Тамара Тюльпанова
Развитие коммуникативных навыков детей 3–4 лет посредством устного народного творчества во время проведения прогулки
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных навыков детей 3–4 лет посредством устного народного творчества во время проведения прогулки
Одним из наиболее эффективных средств формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является устное народное творчество. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития коммуникативных умений детей обусловлена спецификой содержания и формами произведений словесного творчества русского народа, характером ознакомления с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их юмору, знакомым жизненным ситуациям.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков детей 3–4 лет посредством устного народного творчества во время проведения прогулки» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Устное народное творчество
- Темочки
Произведения устного народного творчества широко используются в формировании коммуникативных навыков детей, с его помощью можно понять поступки и эмоционально выразить поощрение или порицание, осудить неверное или грубое действие и т. д.
В работе с детьми 3-4 лет широко используются малые фольклорные формы: потешки, песенки, пестушки, загадки, считалки, заклички, пословицы, поговорки.
Простота малых фольклорных форм не имеет ни чего общего с упрощенность. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят "ребенок мал, но не примитивен, ребенок несмышлен, но не глуп ребенок беспомощен, но в нем сила роста". Эти крохотные произведения философичны в своей основе.
Особенностью произведений малых фольклорных жанров является занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент. По своему характеру они забавны, жизнерадостны, игривы. Язык в них яркий, образный, легко запоминающийся.
Процесс формирования коммуникативных навыков у дошкольников посредством устного народного творчества осуществляется как в непосредственно образовательной деятельности, так и вне её.
Подробнее остановлюсь на использовании произведений устного народного творчества во время проведения прогулки во второй младшей группе.
Уже в процессе одевания на прогулку использование потешек приводит к тому, что дети не только выполняют нужные движения, но и запоминают потешки, развивают память и обогащают свой словарный запас. Процесс одевания проходит легко и непринужденно.
Наденем сапожки:
Этот - с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Вот так хорошо!
Вышли на прогулку! Самое время наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. В потешках и песенках: оживают явления природы:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки. .
Действуют животные (кисонька -мурысенька, курочка -рябушечка, сорока белобока, собака) и многие другие персонажи.
-Собака, что лаешь? -Волков пугаю.
-Собака, что хвост поджала? -Волков боюсь.
Персонажы в потешках трудолюбивы, ласковы и заботливы. Учат потешки бережно относиться к насекомым, вызывают интерес к их жизни.
Пчелки, пчелки!
В поле летите,
С поля летите
Медок несите
к растительному миру (ягодам, травам, грибам)
Сосна сосна,
отчего ты красна?
Оттого я красна,
что под солнцем росла.
Через заклички знакомим ребят с временами года, учим радоваться и солнцу и дождю и радуге.
А ты радуга- дуга,
Ты высока и туга!
Не давай дождя,
Давай нам солнышка — колоколнышка.
Заклички очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой. Весной хорошо разучить с детьми закличку, где прослеживается связь природы с трудом человека
Ау, ау, аукаем!
Весну зааукиваем.
Март,Март, солнцу рад.
Апрель, Апрель, несет капель.
Май, май, Ниву засевай!
Многие незнакомые слова заинтересуют детей. Правильно ответив на вопросы детей, мы тем самым расширим их кругозор.
Богатейший материал для развития коммуникативных навыков содержат в себе пословицы и поговорки. «Пословица не мимо молвится».
Если ребенок медлителен в какой то момент, напоминаю ему: «Семеро одного не ждут», если ребенок оделся неаккуратно или поторопился -«Поспешишь — людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события. «Весна красна цветами», об осени говорим: «Осень красна плодами»
Пословицы и поговорки дают прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Их называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия. «От скуки бери дело в руки» — предлагаю выполнить посильную работу (навести порядок на веранде, собрать мусор на участке). Дети охотно приступают к делу. Совместный труд — эффективный метод воспитания дружелюбия «Берись дружно, не будет грузно».
После того как работа закончена, можно провести беседу, почему так говорится в пословице.
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
На прогулке, когда дети наблюдают за деревьями, птицами или сезонными явлениями, предложу им соответствующую загадку:
Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весной)
Летит –не птица, воет – не зверь. (Ветер)
Платье потерялось, а пуговки остались. (Рябина)
«Кричит, «крак», червякам — враг» (Ворона).
Во время индивидуальной работы с детьми осуществляется работа и по развитию речи ребенка, так как некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Или наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Незаменимым материалом для дикционных упражнений -малые формы устного народного творчества. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению.
Дети очень любят играть в хороводные игры. Слова игр легко запоминаются и в сочетании с движениями оказывают положительное влияние на развитие речи.
Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой тесная связь. Заучивание стихотворных текстов с участием рук, пальцев, ног приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение, активизируется мыслительная деятельность малыша. Это такие хороводные игры как, «Пузырь», «Мыши водят хоровод», «Ходит Ваня» и др.
Во время игр всем детям хочется быть главным героем (петушком, зайчиком, вот тут-то на помощь приходят считалки, которые служат для справедливого распределения ролей.
За стеклянными горами
Ходит Ваня с пирогами.
- Здравствуй, Ванечка, дружок
Сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три,
А водить-то будешь ты.
В народных произведениях есть огромный материал для использования в сюжетно- ролевых играх. Так курочка-рябушка идёт на речку за водичкой – цыплят поить; кисонька - мурысонька идёт на мельницу за мукой, чтоб испечь прянички; сорока - белобока – кашу варит, чтобы деток кормить, а котик идёт на торжок:
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошёл котик на улицу,
Купил котик булочку
Самому съесть иль Ванечке снесть?
Я и сам поем,
И Ванечке снесу.
В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
Большое значение в развитии коммуникативных навыков играют народные подвижные игры, такие как "у Медведя во бору", "Гуси — Гуси". Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает. Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей.
Только в процессе игры можно создавать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, обучать умению слушать и слышать другого, учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении, развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях, учить использовать базовые формулы речевого этикета, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
В произведениях устного народного творчества утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – добродетель и её надо прививать, ей надо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. С развитием русской народной культуры появлялись правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, запреты и разрешения.
Таким образом используемые малые формы влияют на развитие коммуникативных навыков и умений.