Светлана Кожихова
Развитие интереса к своему здоровью у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его надо сохранять, оберегать, улучшать с 1 дней жизни ребенка. Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. Наша задача: научить не только сохранить здоровье дошкольника, но и укрепить его. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
Публикация «Развитие интереса к своему здоровью у младших дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Здоровый, нормально развивающийся малыш обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Поэтому овладение основами двигательной и гигиенической культуры детьми, психическое самочувствие ребенка в ДОУ является предметом нашего особого внимания. Малыш раннего возраста испытывает особую потребность в движениях.
Важное значение для укрепления здоровья и физического развития детей имеет правильная организация режима, питания, сна, бодрствования, прогулок, гигиенических процедур. Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков играет важную роль в охране их здоровья.
Самым сложным и ответственным периодом является начало года. Приходят новые дети. А это значит, неизбежны родительские переживания и волнения, детские страхи перед неизвестностью. Поэтому мы всю свою энергию, силу, знания направляем именно на завоевание доверия. Для нас очень важно, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в группе, среди игрушек и других детей. В период адаптации мы подробно знакомимся с ребенком и с его родителями. Изучаем особенности его психического и физического развития. Пытаемся отследить, какие привычки сформировались у ребенка в семье. Во что он любит играть, каковы его потребности и возможности, в чем своеобразие его личности. Через индивидуальные беседы с родителями выясняем все тонкости, касающиеся здоровья и привычек ребенка, чтобы ребенок безболезненно и легко привык к группе, к детям, воспитателям и к помещению детского сада.
С момента поступления детей в группу мы приучаем детей к правильному поведению в общественных местах (не кричать, не бегать, не шуметь, не баловаться, в быту, к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи. Учим детей правильно сидеть за столом во время еды, пользоваться столовыми приборами, пользоваться индивидуальным полотенцем, горшком и носовым платком, быть вежливыми в общении со взрослыми и сверстниками. Большое значение в работе с детьми, мы уделяем воспитанию гигиенической культуры. От выполнения детьми необходимых гигиенических норм и правил зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для детей ежедневной потребностью. На занятии «Водичка, водичка, умой мое личико» даю знания о необходимости соблюдения правил личной гигиены, профилактике инфекционных заболеваний. Знакомимся и обговариваем алгоритмы «Умывание каждый день», которые помогли многим детям запомнить процесс умывания. Работу по ознакомлению детей с правилами выполнения гигиенических процессов провожу в утренние часы и вечерние отрезки времени. Малоактивных детей, таких как Рома, Милана, Илья О., Дана, Диана необходимо заинтересовать, например, во время умывания использую художественное слово.
Для успешного привития культурно-гигиенических навыков и развития интереса к своему здоровью у детей 1 младшей группы также мы используем: чтение потешек при высаживании на горшок, при использовании полотенца при вытирании рук и лица, при одевании и раздевании ребенка, при расчесывании, при кормлении, а также рассматривание иллюстраций по темам «Овощи и фрукты», «Алгоритм умывания», «Алгоритм одевания», «Зарядка малышей», а также беседу по иллюстрациям. Играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, такие как «Больница», «Магазин», «Кукла Катя заболела», «К кукле Кати в гости» и т. д. у детей развивается интерес к ЗОЖ также. Формируем основы ЗОЖ детей и в таких режимных моментах дня, как утренняя гимнастика, которая направлена не только на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей, но и на поднятия эмоционального настроя ребенка на целый день. А чтобы ребенок с удовольствием выполнял физические упражнения утренней гимнастики, мы подбираем интересное содержание утренней гимнастики, игры, музыкальное сопровождение. Зарядка после сна с закаливающими процедурами (с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа) поднимает мышечный тонус ребенка, улучшает настроение, доставляет радость. Дети с интересом выполняют движения зарядки, так как зарядка проходит в нашей группе в игровой форме, например, глазки проснулись, животик проснулся, ножки проснулись. Зарядка после сна выполняется с музыкальным сопровождением. Заканчивается зарядка после сна босохожением по ребристой доске и массажным коврикам.
Достаточная двигательная активность оказывает благоприятное воздействие на организм малыша и на его здоровье. Для чего в группе есть физкультурный уголок. Он оснащен мячами; ребристой доской, большим мячом, мешочками с песком; султанчиками, длинной и короткой веревкой, обручами, воротами, разнообразными атрибутами для подвижных игр. Всю систему занятий, мы направляем на то, чтобы дети научились самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Организуя двигательную деятельность детей, мы не забываем о том, что именно на положительном фоне значительно увеличиваются функциональные резервные возможности организма, вовлекаются в работу разнообразные мышцы. Чтобы сделать занятия физическими упражнениями радостным событием в режиме дня ребенка, лучшим помощником считаю музыкальное сопровождение. Все это, конечно же, благотворно влияет на самочувствие и жизнедеятельность детей. Дети легко стали понимать значение такого выражения: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке». Укрепляет здоровье детей не только физкультура, но и закаливающие процедуры. Особое внимание в режиме дня уделяю проведению закаливающих процедур. Я беру на себя смелость утверждать, что закаливающие мероприятия так же содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. В нашей группе мы практикуем применение закаливающих процедур, таких как умывание после сна, хождение босиком по ребристой доске и массажным коврикам после дневного сна, контрастно - воздушные ванны. Закаливающие мероприятия имеют свою ценность только при положительной реакции детей. Ребенка надо увлечь, именно поэтому закаливание провожу в игровой форме: сегодня мы зайчики, завтра – медведи или птички.
Пальчиковая гимнастика очень важна для здоровья ребенка. Исследования доказывают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи, на развитие координации движений, а развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Поэтому пальчиковая гимнастика проводится не только отдельно, но включена нами в комплексы утренней гимнастики и в зарядку после сна, которая также влияет на здоровье малыша. Например, мы используем такие пальчиковые игры.
У малышей 2-3 лет слабые дыхательные мышцы, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Упражнение на дыхание укрепляют дыхательную мускулатуру, развивают подвижность грудной клетки, способствуют углублению дыхания и устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Она способствует полноценному физическому развитию детей, и является профилактикой заболеваний дыхательной системы. Дыхательные упражнения мы проводим и во время утренней гимнастики, на прогулке, на физкультурных занятиях, а также и в комплексе гимнастики после сна, например, «понюхаем цветочек и дышим носиками».
Развивая интерес к самостоятельному мытью рук, дети приучаются постоянно перед завтраком, обедом и полдником и после прогулки мыть руки без напоминания. Интерес к ЗОЖ у детей развивается и в проводимых нами дидактических играх, таких как «Чудесный мешочек (Овощи и фрукты)», «Разложи по порядку», «Кто как купается», «Купание куклы», «Умывание куклы», «Кукла собирается на прогулку», «Кукла делает зарядку», «Уложим куклу Катю спать», «Одень куклу», «Напоим куклу чаем», «Угостим куклу Катю вкусными овощами и фруктами», «Маша в гостях у Кати».
Одним из направлений здорового образа жизни является воспитание культуры питания. Я считаю, что, если с детства научить ребенка правильно питаться, это, безусловно, скажется на его здоровье. В игровой ситуации «Накормим Машу обедом», рассказываю о наиболее полезных продуктах, необходимости умеренно питаться, есть разнообразную пищу, знакомлю с витаминной и питательной ценностью продуктов.
Ведущим мотивом детей младшего возраста является игровой. Поэтому игровой персонаж – непременный участник нашей совместной деятельности. Таким персонажем очень часто я беру игрушку (Кукла Катя, кошечка Мурка, зайчик - попрыгайчик).
За год дети получили первоначальное представление о своем теле, узнали, как заботиться о нем, узнали, что надо делать, чтобы быть здоровыми. Повысилась двигательная активность, преобладает хорошее настроение, аппетит, здоровый сон, они очень любознательны, любят играть, и выполнять гигиенические процедуры (многие дети из группы не хотят, чтобы мы, воспитатели, помогали им умываться, а говорят: «Я сама!», а также дети с удовольствием идут в детский сад.
Таким образом, применяя разнообразные атрибуты, игрушки, красочные иллюстрации, к играм, к непосредственно – образовательной деятельности, к ежедневным режимным моментам, организовывая сюрпризные моменты в разных видах деятельности, мы способствуем развитию интереса у детей 1 младшей группы к своему здоровью.