Асадчая Татьяна
Развитие игровой деятельности в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие игровой деятельности в раннем возрасте
В начале раннего детства игрушка является для ребенка простым предметом, с которым можно манипулировать, выполнять неспецифические действия. Игровой деятельности как отдельного вида деятельности, в начале раннего возраста еще нет. Постепенно игра начинает отделяться от предметных действий, приобретать для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития.
Публикация «Развитие игровой деятельности в раннем возрасте» размещена в разделах
Отличия предметных действий детей и действий с игрушками
Предметные действия:
-жесткая фиксированность определенных способов действия;
-монофункциональность;
-направленность на достижение определенного результата и регуляция этим результатом.
Действия с игрушками:
-отсутствие фиксированных однозначных способов действия;
-полифункциональность;
-отсутствие конкретного результата и осуществление без определенной цели.
Важной предпосылкой появления игровой деятельности являются действия с предметами-заместителями. В раннем возрасте возникает перенос действия с предметом, усвоенного в одних условиях, в другие условия и осуществление того же действия, но уже с предметом-заместителем.
Развитие игровых замещений в раннем возрасте проходит следующие этапы:
-наблюдения за игровой взрослого;
-присоединение к этой игре, совместная игра;
-подражание действиям взрослого;
-самостоятельное отсроченное подражание с появлением вариативности игровых действий;
-появление самостоятельных игровых замещений.
Эти этапы отражают переход от непосредственного подражания чужим действиям к собственным действиям ребенка, которые опосредованы знаком, т. е. словом.
Функция замещения сначала разделена между ребенком и взрослым и существует в интерпсихической форме, а затем присваивается ребенком и становится его интрапсихической функцией.
Как предметы-заместители дети чаще всего используют неоформленные предметы, не имеющие строго определенного игрового значения (палочки, камешки, кубики). Они используются как дополнение к сюжетным игрушкам или предметам обихода. Требования к сходству предмета-заместителя с изображаемым предметом в раннем возрасте минимальны (один и тот же предмет может заменять совершенно непохожие друг с другом предметы и для замещения одного и того же предмета могут использоваться разнообразные, малопохожие предметы). Главное для ребенка совершать с замещающим предметом действия, обычно осуществляющиеся с настоящим предметом.
Называние ребенком воображаемых состояний игрушек, свойств предметов является важной предпосылкой создания игровой ситуации. Первоначально ребенок самостоятельно не называет предмет игровым названием, а только после того как взрослый назвал его; затем ребенок может назвать предмет-заместитель сам, но только после вовлечения его в игру, после выполнения соответствующего действия с ним.
На протяжении раннего возраста существенно усложняется структура игровой ситуации одноконтактными действиями:
-одно, стереотипно повторяющееся игровое действ;
-несколько не связанных между собой игровых действий;
-несколько игровых действий, отражающих логику реальных действий.
Такие игры детей раннего возраста называются процессуальными, так как смысл такой игры заключается в самом процессе действия.
Особенности процессуальной игры и ее отличие от более поздних видов игровой деятельности заключается в следующем:
-однообразие, «одноконтактность» игровых действий без смысловой связи между ними;
-содержание игровых действий – подражание взрослому;
-материал игры – только реалистические игрушки, отображающие реальные предметы, которые находятся в поле восприятия ребенка;
-низкий уровень эмоциональной включенности в игру.
Логика игровых действий, отражающая связь реальных жизненных действий, появляется во второй период раннего детства.
Развитие игровой ситуации также происходит в связи с возникновением и развитием роли, которую ребенок берет на себя при выполнении определенного действия. Называние ребенком себя именем другого человека связано с называнием себя своим собственным именем. При назывании себя своим именем ребенок выделяет свои действия как собственные. При назывании себя именем взрослого (сначала это происходит только по указанию педагога) ребенок находит сходство между своими действиями и действиями взрослых. это создает предпосылки для появления роли в игре, что происходит в конце третьего года жизни. в это время появляется называние игрушки именем действующего лица.
На третьем году жизни игра существенно изменяется:
-усиливается игровая мотивация и эмоциональная вовлеченность в игру;
-увеличиваются длительность игры и самостоятельность, вариативность игровых действий;
-возрастает количество игровых замещений;
-осознанность, самостоятельность и оригинальность замещающих действий.
Разнообразие игрушек и оборудования для игровой деятельности отражает широту интересов детей раннего возраста. Очевидным является то, что ни один ребенок не может «переиграть» во все игрушки, для него главной ценностью выступает сама игра. Поэтому ребенку необходимы только единичные модели живых и неживых объектов окружающего мира, а не большие коллекции игрушечных животных, машинок, роботов и т. д. Важную роль для развития ребенка играют материалы для детского творчества (кубики, конструкторы, мозаики, музыкальные инструменты и т. д.).
К концу раннего детства подготавливаются основные предпосылки для перехода к ролевой игре:
-использование предметов-заместителей;
-называние их в соответствии с игровым значением;
-усложнение структуры игровых действий;
-возникновение роли в игре.
Все эти предпосылки игры возникают, как и предметные действия, только в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым, поскольку ребенок сначала переносит действия с одними предметами на другие, предлагаемые сначала взрослым, называет предмет в соответствии с их игровым значением только после действия с ними и называния их взрослым игровыми наименованиями, называет себя именем других людей, чьи действия воспроизводит также по предложению взрослого.