Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи.

Елена Константиновна Попович
Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников с ТНР.

Учитель-логопед высшей

квалификационной категории Е. К. Попович

Коррекционное воздействие включает три этапа:

I. развитие мотивационно-потребностной сферы;

II. формирование представлений о правилах эффективного общения;

III. овладение коммуникативными умениями.

I. Развитие мотивационно-потребностной сферы.

Основная задача первого направления работы – вызвать у детей коммуникативную потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к общению друг с другом.

На первом этапе коррекционного воздействия формирование и развитие мотивационно-потребностной сферы, а также стимуляция невербальных средств определяют основные направления работы:

- формирование положительного настроя на занятия;

- привлечение внимания к сверстникам;

- обучение осознанию собственных эмоций и ощущений;

- введение невербальных средств общения, регулирующих и воздействующих на процесс коммуникации.

Мы, педагоги, чётко осознаём, что даже при имеющейся потребности в общении, коммуникативное намерение детей чрезвычайно сильно зависит от комфортности общения с конкретным собеседником, позитивной эмоциональной окрашенности контакта.

Мы учим детей сотрудничать, то есть учить слышать, понимать и соблюдать правила игры, развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции; воспитывать доверительное отношение друг к другу; развивать чувство ответственности за другого человека.

Особое место на первом этапе занимает комплекс игр «Мои чувства», помогающий научить детей понимать по выражению лица эмоциональное состояние человека, познакомить с невербальными средствами общения: мимикой, жестами, позами и научить применять их на практике.

Игры: «Травинка», «Тающий снеговик»

II. Второй этап работы по развитию коммуникативной компетентности у детей с ТНР заключается в формировании представлений о правилах и способах эффективного общения. Основные направления этой работы:

- дальнейшее развитие невербальных средств общения;

- обогащение способов эмоционального реагирования;

- развитие умения слушать и слышать;

- восприятие и понимание информации;

- формирование представлений о правилах общественного поведения и умения осознавать и воссоздавать различные типы взаимоотношений.

На данном этапе решаются следующие задачи:

- развитие вербальной и невербальной коммуникации;

- определение эмоционального состояния и отражение его с помощью выразительных движений и речи;

- развитие слухового восприятия и памяти;

- понимание смысла сообщений, выделение основной идеи высказывания;

- использование приема активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника;

- развитие умения понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;

- развитие умения работать с информацией через установление логических причин, следственных связей, также умозаключений;

- развитие способности аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.

Игры: «Строим дом», «Что было бы, если…»

III. Третий этап посвящается автоматизации приобретенных умений и навыков на специальных занятиях и в условиях свободной деятельности, то есть умения говорить.

Чтобы решать поставленные задачи, необходимо сделать выработанные на предыдущих этапах коррекционного воздействия навыки произвольными. Для этого мы используем метод проблемных ситуаций. Попадая в коммуникативные ситуации, ребенку необходимо самостоятельно организовать свое поведение, учитывая интересы и эмоциональное состояние сверстников, применять адекватное правило и проявлять волевые усилия.

Считаю, что планируя коммуникативные ситуации в работе с детьми, необходимо придерживаться исследовательских методов, а не трансляцию знаний, которая является малопродуктивной в коррекционно-педагогическом процессе. Не исключена и полная импровизация общения. Это очень эффективный метод для развития коммуникативных умений. Главное – это создание речевого общения, взаимодействия, совместного решения поставленной задачи.

На занятиях я применяю различные задания: придумывание диалогов к картинке, разыгрывание ситуаций общения. После проведения игр и игровых упражнений действия и поступки каждого из детей необходимо анализировать, обсуждать разнообразные варианты выхода из создавшейся ситуации. Таким образом, на данном этапе дети должны овладеть следующими коммуникативными умениями: .

1. Собственно речевые умения:

• вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

• поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; (Наши правила речевого общения).

• проявлять инициативу в общении,

• переспрашивать;

• доказывать свою точку зрения;

• выражать отношение к предмету разговора,

• сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать;

• высказываться логично, связно;

• говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики и жестов.

Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, способствуя развитию коммуникативных умений в эмоционально привлекательной для детей форме.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Насекомые». Конспект логопедического занятия для детей с задержкой психического развития и тяжёлыми нарушениями речи 5–7 лет .

Мастер-класс «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» Мастер класс Уважаемые члены жюри и коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие музыкально - ритмических.

Психологическое сопровождение дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Важно, чтобы каждый ребёнок перед поступлением в школу имел равные стартовые возможности – это является воплощением идеи гуманистического.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в конфликтных ситуациях. В современном мире мы все чаще сталкиваемся с проблемами дошкольников в коммуникативной сфере. Дошкольники становятся заложниками технического.

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей дошкольников» Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий.

Консультация «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» Коммуникативные способности– есть важное условие развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава. Изучение процесса формирования коммуникативных умений у дошкольников.

Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи Русанова С. П. Учитель-логопед ЧДОУ «Православный д/с «Покровский». г. Белгород, Белгородский район. Важнейшие условия правильной речи.

Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников 1. «Царевна Несмеяна» Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими.

Влияние коллективных игр на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию коммуникативных умений ребенка. Возникают.

Библиотека изображений:
  • Лексика
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи.
Опубликовано: 27 ноября 2015 в 19:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Привить ребёнку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать»...
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Как приятно вновь, после отпуска и ремонта в ДОУ, посетить наш добрый сайт и оказаться в творческой атмосфере...
Конспект-занятия
Конспект – занятия в средней группе по теме «Овощи-фрукты» Программное содержание: Образовательные: -закреплять названия овощей и...
Проект «Перелетные птицы»
Проект в средней группе «Солнышко » МКДОУ № 196 «Перелетные птицы» Авторы : воспитатели Прилепко Е. А, Ожева Н. Н. Проект в средней группе ДОУ «Перелетные...
Конспект занятия «Волшебные свойства магнита»
Образовательная область: Познание. Цель: Расширение кругозора дошкольника по теме «Магнетизм» Задачи. Образовательные: Сформировать представление о...
Обеспечение условий в образовательной организации для полноценного развития детей в...
Памятка для самоанализа по теме «Обеспечение условий в образовательной организации для полноценного развития детей в соответствии с задачами ОП |ГБДОУ№. »...