражение, переживание, общение с окружающем миром. Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью – положительной или отрицательной.
Формирование личности тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы.
Публикация «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей раннего возраста с церебральным параличем» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Волевая сфера у детей отражает ту сторону психической жизни, которая выражается в способности человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом различные препятствия. Другими словами, воля – это власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения.
Первичные волевые проявления отмечаются в раннем детстве, когда ребенок стремится достигнуть цели: достать игрушку, делая при этом усилия, в начале перевернуться, доползти, дойти, преодолевая препятствия, найти. Одно из первых проявлений воли – произвольные движения, развитие которых зависит, в частности, от степени осознанности и целостности сенсомоторного образа.
Дети с церебральный параличом с рождения ограничены в большей или меньшей степени, зависимо от поражения определенных структур головного мозга и по этому сам механизм эмоционального реагирования изначально нарушен.
Повышенная возбудимость ребенка, чрезмерная чувствительность ко всем внешним раздражителям и пугливость. У одних детей отмечаются беспокойство, суетливость, расторможенность; у других, напротив, -вялость пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность и данные нарушения эмоционально волевой сферы встречаются независимо от степени двигательных дефектов.
При детском церебральном параличе представление об окружающем крайне ограничены по сравнению с нормально развивающимся ребенком, поэтому для большинства детей характерно наличие страхов. И большенство из них испытывают невротические страхи, которые формируются под влиянием неразрешимых переживаний. Свой вклад в эти переживания вносит и двигательная недостаточность, и наличие травмирующего опыта, и тревожность родителей в отношении с ребенком. А так же большой вес в данной характеристике занимают медицинские страхи, в связи с большим травмирующим опытом взаимодействия с медицинским персоналом. Страх может возникать даже под влиянием незначительных факторов – незнакомой ситуации, кратковременной разлуки с близкими, появления новых лиц и даже новых игрушек, громких звуков. У одних детей он проявляется двигательным возбуждением, криком, у других – заторможенностью. Страх может возникать при простых тактильных раздражениях (массаж, при изменении положения тела и окружающей обстановки. У части детей отмечаются боязнь высоты, темноты, новых предметов.
Поэтому в процессе развития и формирования эмоциональной сферы, у ребенка с нарушениями двигательных функций, имеет отличие от аналогичного механизма нормального развития эмоций. Во многом положительное эмоционально-волевое развитие зависит от воздействия отношения к нему окружающих, в частности семьи.
Как показал опыт, что есть несколько типов родителей, одни из которых черезмнрно опекают больного ребенка, стараясь предугадывают его малейшие желания, выполняют любые требования и даже капризы. Чрезмерная опека мало кому идёт на пользу. Детям с церебральным параличом не идёт на пользу вообще. Есть еще второй, которые отказываются от излишней опеки по отношению к больному ребёнку, т. к. воспринимают ребенка - как инвалида, не способного добиться в жизни успеха. Но есть еще одни, которые считают и говорят про своего особого ребенка так: пусть в чем-то не похож на окружающих, но при этом занимают активную жизненную позицию - и от этого будет зависеть сила волевых качеств ребенка.
Как правило, у детей с данными отклонениями в развитии сопровождается психическим инфантилизмом. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга, связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам. В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней.
С 6 месяцев до 3 лет ребенок выбирает линию поведения в жизни: будет это открытый, раскованный путь познания и доверия миру либо замкнутый, зажатый, если ребенок не получил от близкого взрослого поддержки, ласки, испугавшись при обследовании мира, или его взрослые ограничили. Детская безответственность – это необходимость в познании мира и себя в нём. Задача родителей и специалистов – направить ребенка в сторону развития ответственности, соразмерной возрасту.