Лучший педагог года

Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством математических игр

антонина шаравина
Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством математических игр

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования математических игр, задач, развлечений. При этом роль математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания личности: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, применять их в других видах деятельности, в новой обстановке.

Публикация «Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством математических игр» размещена в разделах

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и математическим играм.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, что способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей : логика мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умение догадываться о решении на определенном этапе, что свидетельствует о глубине понимания задач, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

Математические игры на составление фигур-силуэтов «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Танграм» способствуют становлению и развитию таких качеств личности как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат.

Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач). Дети начинают осознавать, что в каждой из математических игр заключена какая-нибудь хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Например – Головоломки учат детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения. Задачи на смекалку различных по степени сложности, характеру преобразования. И в ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели-видоизменит или построить пространственную фигуру.

Можно использовать простые логические игры, упражнения, с целью развития у детей умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Например, «Чем отличается одна картина от другой?» На основе зрительного сопоставления надо найти несколько отличий.

«Найти два одинаковых предмета?»

«Какая фигура лишняя?» и т. д.

Необычная игровая ситуация с элементами проблемности интересна детям и эмоционально захватывает их. Например, с помощью заместителей сравнить две группы предметов, не прибегая ни к счету, ни к перемещению. Желание достичь цели стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).

Обучение различным математическим отношениям с помощью моделей позволит детям более успешно овладеть математическими представлениями, а главное, будет способствовать развитию познавательных способностей.

С помощью математической игры «Цифры» ребенок сможет познакомиться с цифрами и арифметическими знаками, научиться определять количество предметов, находить соответствующее ему число, складывать их и определять результат сложения.

Обучающий эффект игры опирается на ассоциативную связь между естественной окраской изображений различных предметов и цветом цифр, соответствующих количеству этих предметов.

Игра «Юный математик» - помогает развивать у детей представление о составе числа из двух меньших.

Таким образом, с помощью математических игр можно решить целый ряд важных задач обучения:

- Закреплять, уточнять, проверять знания детей о количестве, величине, числах времени в пространстве, геометрических фигурах.

- Учить применять приобретенные знания в измененных игровых или жизненных ситуациях.

- Развивать восприятие, память, мышление воображение, речь.

- Формировать умение анализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять в нем главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать.

- Развивать сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память на числа.

- Активизировать математический словарь в речи, учить выражать мысли простыми и распространенными предложениями, связно и понятно для присутствующих.

Итак, в ходе математических игр у детей вырабатывается умения, навыки, необходимые для учебной деятельности: способность анализировать, планировать, контролировать свою деятельность, работать самостоятельно.

Использование нестандартных дидактических средств и методов обучения позволяет добиваться высоких результатов.

Публикации по теме:

Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей Содержание Введение 1. Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого ребёнка: интеллектуальное, личностное и творческое развитие.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность «Без игры нет и не может быть Полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Конспект НОД на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в старшей группе Цели: 1. Развивать зрительное и слуховое восприятие. 2. Развивать мышление, внимание. 3. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве.

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии»Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» М. Монтень. В современном мире информация быстро устаревает, и этот.

Консультация «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через развивающие игры» Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет, поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами математики Известно, что математика требует от ребенка наличия определенных интеллектуальных способностей: умения анализировать и обобщать материал;.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности Интеллект - Сложное интегральное образование, включающее разные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание, воображение,.

Развитие математических способностей дошкольников посредством интеллектуальных игр Вашему вниманию представлен проект: Развитие математических способностей дошкольников посредством интеллектуальных игр. Актуальность данного.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в игровой деятельности Математика – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Математика для них – учёба, математика для них – труд, математика.

Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр Подведение итогов непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в области «Познание» основной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством математических игр
Опубликовано: 9 ноября 2015 в 19:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД