Галина Сильнова
Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.
Публикация «Опыт работы „Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребёнка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры.
Что касается взаимосвязи игры и общения в период дошкольного развития ребёнка, то именно дошкольное детство (от 3 до 7 лет) – это отрезок жизни ребёнка, когда прежние рамки жизни ребёнка – рамки семьи, раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребёнок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Преодолев кризис 3-х лет, ребёнок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Игра у детей начинается с договора. Дети договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои действия и поведения в соответствии с выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребёнок начинает принимать и понимать ролевые права и обязанности. Так, например, врач, если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его указания.
В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее. По мере взросления ребёнка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так, например игра в «Дочки-матери» в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет 50-60 минут. Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность игры.
Игровое общение очень важно для ребёнка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребёнка, раскрывает его как самостоятельную личность.
Очень важно использовать в дошкольных учреждениях именно игровые методики для более интенсивного развития ребёнка, нежили просто обучающие методы.
В игре осуществляются два вида взаимоотношений – игровые и реальные.
Игровые отношения – это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения – это отношения детей как партнёров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.
Именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной).
В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры. Общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми.
В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребёнок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого. Все формы общения к сверстникам гораздо менее нормативы и регламентированы. В общении со сверстниками у ребёнка больше возможности проявлять инициативу.
Исследуя развития форм общения ребёнка и роль взрослого, можно увидеть, что внимание к сверстникам может проявляться уже в возрасте 1 года (а может и не проявляться, но если оно есть, то это ещё не означает, что оно сформировалось до конца.
В 3-4 года ребёнок вполне может обходиться один, не обращаясь ни на кого внимания, играя один. Может только проявлять интерес, наблюдая за другим, но не вступая в контакт. Может подражать играющему рядом ребёнку, но опять-таки, не общаясь. А может и обмениваться игрушками с другим ребёнком, а потом сказать, что он играл один!
Поскольку единственной формой общения являются симметричные игры, т. е. обмен игрушками друг с другом, основанный на подражании, то здесь вмешательство взрослого может оказаться как раз кстати. Взрослый вполне может показать, как это «здорово» – поменяться игрушками! Ты – мне, я – тебе, и ещё раз. Взрослый, таким образом, создаёт общий игровой замысел.
К 4-5,5 годам появляется связная игра, но ребёнок ещё не умеет сам создавать игру с другими, распределять роли. Вот тут взрослый и может ему помочь, постепенно обучая детей организовать микроигры, а средством организации игры будет служить обыкновенная считалка.
В 5-6 лет появляется феномен первой детской дружбы. Возникает стойкая избирательность – хочу играть только с ним!
В детском саду многие впервые получают возможность завязать дружбу. У детей, имеющих друзей, более позитивная самооценка, они более уверены в себе. Поддерживать – дружбу – значит, делиться игрушками, какими любимыми они бы не были, заступаться друг за друга, помогать в чём-то. Друзья учатся договариваться о том, чтобы время от времени меняться ролями в игре, мириться друг с другом, если произошла ссора, просить прощения у другого, сохранять общение секреты и тайны.
В детском возрасте игра является одним из методов психолого-педагогического развития ребёнка, способствует более активному, хотя и «пробному» взаимодействию с окружающим миром. «Понарошку» ребёнок может действовать, не опасаясь необратимых последствий, всегда зная, что есть возможность переиграть, переменить условия игры, партнёров или обстановку. Это создаёт определённую психологическую безопасность и активизирует действия ребёнка по отношению к окружающему миру. Общение ребёнка со сверстниками, более разнообразное, чем со взрослыми, подготавливает их к будущим личностным коммуникациям в области учёбы и других социальных взаимоотношений.
Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Малышей привели в детский сад, какие они разные, непохожие друг на друга. В группу пришли дети с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, спокойные, подвижные. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой задачу воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и решила использовать для этой цели сюжетно-ролевые игры. С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Мои наблюдения помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Я перед собой поставила следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре, тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи. Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в двух направлениях:
1. Создание необходимой игровой среды
2. Непосредственное руководство играми детей.
С помощью родителей оборудовали игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, посуда быстро привлекали детей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д. Играли и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы дети научились выполнять взаимосвязанные действия. С этой целью я широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводила показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей : «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать». Дети внимательно наблюдали за моими действиями. Я продолжала игру, а затем передавала куклу детям, словесно направляла дальнейший ход событий. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводила дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т. д.
Для обогащения игр детей подбирала простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например: мама и дочка пришли с прогулки домой, дочка захотела есть и т. д. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты и предметы заместители обогащают её содержание.
В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку и довольно разнообразно. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. Вскоре дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Дружно играть нам помогали Матрёшка и Колобок, весёлый Гномик и Клоун. С помощью их дети запоминали некоторые правила игры.
Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности детей. Для этого чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, я провела в группе анкетирование. Анализ ответов помог выяснить ряд вопросов, по которым нужно дать разъяснение родителям, наметить план работы. Провела и рекомендовала ряд консультаций: «Малыши и его игрушки», «От скуки на все руки», «Играйте вместе с детьми». Вся эта работа способствовала развитию у детей интереса к игровой деятельности детей. Они правильно воспринимали все рекомендации, что очень помогло мне в работе.
К 6 годам наступил расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз начиная с начала. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если раньше они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, и их они научились улаживать самостоятельно.