Лучший педагог года

Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности

Ольга Родионова
Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности

Основными задачами музыкального воспитания дошкольников считаются, как правило, развитие музыкальных и творческих способностей детей посред-ством различных видов музыкальной деятельности и формирование начала му-зыкальной культуры, музыкального вкуса.

Публикация «Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности» размещена в разделах

Многие выдающиеся педагоги и психологи, занимающиеся музыкальным воспитанием, признают, что ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Все остальное производное от него. Эстетические пережи-вание и эмоции – основа эстетического восприятия. Ребенок, воспринимая музы-ку, интуитивно или сознательно оценивает. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоциях, без осознания детьми того, что в нем выражено. Но, если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления от музыки, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эстетические эмо-ции объединяют эмоциональное и интеллектуальное отношение ребенка к музы-ке. В связи с этим важной задачей является зада развития образной связной ре-чи детей.

К тому же в настоящее время отмечается стойкая тенденция увеличения числа дошкольников со сложными нарушениями познавательного и речевого развития, в том числе и детей с задержкой психического развития.

Практически каждый музыкальный руководитель при работе с дошколь-никами обязательно сталкивается со скудностью лексикона детей при определе-нии ими характера музыкального произведения, при ответе на вопросы: «Что выражает музыка» (различные чувства, настроения, «О чем рассказывает му-зыка?», «Как рассказывает музыка (средства музыкальной выразительности).

Часто дети затрудняются ответить на эти вопросы. Значит, нужна специальная работа по обогащению их речи разнообразными эпитетами.

Я в своей работе использую различные методы и приемы для развития образной связной речи воспитанников. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом и взаимодополняемы. Основные методы – наглядный, словесный и практический я применяю в сочетании с проблемным методом, чтобы воспита-ние и обучение носили творческий, развивающий характер.

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. С помощью наглядно-слухового метода осуществляется восприятие музыки. Основное содержание метода – ис-полнение музыкальных произведений педагогом или слушание музыки в аудио-записи. Перед детьми ставится проблемная ситуация: сравнить, сопоставить «живое» исполнение с аудиозаписью; сравнить два-три произведения, контраст-ных по звучанию или близких по настроению, жанровой принадлежности, сред-ствам музыкальной выразительности и т. д.

Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомога-тельное значение. Зрительная наглядность (пейзажные, сюжетные картины, портреты, иллюстрации, сенсорные карточки, игрушки и др.) применяется для того, чтобы уточнить, конкретизировать впечатления детей, разбудить их вооб-ражение, фантазию, проиллюстрировать незнакомые им явления, образы, дать изображение музыкальных инструментов и т. д. Зрительная наглядность всегда сочетается со слуховой, помогает слуховому восприятию. Зрительная нагляд-ность не должна предвосхищать слуховое восприятие музыки. Лишь после того, когда у детей сложились свои первые представления о музыкальном образе ее применение оправданно.

Словесный метод является универсальным в педагогике. Беседа, рассказ, пояснения, разъяснения, пересказ – разновидности этого метода и в музыкаль-ном воспитании. К словесным приемам относятся речевой образец, повторение, объяснение, указание, оценка, вопрос. Особенность словесного метода в приме-нении к музыкальному воспитанию дошкольников – не бытовая, а образная речь. В беседе о музыке с детьми важно определить ее характер, настроения, выраженные в ней, изобразительные моменты; определить какие чувства она вызывает. Кроме того, понять с помощью каких средств музыкальной вырази-тельности, создан тот или иной образ.

Характеристики музыки : веселая, грустная, сердитая, стремительная, су-ровая, светлая и т. д. – являются словами-образами и употребляются в перенос-ном значении.

Известно, что только два процента словарного запаса детей дошкольного возраста составляют имена прилагательные. А это ведь и есть слова-образы, слова-качества без которых не обойтись. В процессе восприятия музыки и даль-нейшем обсуждении музыкального произведения у детей пополняется словар-ный запас именно прилагательными.

Кроме более широкого использования прилагательных в речи дошколь-ников, следует обратить внимание и на использование в высказываниях детей глаголов, причем в разных временах и с разными приставками. Описывая ли-стопад, (П. Чайковский «Осенняя песнь», Левитан «Золотая осень», дети упо-требляют преимущественно слова «желтеют, летят, падают», но редко говорят: «облетели, опали, пожелтели». Движение людей дети чаще всего обозначают словом «идут», а движение машин словом «едут». Употребление слов-синонимов – «шагают, двигаются, плетутся» и «мчатся, спешат, скользят, мель-кают» - значительно повысило бы образность речи.

Развитие связной речи детей на музыкальных занятиях предполагает ис-пользование стихотворений, сказочных сюжетов. Они могут предварять про-слушивание музыкальных произведений, если они близки по настроению харак-теру музыки. А можно использовать проблемную ситуацию. Прочитать два-три контрастных произведения и дать возможность детям выбрать правильный ва-риант. Однако этот прием стоит использовать только после неоднократного прослушивания музыкального произведения, когда дети уже прочувствовали характер музыки. Если в стихотворении содержатся близкие музыке поэтиче-ские выражения и образные слова, можно применить прием их переноса для ха-рактеристики музыкального произведения. Так будет обогащаться образная речь детей.

Нельзя забывать и том, что тон речи педагога и его манера общения с детьми имеют огромное значение. Эмоциональная окраска речи вызывает и поддерживает интерес детей к различным видам музыкальной деятельности, усиливает впечатление необычности, сказочности ситуации. Беседе придается поэтичность или торжественность, праздничность или шутливость. На моих за-нятиях всегда царит доверительная обстановка. Дети не бояться высказывать свое мнение. Конечно, у них бывают затруднения в подборе нужных слов для высказываний, они допускают ошибки. Но никакого порицания с моей стороны нет. В этом случае организуется блиц-обсуждение, в ходе которого проверяется верность высказывания, подбирается соответствующая картинка из двух-трех предложенных, предлагается пропеть мелодию (если это возможно); или же по-пытаться выразить свое отношение к музыке в движении, в музицировании на детских музыкальных инструментах.

Практический метод в развитии речи детей на музыкальных занятиях за-ключается в действиях, движении под музыку. Само восприятие ритма является процессом слухо-двигательным. Бывает так, что дети после прослушивания му-зыкального произведения затрудняются или неправильно называют его жанро-вую основу (песня, танец, марш). Но стоит только предложить детям подвигать-ся под эту музыку, как правильный ответ готов. При определении разновидно-сти танцев (вальс, полька и др.) также помогают движения. Музыка сама подска-зывает, как двигаться. В первом случае плавно, изящно, кружась; во втором быстро, игриво, подпрыгивая.

Несомненно, обогащают речь детей и слова-подговорки к танцевальным движениям. Дети в непринужденной обстановке их запоминают и употребляют в повседневной жизни, в самостоятельной игровой деятельности. Речь детей обогащается образными сравнениями.

Известно, что научить говорить ребенка правильно невозможно без овла-дения звуковой культурой речи и ее грамматическим строем. Грамматическое оформление высказывания – механизм речи, которым ребенок овладевает пре-имущественно интуитивно в процессе повседневного общения с близкими ему людьми. Грамматическое развитие происходит на основе познавательного.

Элементы логоритмики благотворно влияют на речь, эмоциональное со-стояние детей, развивают все виды памяти (слуховую, двигательную, зритель-ную, воображение, обогащают словарный запас. Прямая зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений пальцев рук доказана дав-но. Большое влияние на воспитание звуковой культуры речи и ее грамматиче-ский строй оказывают пальчиковые, речевые игры, поскольку упражнения мел-кой и большой моторики руки активизируют речевые зоны головного мозга.

Основным видом деятельности на музыкальных занятиях является пение. В нем дано сочетание музыки и речи. Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуще-ством – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и воспи-танника, что способствует развитию звуковой культуры речи, правильному произношению звуков в словах.

Пение, также развивает связную речь детей. Во-первых, этому способству-ет сам поэтический текст песни, во-вторых используется такой прием, как пере-сказать содержание песни своими словами после первого ее прослушивания. С детьми проводится беседа: значение всех непонятных слов разъясняется, при этом используются сравнения, эпитеты, слова-синонимы. Расширяется словарь музыкальных терминов, речь детей обогащается, становится более интеллекту-альной и выразительной.

Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. Повторяющиеся слова, фразы и предложения встречаются практически во всех детских песнях. Готовые фразы и предложения закрепляют-ся в памяти детей и впоследствии используются ими на практике при общении со сверстниками и взрослыми. Повтор важен и для заучивания песен наизусть, что должны делать дети, еще не овладевшие навыками чтения.

Существуют и другие примеры того, как пение способствует развитию ре-чевых навыков, например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями, элементарным словообразованием. Исполнение песен дает большие возможности для влияния на интонацию и выразительность детской речи. Ребенок учится регулировать силу голоса, тембр, развивается правильное певческое и речевое дыхание.

Оригинальные тексты упражнений вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помо-гают легче преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения.

Из всего вышесказанного следует, что в задачи по музыкальному воспи-танию входит не только дальнейшее совершенствование всех сторон речи ре-бенка, но и формирование потребности в самостоятельной речевой деятельно-сти, создание условий для того, чтобы дети разнообразно и содержательно вы-сказывались в повседневной жизни, быту, играх.

Публикации по теме:

Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельностиКреативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов рисования Тема моей работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов рисования» Целью выше.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Печенкина Эльвира Загитовна Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. От того, как.

Развитие коммуникативных способностей как условие для социализации дошкольников с ОВЗ Важной составляющей существования человека в обществе является речь: речь – это средство познания мира, выражения деятельности сознания.

Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством двигательной деятельности с мячом. Опыт работы. .

Развитие связной речи и коммуникативных навыков посредством продуктивных видов деятельности Детское художественное творчество нужно, прежде всего самому ребенку для развития его воображения, эмоционально-эстетической сферы, овладению.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством ИЗО-деятельности .

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных и творческих способностей детей Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образование как общая основа воспитания и обучение детей. Ведущая педагогическая.

Влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных способностей дошкольников Тема над которой я работаю: «Развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельность дошкольников». Человек без коммуникации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности
Опубликовано: 30 октября 2017 в 06:50
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД