Папки-передвижки

Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи.

Елена Константиновна Попович
Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников с ТНР.

Учитель-логопед высшей

квалификационной категории Е. К. Попович

Коррекционное воздействие включает три этапа:

I. развитие мотивационно-потребностной сферы;

II. формирование представлений о правилах эффективного общения;

III. овладение коммуникативными умениями.

I. Развитие мотивационно-потребностной сферы.

Публикация «Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи,» размещена в разделах

Основная задача первого направления работы – вызвать у детей коммуникативную потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к общению друг с другом.

На первом этапе коррекционного воздействия формирование и развитие мотивационно-потребностной сферы, а также стимуляция невербальных средств определяют основные направления работы:

- формирование положительного настроя на занятия;

- привлечение внимания к сверстникам;

- обучение осознанию собственных эмоций и ощущений;

- введение невербальных средств общения, регулирующих и воздействующих на процесс коммуникации.

Мы, педагоги, чётко осознаём, что даже при имеющейся потребности в общении, коммуникативное намерение детей чрезвычайно сильно зависит от комфортности общения с конкретным собеседником, позитивной эмоциональной окрашенности контакта.

Мы учим детей сотрудничать, то есть учить слышать, понимать и соблюдать правила игры, развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции; воспитывать доверительное отношение друг к другу; развивать чувство ответственности за другого человека.

Особое место на первом этапе занимает комплекс игр «Мои чувства», помогающий научить детей понимать по выражению лица эмоциональное состояние человека, познакомить с невербальными средствами общения: мимикой, жестами, позами и научить применять их на практике.

Игры: «Травинка», «Тающий снеговик»

II. Второй этап работы по развитию коммуникативной компетентности у детей с ТНР заключается в формировании представлений о правилах и способах эффективного общения. Основные направления этой работы:

- дальнейшее развитие невербальных средств общения;

- обогащение способов эмоционального реагирования;

- развитие умения слушать и слышать;

- восприятие и понимание информации;

- формирование представлений о правилах общественного поведения и умения осознавать и воссоздавать различные типы взаимоотношений.

На данном этапе решаются следующие задачи:

- развитие вербальной и невербальной коммуникации;

- определение эмоционального состояния и отражение его с помощью выразительных движений и речи;

- развитие слухового восприятия и памяти;

- понимание смысла сообщений, выделение основной идеи высказывания;

- использование приема активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника;

- развитие умения понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;

- развитие умения работать с информацией через установление логических причин, следственных связей, также умозаключений;

- развитие способности аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.

Игры: «Строим дом», «Что было бы, если…»

III. Третий этап посвящается автоматизации приобретенных умений и навыков на специальных занятиях и в условиях свободной деятельности, то есть умения говорить.

Чтобы решать поставленные задачи, необходимо сделать выработанные на предыдущих этапах коррекционного воздействия навыки произвольными. Для этого мы используем метод проблемных ситуаций. Попадая в коммуникативные ситуации, ребенку необходимо самостоятельно организовать свое поведение, учитывая интересы и эмоциональное состояние сверстников, применять адекватное правило и проявлять волевые усилия.

Считаю, что планируя коммуникативные ситуации в работе с детьми, необходимо придерживаться исследовательских методов, а не трансляцию знаний, которая является малопродуктивной в коррекционно-педагогическом процессе. Не исключена и полная импровизация общения. Это очень эффективный метод для развития коммуникативных умений. Главное – это создание речевого общения, взаимодействия, совместного решения поставленной задачи.

На занятиях я применяю различные задания: придумывание диалогов к картинке, разыгрывание ситуаций общения. После проведения игр и игровых упражнений действия и поступки каждого из детей необходимо анализировать, обсуждать разнообразные варианты выхода из создавшейся ситуации. Таким образом, на данном этапе дети должны овладеть следующими коммуникативными умениями : .

1. Собственно речевые умения :

• вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

• поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; (Наши правила речевого общения).

• проявлять инициативу в общении,

• переспрашивать;

• доказывать свою точку зрения;

• выражать отношение к предмету разговора,

• сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать;

• высказываться логично, связно;

• говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета : обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики и жестов.

Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, способствуя развитию коммуникативных умений в эмоционально привлекательной для детей форме.

Публикации по теме:

«Насекомые». Конспект логопедического занятия для детей с задержкой психического развития и тяжёлыми нарушениями речи 5–7 лет .

Мастер-класс «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» Мастер класс Уважаемые члены жюри и коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие музыкально - ритмических.

Психологическое сопровождение дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Важно, чтобы каждый ребёнок перед поступлением в школу имел равные стартовые возможности – это является воплощением идеи гуманистического.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в конфликтных ситуациях. В современном мире мы все чаще сталкиваемся с проблемами дошкольников в коммуникативной сфере. Дошкольники становятся заложниками технического.

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей дошкольников» Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий.

Консультация «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» Коммуникативные способности– есть важное условие развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава. Изучение процесса формирования коммуникативных умений у дошкольников.

Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи Русанова С. П. Учитель-логопед ЧДОУ «Православный д/с «Покровский». г. Белгород, Белгородский район. Важнейшие условия правильной речи.

Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников 1. «Царевна Несмеяна» Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими.

Влияние коллективных игр на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию коммуникативных умений ребенка. Возникают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи.
Опубликовано: 27 ноября 2015 в 19:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД