Формирование элементарных экономических знаний у детей 5–7 лет с использованием ТРИЗ

Лина Констанкевич
Формирование элементарных экономических знаний у детей 5–7 лет с использованием ТРИЗ

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. В связи с этим необходимо уделять особое внимание развитию творческой активности дошкольников.

Продуктивность мыслительной и особенно творческой активности воспитанников, их творческой деятельности, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного образования. Сегодня актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении творческих задач.

Эти задачи мы решаем в непосредственно образовательной деятельности ТРИЗ-РТВ в «Золотом ключике» с воспитанниками старшей и подготовительной группы. Но на современном этапе развития образования и экономического развития общества в целом воспитание творческого потенциала становиться не достаточно. Поэтому возникла идея интегрировать ТРИЗ-РТВ с экономическим воспитанием. Я начала работу в 2012-2013 учебном году над инновационным проектом «Секреты экономики как средство формирования экономического мышления у детей дошкольного возраста».

Целью данной работы является повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания с помощью ТРИЗ-технологии.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Познакомить с элементарными экономическими понятиями;

2. Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;

3. Учить решать простейшие экономические задачи;

4. Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения;

5. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 5-7 лет;

6. Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по экономике, понимать и ценить окружающий предметный мир (как результата труда людей).

Объект исследования: система экономического образования дошкольников через ТРИЗ-технологию:

1. метод проблемных ситуаций;

2. исследовательский;

3. ТРИЗовские игры: «Хорошо – плохо», «Чем был – чем стал», «Раньше – позже», «Робинзон Крузо», «Аукцион» и т. д.)

4. решение математических задач;

5. логические игры и упражнения.

Ожидаемые результаты: использование ТРИЗовских методов и приемов для формирования элементарных экономических знаний у детей 5-7 лет повысит компетенцию старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.

1. Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.

2. Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.

3. Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.

4. Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.

5. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.

6. Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.

7. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.

Мастер класс:

Игра№1

«Ромашка»

Гном Эконом прислал необычную ромашку. На её лепестках условно изображены потребности человека. Гном Эконом просит назвать профессии людей, которые производят товары, удовлетворяющие потребности (желания) людей (ответы детей). Что было бы, если бы все люди работали портными, строителями, врачами, поварами?.

Игра №2

«Назови монету»

Цель: расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.

Материал: сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пинокио» и т. д.

Содержание

Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре, Пинокио покупает себе билет в театр на четыре сольдо, Али – Баба и сорок разбойников владеют динарами и т. д.

Игра№3

«Проблемная ситуация»

Винни – Пух собирается открыть в лесу пекарню. Он хочет сладкими вкусными булочками побаловать лесных жителей. Винни – Пух построил пекарню, оборудовал печь, но для выпечки булочек ему нужны пекарь и повар. Винни – Пух спрашивает, как пригласить лесных жителей на работу. Создайте рекламный ролик для Винни – Пуха (нарисуйте, сочините стих).

Вывод: Таким образом, в условиях современного образования творческий потенциал воспитанника имеет хорошие задатки для своего развития, но при построении современной системы образования факторов для эффективного развития творческого потенциала не достаточно. Интегративная деятельность ТРИЗ + Экономика, отвечающая требованиям современного социального запроса, дает возможность сформировать гармонично развитую личность, с высоким уровнем творческого потенциала.

Публикации по теме:

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Развитие творческих способностей дошкольников Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Праздники
Автор публикации:
Формирование элементарных экономических знаний у детей 5–7 лет с использованием ТРИЗ
Опубликовано: 21 апреля 2014 в 07:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
«Куда бежать, если за тобой гонятся» Цель: • Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию. Материал: Картинки с изображением парка,...
Сюжетно-ролевая игра «Больница» в средней группе
Сюжетно-ролевая игра "БОЛЬНИЦА" в средней группе «На приём к детскому врачу» Цель: Учить детей играть в сюжетно-ролевую игру «Больница»» Задачи: Учить...
Примерное перспективное планирование по аппликации по программе «От рождения до...
«Осень» сентябрь Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке» Программное содержание. Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять...
Стенгазета «Крым и Россия пять лет вместе»
Стенгазета: "Крым и Россия пять лет вместе". Сегодня 18 марта мы празднуем День воссоединения Крыма с Россией. Это праздник национального самосознания,...
Выставка творческих работ к Дню Защитника Отечества
В нашем детском саду к празднованию Дня защитника Отечества была организована тематическая выставка творческих работ, выполненных силами детей, совместно с...