Развитие конструктивного воображения у детей через работу с природным и бросовым материалом

надежда маслова
Развитие конструктивного воображения у детей через работу с природным и бросовым материалом

Важную роль я отвожу художественно-продуктивным видам деятельности.

Эти виды деятельности обладают широкими возможностями для всестороннего развития детей (умственного, нравственного, эстетического, коммуникативного и др.).

Учитывая, что художественно-продуктивные виды деятельности наиболее любимы детьми, опираясь на своё увлечение, взяла для более углублённой работы тему «Развитие творческого воображения через работу природным и бросовым материалом».

Подобрала и изучила литературу. Это методика по аппликации М. Гусаковой, по конструированию – З. В. Лиштван, по работе с природным материалом Э. К. Гульянц и И. Я. Базик, Ф. П. Филенко и др. Приобрела много книг, альбомов для использования в практической деятельности, для рассматривания, любования с целью развития интереса, желания создавать что-либо своими руками. Так же использую журналы «Дошкольное воспитание» и другую литературу.

Деятельность с природным материалом в основном реализую в форме кружковой работы с детьми своей группы. Но планирую и обучающие занятия для усвоения техники изготовления поделок, аппликаций всеми детьми. Кроме того, использую природный материал в других видах деятельности.

Флористика – это создание поделок и картин из природных материалов.

Поделки из природного материала, разнообразные по технике изготовления и материалу, необходимому для работы, можно разделить на две группы:

1) конструирование из природного материала;

2) аппликация из природного материала.

Конструирование – это художественная техника создания объёмных изделий путём соединения деталей друг с другом.

Аппликация – это художественная техника создания изображения путём присоединения деталей к фону.

Природа всегда была добрым другом человека. Красота её вдохновляла поэтов, художников на создание величайших произведений.

Умение видеть и чувствовать красоту родной природы нужно развивать у детей как можно раньше, т. к. чувства прекрасного, простой человеческой доброты закладываются именно в детстве.

Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремёсел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.

Природный материал, работа с ним – кладовая для развития фантазии,

творчества, воображения. Процесс изготовления поделок положительно

сказывается на развитии эстетических чувств, развивает навыки и умения,

мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность, что важно для подготовки к школе. Дети учатся самостоятельности, аккуратности, бережному отношению к материалам.

Расширяется кругозор, формируется любовь к природе, родному краю.

В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».

На основе общественного эстетически организованного труда людей исторически складывались традиционные ремёсла, художественные промыслы, которые и по сей день являются культурным достоянием, гордостью нашего народа. В. А. Сухомлинский, определяя роль эстетически содержательного труда, писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем

больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Поэтому считаю, что такие художественно-продуктивные виды деятельности, как конструирование, аппликация из природных материалов помогут во всестороннем развитии детей, в том числе в подготовке детей к обучению в школе.

В своей работе с детьми использую следующие методы, приёмы, способы:

- наблюдения в природе (как источник впечатлений, образов, как предварительная работа и т. д.)

- рассматривание природного материала (на что похоже);

- использование его детьми в играх (например, украшение «кулинарных» изделий из песка травинками, камушками, листиками и т. д.);

- использование природного материала в других видах деятельности (например, на занятиях);

- выкладывание узоров, изображений предметов на песке, асфальте из камушков, веточек, семян, плодов и т. д. ;

- в становлении различных видов художественного труда дошкольников велика роль декоративно-прикладного искусства, поэтому знакомимся с изделиями декоративно-прикладного искусства, предметами народных умельцев и промыслов;

- чтение произведений художественной литературы, стихов, малых фольклорных форм;

- рассматривание картинок, фотографий с изображением поделок из

природных материалов;

- рассматривание поделок, выполненных взрослым или старшими детьми, участие в изготовлении поделок взрослым (в виде «помощи»); - постепенный переход к созданию поделок, композиций, панно, аппликаций, букетов совместно взрослого с детьми и самостоятельно детьми;

- большое значение имеет сбор материала.

Во время сбора материала решаем задачи по охране природы, по ОБЖ. Берём то, что дарит природа – лучше то, что на земле. Не вырываем растения с корнем, не

берём много и т. д.

Детям нравится заниматься с природным материалом. Они с удовольствием рассматривают свои поделки и поделки других детей.

В группе создаю условия для работы с природным и бросовым материалом.

Я считаю, что через работу с природным материалом идёт приобщение детей к искусству, ремеслу и традициям народа и это имеет большое значение для эстетического, нравственно-патриотического, трудового воспитания.

Такие занятия, развивая творческое воображение детей, влияют на подготовку детей к школе.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

В преддверии светлого праздника Пасхи. СамоделкиВ преддверии светлого праздника Пасхи. Самоделки Выполняя самоделки из различных материалов развиваем художественно-творческие способности детей. Ручной труд является одним из видов трудовой.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Цветы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие конструктивного воображения у детей через работу с природным и бросовым материалом
Опубликовано: 11 марта 2015 в 20:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Конспект подвижной игры «Наседка и цыплята» для детей младшего возраста
Подвижная игра «Наседка и цыплята» Цель игры: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,...
Общеразвивающие игры на мостике для детей 1,5–3 лет
«Общеразвивающие игр на мостике» для детей 1, 5 – 3 лет. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Теплое время года...
Детский мастер-класс по изготовлению объемного яблока
Программные задачи: Упражнять детей в изготовлении объемной поделки ( яблоко) ;складывать детали заготовки пополам, проглаживая линию сгиба. Продолжать...