Лучший педагог года

Развитие исполнительских навыков игры на свирели в дошкольном возрасте

Вера Черная
Развитие исполнительских навыков игры на свирели в дошкольном возрасте

На сегодняшний день самый доступный духовой музыкальный инструмент для массового обучении-это ученическая шестидырочная свирель. Легкость и простота игры на подобной свирели позволяет освоить ее даже четырехлетнему ребенку.

Музицирование на свирели благотворно влияет на эстетическое воспитание детей, на формирование у них любви к прекрасному. Раскрывать этот мир можно в любом возрасте, однако наиболее результативным, сенситивным для освоения исполнительских навыков является возраст 6-12 лет.

Публикация «Развитие исполнительских навыков игры на свирели в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Целью музыкального руководителя при обучении дошкольников игре на свирели является погружение детей в мир музыки, научить детей ощущать себя творцом. Музицирование на свирели позволяет расширить возможности становление творческого мировоззрения ребенка, и это далеко выходит за рамки простого освоения исполнительских навыков. Известно, что творческие задатки, сформированные в одной сфере, человек легко переносит на всю свою деятельность. Эмоционально и психологически важно понять, что, музицируя на свирели, мы приобщаем детей к исполнительской и творческой деятельности доступными для них средствами.

Работа по овладению навыками игры на свирели проходит последовательно: сначала происходит формирование навыков игры на свирели на мелодиях из одного-двух звуков(«Андрей-воробей», «Уж как шла лиса по травке», затем - на материале большей сложности(«Василек», «Как под горкой под горой», «Антошка», «Во поле береза стояла»).Интересно детям музицировать с элементами театрализации(«Во саду ли в огороде», «Веселые музыканты», «Катюша»).

Особенностью освоения мира дошкольниками является игровая форма. А. Д. Артоболевская указывала: «Больше сказки, больше фантазии! Не уставая, будить воображение ребенка, связывая сказку, фантазию с музыкой!»

Дети, ранее проявившие себя успешно в различных видах музыкальной, музыкально-ритмической, пластической деятельности (пение, танцы) и показавшие достаточный уровень развития сценических и музыкальных способностей (точное интонирование, ритмическое чувство, артистизм и др.)овладевают быстрее приемами игры на инструменте.

Через обучение игре на духовом народном музыкальном инструменте можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать развитию творческого воображения, объема непроизвольного внимания, психологическое развитие, формировать музыкальный слух, умение лучше понимать других, поддерживать интерес к учению.

Музыкальная привлекательность материала связана часто с песнями из мультфильмов. Например, «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка».Созданию позитивного настроя, психологической комфортности занятий способствует, безусловно, игровая форма проведения занятий. Например, можно задать вопрос: «Каких животных можно изобразить с помощью свирелии попробовать это сделать. Игровые формы позволяют с первых минут общения с музыкальным инструментом непосредственно включиться в процесс исполнения.

Основная цель работы по приобщению детей, начиная с дошкольного возраста, к исполнению музыки через инструментальное музицирование или исполнение попевок, песенок – раскрытие перед детьми прекрасного и удивительного мира звуков. В процессе обучения игре на свирели осуществляется знакомство детей с различными музыкальными жанрами, приобщение дошкольников к народному музыкальному искусству через доступные виды музыкальной деятельности. Расширяя формы обучения музыке дошкольников, музыкальный руководитель с помощью инструментального творчества помогает детям расширить палитру чувств, словарный запас, устанавливать связь музыкальных звуков и явлений природы.

Работа со свирелью способствует вентиляции легких. В народной памяти сохранились немало историй о том, как «людей с больными легкими» часто отправляли в пастухи, чтобы они много играли на свирели на свежем воздухе. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга, что повышает иммунитет, и дети реже болеют. В результате стимулируется умственная работа, развивается творческое воображение детей, формы и объем непроизвольного внимания.

Необходимо отметить, что в ходе освоения исполнительских навыков на музыкальном инструменте улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются освоенным приемам, совместное общение с музыкой становится основой для единого эмоционального состояния. Изучение музыкальных пьес, рефлексирование собственного исполнения приводит к формированию требовательности к себе и к другим: это позволяет решать задачу формирования коммуникативной культуры, профессионально-творческого взаимодействия детей в коллективе. Результатом становится повышение уровня толерантности, доброты.

Освоение исполнительских навыков на свирели сопровождается и восприятием музыки (слушание фрагментов народных мелодий в исполнении на свирели, просмотр сольных видеофрагментов на свирели в оркестре народных инструментов, и дыхательной гимнастикой(«Шарик», «Бабочка», «Игра с перышком»,и пальчиковыми играми, упражнениями для мелкой моторики рук, для развития ритмического чувства (воспроизведение простейших ритмических рисунков с помощью прохлопывания ладонями).В процессе инструментального музицирования на свирели используется фланелеграф (приготовленная запись песенки на доске).Также имеет место импровизация (ритмическая – на одном звуке, мелодическая – на двух-трех-четырех).

В работе с дошкольниками по освоению и развитие навыков игры на свирели решаются три разнонаправленных задачи: валеологическая-оздоровление, социальное – общение, образовательная – познание.

Литература.

1. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой: учебное пособие, издание шестое. - М. : Советский композитор,1992.

2. Космовская М. Л. Свирель ученическая для обучения на уроках музыки в школе. https://urokimuz.ru/svirel/

Публикации по теме:

Консультация «Двигательная память и её развитие в дошкольном возрасте» Актуальность изучения двигательной памяти у дошкольников заключается в том, что именно в этом возрасте происходит активное развитие всех.

Роль игры в дошкольном возрастеРоль игры в дошкольном возрасте Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Формирование культурно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте Формирование культурно – гигиенических навыков в средней группе, задача состояла в том, чтобы закрепить с детьми полученные ранее знания.

Интеллект ребенка и его развитие в дошкольном возрасте Человек с хорошим интеллектом, — это гарантия высокого качества жизни, достижении целей и задач, какими бы сложными они не были. Внушительный.

Консультация для педагогов «Формирование социальных навыков и социального поведения в младшем дошкольном возрасте» (Основные показатели и задачи социального развития в младшем дошкольном возрасте). Социальное развитие – это процесс, во время которого.

Мастер-класс для педагогов «Развитие невербального общения в дошкольном возрасте в процессе игры» Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в овладении эффективными способами невербального общения. Задачи: - продемонстрировать.

Развитие личности ребёнка в дошкольном возрасте Дошкольный возраст — важный этапов в жизни ребенка, это небольшой, но самый насыщенный период жизни человека. Развитие ребенка происходит.

Развитие мышления в дошкольном возрасте Формирование логической сферы - это формирование логических приемов мыслительной деятельности, умения понимать и прослеживать причинно-следственные.

Развитие предпосылок сюжетно — ролевой игры в раннем и младшем дошкольном возрасте Игра в дошкольном возрасте является таким видом деятельности, в процессе которой при правильном педагогическом руководстве осуществляется.

Сенсорное развитие в раннем дошкольном возрасте Сенсорное развитие в раннем дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие исполнительских навыков игры на свирели в дошкольном возрасте
Опубликовано: 14 ноября 2019 в 20:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД