Развитие исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста посредством интерактивных (мультимедийных) игр

Елена Архипова
Развитие исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста посредством интерактивных (мультимедийных) игр

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (П. 2.6) развитие познавательно-исследовательской деятельности предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- развитие восприятия, наблюдательности;

- развитие способности анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира;

- развитие умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями;

- расширение представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.

Проявление инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности, в т. ч. в познавательно-исследовательской деятельности определено ФГОС ДО Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования.

Одной из форм работы в области познавательного развития является экспериментирование и естественные исследования — действия, направленные на удовлетворение любопытства.

Экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Экспериментирование дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В настоящее время в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций активно внедряются информационно-коммуникационные технологии. Интерактивное оборудование, благодаря своей многофункциональности, активно входит в нашу жизнь, становясь неотъемлемым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания.

Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. Дидактический материал, используемый в интерактивных играх, направляет активность детей в нужном направлении.

Интерактивное оборудование, такое как, интерактивная доска, планшет и сенсорная панель, дают возможность воздействовать одновременно на звуковое, зрительное, тактильное восприятие ребенка. Что в разы увеличивает усвоение материала.

Мультимедийные средства значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют усилить мотивацию ребенка. Работа с такими средствами, как правило, предполагает поощрение ребенка при верном выполнении задания самим компьютером, что является стимулом для познавательной активности дошкольников.

Основным назначением интерактивных игр исследовательского характера является не обучение, а закрепление и расширение знаний. Поэтому проводить их следует после проведения основной образовательной деятельности (занятия по ознакомлению с окружающим, совместная деятельность взрослого и детей экспериментального характера, для повторения пройденного материала. Если на занятии в младшем возрасте изучается один или несколько объектов, то интерактивная игра позволяет значительно увеличивать их количество и наглядно проводить аналогию между ними.

В силу своих возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно работать с доской (размер доски, ее расположение на стене не позволяет ребенку небольшого роста охватывать взглядом весь экран и работать на всей ее поверхности, находясь непосредственно у доски). Поэтому интерактивную доску целесообразно использовать для проведения игр с группой детей, когда действия производит педагог, а дети находятся на достаточном расстоянии, чтобы видеть весь экран. При работе с доской детей располагают на расстоянии не ближе 2–3 м и не дальше 5–5,5 м от экрана. Для индивидуальной же работы лучше пользоваться планшетом, панелью или ноутбуком, где ребенок может действовать сам.

Кроме того занятия с использованием компьютера следует проводить не более одного раза в день и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей до 5 лет не должна превышать 10 минут.

Применение интерактивных игр позволяет сделать занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным. Тем самым, развивая у дошкольников устойчивый интерес к исследовательской деятельности. Движение, звук, мультипликация, используемая в таких играх, надолго привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Развитие исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста посредством интерактивных (мультимедийных) игр
Опубликовано: 21 сентября 2020 в 10:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 февраля. День клякс на МААМ

Случайным пятнам, которые раньше осложняли школьникам жизнь, а сейчас используются в изобразительном искусстве, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой специальных игр и...

28 февраля. День сказочных домиков на МААМ

Вполне естественно, что сказочные персонажи живут в необыкновенных волшебных дворцах и сказочных домиках. Под впечатлением приключений любимых сказочных и мультипликационных героев, дети охотно рисуют,...

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка, кошка»
Цель: учить передавать характерные элементы филимоновской росписи Задачи: 1. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя...
Сценарий спортивного развлечения в детском саду для детей младшей группы «Мой весёлый...
Цель: Развивать элементарные двигательные действия; мотивировать к выполнению физических упражнений с положительно – эмоциональным настроением. Задачи:...
Мой сказочный домик
Завтра, 28 февраля, будет День сказочных домиков на МААМ. В одной публикации на сайте автор Сергей Желонкин говорил о том, что существует множество разных...