Развитие интереса к истории родного края — одно из эффективных средств в нравственно-патриотическом воспитании

Екатерина Пересыпкина
Развитие интереса к истории родного края — одно из эффективных средств в нравственно-патриотическом воспитании

«Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью»

В. А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, селе, приобщение к миру его культуры. Однако в современном мире на фоне переплетения культур всё более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям незнакомы понятия «почитание родителей», «гостеприимство», «щедрость», «милосердие». При этом воспитание любви к Родине должно начинаться в дошкольные годы с уважительного отношения к близким людям – отцу, матери, а также к своему дому, улице, городу.

К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должного внимания формированию у детей патриотических чувств. В таких условиях нравственно-патриотическое воспитание – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к её прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью.

Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наш город не является крупным промышленным центром, не относится к числу столичных городов России. Но всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём малой родиной. Однако, изучая историю Тамбовской области и своего села, мы сделали для себя много открытий. А также решили рассказать о родном крае тем, кто только начинает свой жизненный путь, нашим дошколятам. Так, педагогами нашего детского сада были проведены ряд мероприятий по краеведению «С любовью к малой Родине», направленный на изучение истории родного села и области, с активным вовлечением детей и привлечением к сотрудничеству родителей.

Актуальность данных мероприятий заключается в том, что наблюдается интерес к изучению истории Тамбовского края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, района, села, области, страны». Речь пойдёт о значении истории родного города и его влиянии на формирование основ патриотического воспитания дошкольников.

Хотя применение историко-краеведческих материалов в ДОУ имеет некоторый опыт, однако историческое краеведение как наука ещё не получило достаточного отражения в системе дошкольного образования и до сих пор не была предложена целостная научно-методическая система использования историко-краеведческих материалов в образовательном процессе.

Задача воспитания интереса и любви к Родине традиционно решалась в нашем детском саду, но результаты оценки уровня знаний детей, педагогов, родителей показали необходимость усиления работы в данном направлении и наполнения её новым содержанием. Для решения возникшей проблемы педагогами ДОУ был разработан материал и проведено мероприятие «С любовью к малой Родине», разработан перспективно-тематический план работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей родного края.

Приступая к разработке плана, педагоги поставили перед собой цель: развитие начал нравственно-патриотического воспитания детей через приобщение их к культурно-историческим ценностям родного края, ознакомление с прошлым и настоящим своего села.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

- сформировать у детей 3-5 лет элементарные представления о родном городе, селе и стране в целом;

- познакомить детей с символами Тамбовского края (гербом, флагом, гимном);

-воспитывать чувство любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу, селу;

- формировать бережное отношение к природным памятникам родного края;

- воспитывать уважение к труду людей, создающих красивый современный город;

- развивать интерес детей к русским традициям и народным промыслам тамбовских мастеров;

- воспитывать чувство гордости за достижения родного края в области литературы, культуры, спорта, архитектуры;

- закреплять полученные детьми знания о родном городе в дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных народных играх, викторинах, конкурсах.

В ходе реализации материла «С любовью к малой Родине» была предложена, система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Тамбовским краем, включающая разнообразные формы организации совместной деятельности взрослого и ребёнка. Весь комплекс запланированных мероприятий направлен на то, чтобы пробудить у детей чувство восхищения своей малой родиной, неповторимостью её облика, красотой улиц, площадей, парков, скверов и мемориалов.

План работы состоит из 7 тематических разделов. Все они познавательны и интересны. Формы подачи материала подобраны таким образом, чтобы побуждать ребёнка мыслить, запоминать, внимательно вникать в суть, воображать, представлять, задавать вопросы. Поэтому названия разделов носят порой образный, интригующий характер:

I. «С чего начинается Родина…»

II. «Тамбовщина литературная»

III. «Архитектурные памятники села»

IV. «Мастерами славится земля Тамбовская»

V. «Широка страна моя родная…»

VI. «Защитники родного края».

Любой раздел включает темы:

теоретической направленности (например, рассказ воспитателя об истории возникновения села Дубовое, сообщение об историческом названии улиц и площадей города, о культурно-исторических памятниках природы села, об истории создания народных подвижных игр Тамбовского края и др.);

практической направленности (дидактические, сюжетно-ролевые игры, изготовление поделок, экскурсии в музеи села, спортивные праздники).

При организации совместной деятельности, осуществляемой в рамках непосредственно образовательной деятельности или в ходе режимных моментов, предполагается использование аудио-, видео-, фотоматериалов, книг о Тамбовском крае, иллюстраций, рассматривание предметов народного декоративно-прикладного искусства тамбовских умельцев.

Участниками являются дети 3-5 лет и (старшая и подготовительная группа, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Выстраивание педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем основано на следующих принципах:

1. Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью созданы в группах краеведческие уголки, подобран материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

2. Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

3. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе, области, страны, с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

4. Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями нашего села.

Организация и проведение с детьми тематических бесед, дидактических игр, открытых просмотров по продуктивной, познавательной и музыкально-художественной деятельности.

Организация выставки детских рисунков «Дубовое – село мое родное», изделий народного декоративно-прикладного творчества.

Приобщение родителей к деятельности по патриотическому воспитанию детей:

- консультации «Приобщение детей к культурно-историческим ценностям родного края», «Роль экскурсии в расширении общего кругозора детей» и др. ;

- организация групповых родительских собраний «Патриотическое воспитание в семье»;

- привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала.

Результатами данного мероприятия стало:

- появление у детей интереса к изучению истории родного края, его достопримечательностям и великим людям;

- формирование у дошкольников основ патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к его защите;

- расширение общего кругозора детей на основе ознакомления их с культурно-историческим наследием нашего края;

- применение полученных знаний о родном крае в добрых делах и поступках на благо малой родины;

- сплочение коллектива детей, педагогов, родителей в воспитании будущих граждан своей малой родины и страны.

Педагогический коллектив ДОУ не собирается останавливаться на достигнутом. Учитывая, что нравственно-патриотическое воспитание – это сложный педагогический процесс, то доля участия в этом процессе родителей воспитанников, несомненно, велика. Поэтому в перспективе необходимо совершенствовать начатую систему работы по взаимодействию с родителями детей в данном направлении. Планируется разработка и проведение конкурсов совместного творчества детей и родителей, оформление семейных презентаций на темы: «Один день нашей семьи», «Выходной для спорта», экскурсии в музей, церковь и др. Всё это, на наш взгляд, будет способствовать преодолению стандартного взгляда родителей на роль пассивного потребителя образовательных услуг и приобщению их к сохранению культурно-исторических ценностей своего села, города, области и страны в целом.

Поспеши сохранить историю

И гордись, что на Тамбовской земле

Есть твой город, твой дом, твоя Родина –

Всё, что свято и близко тебе.

Наш Тамбов

Очень много на планете

Разных стран и городов.

Мне ж милее всех на свете

Славный город – наш Тамбов.

Есть цветы красивей где-то,

Чем за Цною на лугу,

Только я представить лета

Без ромашек не могу.

На Канарах ярче солнце,

Но берёзки за оконцем

Не заменит мне она.

Там зимой и летом жарко,

Загрустим с тобою мы

По осенним листьям парка,

Вьюгам матушки-зимы.

Нам завидовать не надо

На заморский ананас:

Груши, яблоки из сада

Даже слаще в десять раз.

Очень много на планете

Разных стран и городов.

Мне ж милее всех на свете

Славный город – наш Тамбов.

А. Е. Мильрат

Публикации по теме:

Развитие интереса к чтению художественной литературы посредством ознакомления с писателями родного края Художественно-эстетическое и речевое развитие дошкольников являются важными направлениями воспитания и образования детей дошкольного возраста.

КВН для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию «Знатоки родного края» КВН для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию: «Знатоки родного края» Подготовительная группа Подготовила.

Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «От пятилетнего ребенка до меня - один шаг, от новорожденного.

Конспект занятия по истории родного края Цель: Воспитание у детей любви к родному краю, желание лучше узнать его историю. Познакомить с профессиями: шахтер, кузнец. Воспитывать.

Роль художественно-эстетического развития в нравственно-патриотическом воспитанииРоль художественно-эстетического развития в нравственно-патриотическом воспитании В нашем детском саду проходила тематическая неделя нравственно-патриотическое воспитание дошкольника. Большое место было отведено блоку.

Отчёт по взаимодействии семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Отчёт по взаимодействии семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. В широком понимании патриотизм трактуется.

Ценность сказок, их особая роль в воспитании ребёнка и изучении родного края Сказка «Изумрудный гномик» Автор: Болтенко Алёна Анатольевна преподаватель МБОУДОД «ДШИ №1» г. Каменска- Уральского Описание материала:.

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Симакова Л. Г., музыкальный руководитель МБДОУ г. Мценска.

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших.

Семинар-практикум «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания детей» Семинар-практикум «Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания детей» Цель: • Выявить имеющие знания у педагогов.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Учимся считать
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Развитие интереса к истории родного края — одно из эффективных средств в нравственно-патриотическом воспитании
Опубликовано: 15 октября 2016 в 11:02
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Игровые технологии по лексической теме «Дикие животные» в старшей группе
Цель: Обогатить и закрепить знания и представления детей о животных Дидактические игры: Игра «Кто у кого? » Цель: употребление родительного падежа...
Фотоотчёт «Рождественские педагогические чтения «Молодёжь: свобода и ответственность»
Фотоотчёт «Рождественские педагогические чтения «Молодёжь: свобода и ответственность» 17-18 января в нашем городе проходили Рождественские...
Фотоотчет о развлечении Пришла Коляда — отворяй ворота!
На Руси торжественно и радостно встречали праздник Рождества Христова, который отмечается 7 января. С 8 по 19 января начинались Святые дни или Святки. Одной...
Конспект ОД по познавательному развитию «Знакомство с творчеством кубанского поэта В....
Тема организованной образовательной деятельности: «Знакомство с творчеством кубанского поэта В. Нестеренко». Группа ( возраст детей) : старшая группа ( 5-6...
Фотоотчёт «Встречайте: мы на арене цирка!»
Доброго времени суток, дорогие коллеги! Кажется, несколько дней назад мы так активно готовились к новогодним утренникам! А уже прошло три недели. В этот раз...