Лучший педагог года

Развитие игровой деятельности дошкольников «Выступление на ГМО»

ТАТЬЯНА ГОНЧАРОВА
Развитие игровой деятельности дошкольников «Выступление на ГМО»

Развитие игровой деятельности дошкольников.

В современном дошкольном образовании право детей на игру нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. А ведь нет ничего важнее в жизни дошкольника, чем игра.

(Слайд Ценность игры)

Ценность игры для детского развития

• формирование произвольного поведения

• преодоление эгоцентрической позиции (позицию маленького ребенка)

Публикация «Развитие игровой деятельности дошкольников „Выступление на ГМО“» размещена в разделах

развитие творческого воображения, формирование внутреннего плана деятельности

развитие самосознания, мотивационно- потребностной сферы

развитие коммуникативных способностей, личностных особенностей

развитие умственных действий, формирование знаковой деятельности

• формирование способности к организации совместной и самостоятельной деятельности

Ценность игры для детского развития велика.

Так, Л. С. Выготский отмечал, что «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы выше на голову самого себя. Игра содержит в себе все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».

Сухомлинский

Эльконин считал игру «Гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».

Особенность нашего времени состоит в признании самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

Дошкольное детство – не период подготовки к обучению к школе, а полноценный, значительный, многозадачный период жизни ребенка, в котором игра обладает образовательной ценностью (решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи).

Задача педагога в том, чтобы создать благоприятные условия для развития игровой деятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Условия

Открытое образовательное пространство

Игровая компетентность педагога

Адекватная РППС

Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.

А что происходит на самом деле?

Мне бы хотелось бы начать со стихотворения, которое сочинили дети и педагоги одного из московских детских садов:

Играть мы любим очень:

Вы знаете, друзья!

Без игр прожить ребенку

Никак, никак нельзя.

Мы взрослых понимаем –

Сегодня новый век.

Без знаний и учебы

Нет шансов на успех!

Нам тесты предлагают,

И все хотят понять:

Его нам не хватает,

Ну чем нас развлекать?

А мы хотим всего лишь

Спокойно поиграть

В семью, в солдаты, в шашки,

Вприпрыжку поскакать.

И куклы засиделись,

Все ждут и ждут детей,

А мы же ожидаем хороших новостей –

Что снова поиграем в компании друзей!

Вернитесь в свое детство,

Побудьте с нами в нем,

И лучшими друзьями

Мы взрослых назовем!

Какие выводы мы можем с Вами сделать из всего услышанного?

Какие появились причины вытеснения игры?

Причины вытеснения игры (слайд) вы видите на слайде.

• непонимание взрослыми развивающего значения детской игры

• отсутствие (нестойкость) детских сообществ по интересам

• изобилие товаров и развлечений для детей

• современные СМИ и видеопродукция для детей

• подмена игры игровыми формами обучения

• доминирование стратегии педагогического руководства игрой вместо стратегии педагогического сопровождения игры.

Сделайте руки полочкой.

И ответьте, пожалуйста, на вопрос?

Кто считает себя мастером в организации игрового взаимодействия с детьми?– - Поднимите руку на 90. Кто, считает себя мастером… наполовину – 45. Кто считает себя мастером на половину. Кто не считает себя мастером, руки останутся полочкой.

Я неслучайно спросила. Говоря об игровой компетентности, специалисты практики подчеркивают: «Главный вопрос: не ЧЕМ, а с КЕМ занимаются чем- то малыши, дошкольники. И этот КТО – ТО обязательно должен быть чудотворцем, героем, покорителем вершин, с которых сможет увидеть мир и себя в нем ребенок».

Для овладения мастерством в организации игрового взаимодействия что нам необходимо?

Во - первых, не подменять дидактическую сюжетную игру упражнениями и заданиями, а «по – настоящему играть», понимая природу ребенка и действуя в его интересах, проявлять творчество.

Во – вторых, применять позицию умеющего интересно играть» партнёра.

В- третьих, понимать ценность игр, возникающих по инициативе самих детей. Ведь игра - это, прежде всего, свободная деятельность : самостоятельная (изнутри мотивированная, инициированная самим ребенком, эмоционально насыщенная деятельность. Игра не заводится по желанию взрослого, она существует по своим законам. Мы можем ее подхватывать.

Понятие - Организовать свободную игру, «руководить игрой» - несовместимые понятия как «горячий лед»

Необходимо обеспечить переход от стратегии педагогического руководства игрой к стратегии педагогического сопровождения.

Особенность педагогического сопровождения игровой деятельности детей заключается в том, что педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком. Это требует от воспитателя определенной степени инфантилизации – способности на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети. Т. е. поддержать игру, а не управлять действиями детей.

Для этого необходимо использовать приемы косвенного руководства игрой, а не прямого.

Хотя доминируют методы прямого руководства игрой (с вмешательством в игру) – попытки распределить роли, навязать их, инструктировать ребенка по поводу игровых действий, фантазировать и придумывать за ребенка.

Методы косвенного руководства игрой (без вмешательства воспитателя в игру) используются реже. Это тактично, деликатно, осторожно, не разрушая детских замыслов, умело направлять играющих, обогащая сюжетное и психологическое содержание игры, предоставляя простор для детской инициативы и творчества. Включаться в активизирующее общение, когда дети испытывают затруднения в дальнейшем развитии игры. Незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались. Например, в роли зрителя в театре спросить, где продаются билеты, и таким образом навести на мысль сделать кассу.

Условия косвенного успешного руководства игрой : (слайд)

-завоевать доверие детей, установить с ними контакт, создать у детей радостное, бодрое настроение в игре;

- поддерживать игровой интерес;

- выстроить педагогически целесообразную предметно-игровую среду;

- проявить такие личностные качества как гибкость, открытость, артистичность, серьезное отношение к игровой ситуации.

Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение игрового опыта детей.

Необходимо планировать подготовительную работу для обогащения игрового и жизненного опыта дошкольников.

Методы и приемы обогащения игрового опыта дошкольников : (Слайд)

• наблюдения;

• целевые прогулки;

• экскурсии

• беседы;

• чтение художественной литературы;

• просмотр кино, видеофильмов;

• занятия (особенно речевые)

• рассмотрение иллюстраций;

•ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;

• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками);

• игры (конструктивные, дидактические, подвижные);

• изобразительная деятельность;

• игры-имитации;

• мнимые «телефонные разговоры»;

• придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай»;

• проблемные ситуации;

• преднамеренное изменение ситуаций;

«домашние задания», которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что потом»).

Исходя из нашего практического опыта – в рамках нашей игровой программы «Увлекательный мир технопарка» мы придумываем разные увлекательные игры, в которых решаются разнообразные обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

Игры имеют сюжет, содержание, роли, игровые действия, правила и организуются в разных форматах: путешествия, квесты и т. д.

Дети включаются в игровую ситуацию, перед ними возникают игровые задачи, появляется игровая цель. Например, в ходе игры – путешествие по Пустыни Сахара дети искали способ обеспечить людей и их животных водой, сооружали водопровод, а в ходе игры «Путешествие муравьишки по лесу» превращались в различных жучков, помогая муравью вернуться в свой муравейник.

Игра, которая не будоражит детское воображение, не продолжается без взрослых, - это не игра.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности Музыкальный руководитель: Лисицына Н. Б. «Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности» Ритмическая способность.

Консультация «Развитие игровой деятельности» Развитие игровой деятельности. Горбунова Валентина Михайловна Воспитатель МБДОУ “Детский сад №28 “Золотой петушок” Тамбовская область, г.

Консультация «Развитие игровой деятельности детей» Развитие игровой деятельности детей Основные цели и задачи игровой деятельности: Создание условий для развития игровой деятельности детей;.

Интеллектуальное развитие дошкольников посредством игровой технологии В. В. ВоскобовичаИнтеллектуальное развитие дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича Тип проекта: познавательно-исследовательский. Вид проекта: долгосрочный. Цель проекта: Интеллектуальное развитие дошкольников посредством.

Консультация «Развитие образно-выразительных движений у старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности» Консультация развитие образно выразительных движений у старших дошкольников в музыкально- игровой деятельности  Раздел построен так, что.

Развитие речи дошкольников в игровой деятельности Развитие речи дошкольников в игровой деятельности Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности .

Выступление на ГМО для социальных педагогов «Формы социально-педагогической работы с семьей» Формы социально - педагогической работы с семьей. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения,.

Выступление на родительском собрании «Развитие мелкой моторики у дошкольников»Выступление на родительском собрании «Развитие мелкой моторики у дошкольников» «Развитие мелкой моторики в быту» Речевая активность у детей неразрывно связана с развитием мелкой моторики, поэтому логопеды и психологи.

Проект «Эмоциональное развитие дошкольников посредством игровой деятельности» Марий Эл Республикын Туныктыш да шанче министерствыже «Йошкар-Ола» ола округ администрацийын туныктыш викетемже «Йошкар-Оласе 23-шо №-ан.

Автор публикации:
Развитие игровой деятельности дошкольников «Выступление на ГМО»
Опубликовано: 24 января 2019 в 15:12
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД