Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами математики

Альбина Коурова
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами математики

Известно, что математика требует от ребенка наличия определенных интеллектуальных способностей: умения анализировать и обобщать материал; мыслить абстрактными категориями; гибкости мышления; наличия специфической математической памяти. Эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у детей с ЗПР развиты недостаточно.

Занимательный математический материал способствует развитию приемов умственной деятельности и формированию математических представлений детей. В этой связи представляется актуальным определение оптимальных условий для развития мышления старших дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по математике.

Недостатки развития мыслительной деятельности у старших дошкольников с ЗПР выражаются, в первую очередь, в недостаточной готовности к решению мыслительных задач, что и было положено в основу разработанного комплекса математических игр.

Цель разработанного комплекса математических дидактических игр «Занимательная математика»: развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами математических дидактических игр.

Содержательный компонент комплекса математических дидактических игр «Занимательная математика» состоит из 5 взаимосвязанных блоков:

1. «Игры на поиск недостающей в ряду фигуры» как наиболее простой.

Усвоив способы поиска недостающей фигуры, цифры, старшие дошкольники самостоятельно применяли их при решении аналогичных задач и делали попытки придумать свои варианты.

2. «Занимательные задачи, направленные на развитие умения самостоятельно осуществлять поиск, способы решения»: головоломки с палочками; упражнения по преобразованию геометрических фигур, составлению узоров и орнаментов; задания на формирование мыслительных операций и умственных действий, для самостоятельной работы дошкольников с задержкой психического развития.

Занимательный математический материал использовался в определенной последовательности в соответствии с этапами развития поисковых действий.

3. «Игры на развитие логического мышления», способствующих формированию математических представлений детей и развитию приемов умственной деятельности, умения размышлять, определять закономерности, делать выводы и умозаключения, планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели.

4. «Игры, направленные на формирование мыслительных процессов: анализ, синтез, сравнение, классификация». Данные задания предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки.

Дополнительно к четвертому блоку были разработаны математические интерактивные игры, направленные на развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет от 1 до 10, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов. Старшие дошкольники учатся составлять числа от 2 до 10 из двух меньших на наглядном материале.

5. «Задачи-шутки, считалочками».

Задачи-шутки не следует решать как обычные арифметические задачи, используя то или иное арифметическое действие, они должны побуждать старших дошкольников к рассуждению, научить их мыслить, находить ответ, используя уже имеющиеся знания.

Занимательный математический материал включается на каждом занятии по математике в этап устного счета и в специально отведенное время - на «Минутке занимательной математики».

Анализ результатов работы показал, что число старших дошкольников с ЗПР с высоким уровнем развития мышления возросло на 28%.

Это свидетельствует о том, что использование разнообразного занимательного математического материала создает благоприятные условия для развития мыслительной деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития, а именно развивает математическое мышление, активизирует познавательную деятельность, способствует повышению интереса и положительной мотивации к математике.

Публикации по теме:

Мои пушистые сокровища!Мои пушистые сокровища! Хочу представить вашему вниманию моих красавиц! Мама кошка Соня и дочка кошка Фунтик! Известно что кошки лечат людей. Для кошкотерапии нет.

Презентация «Мир профессий» Образовательные: закреплять представления о труде взрослых. Профессиях. Названия атрибутов, необходимых определенной профессии. Понимать.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Тело, организм, эмоции
  • Учимся считать
Автор публикации:
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами математики
Опубликовано: 14 марта 2015 в 16:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. День полёта Белки и Стрелки

19 августа 1960 года в 11:44 космический корабль «Спутник-5» стартовал с космодрома «Байконур». На его борту были две беспородные дворняжки – Белка и Стрелка. Этот успешный эксперимент (четвероногие...

19 августа. Яблочный Спас

Наливным спелым яблочкам посвящен народный праздник Яблочный Спас. В этот день благословляется урожай плодов, а природа празднует первые осенины – по поверьям с этого времени год разворачивается от лета к...

Конспект занятия «Наблюдение за клопом-солдатиком»
У нас в детском саду очень часто на площадке, на дереве, в песочнице появляются клопы-солдатики. Клопы, похожие на жуков, не сидят на одном месте: бегают по...
Фотоотчет «Наши бабочки из салфеток»
В пятницу весь день шел дождь, было пасмурно. Поэтому на прогулку мы с ребятами не смогли выйти. Мы в окно понаблюдали за дождем, тучами, вспоминали хорошую...
Фотоотчёт о мероприятии «Посвящение в казачата»
Вот прошёл в нашем детском саду месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы. И в завершении этого заключительным мероприятием стал очень...