Приложение МААМ

Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе обучения математике

Светлана Шмойлова
Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе обучения математике
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня общеобразовательная школа является общественным учреждением, которое отвечает за качество человеческой истории. Центральное место в системе образования занимает развитие личности в рамках индивидуальных ресурсов обучающихся. Именно это положение ориентирует нас именно на внутренний мир ребенка, источник различных возможностей и способностей.

Публикация «Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе обучения математике» размещена в разделах

В настоящее время образование на всех ступенях находится на стадии модернизации, что порождает ряд проблем, но при этом являясь преимуществом. Во-первых, стоит отметить, что новые тенденции имеют цель актуализировать запросы современного общества, при этом сохранив тот положительный опыт, накопленный годами. Во-вторых, педагогам и родителям необходимо четко осознавать и понимать, что такие реформы имеют конечной целью и с помощью каких методик.

Рассмотрим новые стандарты образования с точки зрения результативности. Сегодня для школы важно не обучение знаниям как таковым, а личностный результат ребенка, то есть то, что с ним происходит в процессе обучения. Педагогу необходимо сформировать универсальные учебные действия, то есть умение применять полученный опыт на практике. Это качественное изменение предполагает переориентацию самого процесса обучения, акцентируясь не на прямой передачи информации, а создании условий для ее принятия, превалирование позиции ученика.

Для решения поставленных задач реализуется компетентностный подход, который предполагает именно личностную ориентированность, условия для формирования практических навыков. Реализация данного подхода возможна через технологию критического мышления, возникшей в конце прошлого века в США. Однако, прежде чем перейти непосредственно к раскрытию понятия критического мышления, давайте проанализируем понятие мышления в общем.

Мышление является формой отражения действительности, которая предполагает установление связи между познаваемыми объектами. Мыслить - это значит воспроизводить операции, опираясь на формальную логику. Познание окружающего мира опирается на восприятие и ощущения, а затем уже переходит к мышлению. Отсюда вытекает основная функция мышления - расширение кругозора, познание не только через чувственное восприятие, но и раскрытие содержания через умозаключения.

С помощью мышления мы отсеиваем различные случайные факторы, оставляя истинное содержание вещей, оперируем доступными понятиями, обобщаем и планируем.

С психологической точки зрения мышление рассматривается, как активное познание на основе совокупности умственных операций. Мышление - это умозаключения посредством синтеза и анализа.

Если говорить о критическом мышление, то здесь нет однозначных определений. Это понятие состоит из двух полюсов, составляющих единое целое. С одной стороны, критическое мышление предполагает конфликтность, несогласие, негативную оценку. Хотя, с другой стороны, включает в себя творческое мышление, позволяющее додумывать и создавать. Критическое мышление является открытой системой, которая образуется путем соединения прошлого опыта на новую информацию. Это универсальный способ получения новых, отличительных знаний и умений обоснованно высказывать мнения, строить логические цепочки и, что самое главное, применять все это в различных жизненных ситуациях. Благодаря критическому мышлению мы легко можем найти то оптимальное решение задачи, привлекая не только уже известные алгоритмы, но и находить упущенное звено, восполнить его и реализовать.

Использование в педагогической практике технологии критического мышления раскрывает множество ресурсов. Так, основываясь на гибкости, конструктивности, избирательности, критическое мышление становится надстройкой над творческим мышлением. Позволяет осознать продукт мыслительной деятельности, доказать его значимость и апробировать. Все это является мощным подспорьем для будущей реализации ребенка, его успешности.

Однако, критическое мышление не является данностью во всем его содержании, с ним необходимо работать и развивать. Именно с этой целью был выстроен целый ряд методического инструментария. Как и любая технология, ТКМ имеет четкую структуру, звенья которой логически связанны между собой и закономерны.

Критическое мышление - это один из способов думать и ему необходимо обучать. В основу такого обучение входит как раз создание условий, постановка задач для самостоятельного раскрытия возможностей ребенка, для поиска необходимых сведений. Ведь доказано, что проблемное обучение является одним из эффективных, так как решая проблему ребенок расширяет границы своего знания, привлекает дополнительные ресурсы. Он является инициатором своего собственного, уникального пути решения. В этом процессе как раз происходит проживания алгоритма, его подстройка под себя и осознание. Поэтому дальнейшее использование найденного решения в других ситуациях будет облегчать обучение.

Как уже говорилось выше, технология критического мышления пришла к нам из западной педагогики и психологии. Так, американский ученый М. Скривен, настаивает на том, что в современных условиях критическое мышления является ценностью, так как содержательно является навыком.

Саму технологию критического мышления разработали западные педагоги К. Мередит, Д. Огл, Д. Стил, которые говорили, что прежде чем с ней работать, необходимо диагностировать начальный уровень развития критичности ребенка, а затем уже систематически и целенаправленно обучать.

Процесс обучения посредством данной технологии представляет собой создание различных ситуаций, позволяющих активировать когнитивные процессы : мышление, внимание, память, восприятие. Через активный и открытый поиск решения, младший школьник не только обучается, приобретает новые навыки, но и самоутверждается, раскрывается.

Исходя из определения критического мышления, данная технология развивает мыслительные процессы, которые являются фундаментом для интеллектуального развития ребенка и в целом позволяет в дальнейшем формировать умения работы с информацией. Это и ее самостоятельный поиск, обработка, трансформация и применение.

Урок, построенный в ключе данной технологии, состоит из 3 основных фаз: вызов, осмысление (содержание, рефлексия.

На первой фазе учитель должен заинтересовать ученика, сформировать мотивацию, узнать уже имеющиеся знания по данной проблеме. В процессе работы над этим этапом у ребенка возникают и свои собственные вопросы, происходит осознание цели и результативности, желание найти ответы.

На второй фазе происходит работа и обработка информации. Ее сбор, анализ, структурирование, вычленение главного и второстепенного, оценка эффективности выбранных методов решения.

На последней фазе учеником производится самоанализ и подведение итогов, интерпретация.

Для повышения эффективности технологии критического мышления разработаны специальные приемы, такие как кластер, инсерт (чтение с пометками, верные и неверные утверждения, понятийное колесо, «Шесть шляп мышления», синквейн, таблица толстых и тонких вопросов и другие.

В современных социальных, культурных, политических и экономических условиях модернизация образования необходима. В новой системе стоят цели и задачи, отвечающие запросам современного общества, формирование личности ребенка, которая будет разностороннее развита. Выпускник начальной школы должен иметь не только определенный объем знаний, а умения пользоваться информацией, творить и сотрудничать.

Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста. Ведь такая работа обращена, прежде всего, лицом к ребенку, к его индивидуальности.

Литература:

1. Баракина, Т. В. Возможности изучения элементов логики на уроках математики и информатики в начальной школе [Текст] /Т. В. баракина // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №4. С. -33 – 37.

2. Иванова, Е. В. Развитие логического мышления на уроках математики [Текст]/Е. В. Иванова// Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №6. C- 59 – 60

3. Конева, С. А. Как развивать познавательные способности детей на уроках математики[Текст] /С. А. Конева// Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №10.C - 36 – 40

4. Тихомирова, Л. Ф., Развитие логического мышления детей [Текст]./Л. Ф. Тихомирова,А. В. Басов// - Ярославль: ТОО Академия развития, 1996. - 240с

5. Шамис, В. А. Критичность мышления как объект исследования:[Текст] /В. А. Шамис // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Материалы II Международной научно-практической конференции. В 5 ч. Ч. 5. / Отв. Ред. Н. Н. Болдырев. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. - 287-289с

Публикации по теме:

Изготовление Герба Прохоровского района.Изготовление Герба Прохоровского района. Здравствуйте уважаемые "МАААМовцы. Я работаю воспитателем в сельском детском саду. Заочно с вами я уже знакома давно, сайт замечательный,.

Поделки «Осенний букет», «Морское чудо»Поделки «Осенний букет», «Морское чудо» "Осенний букет", "Морское чудо" выполнили ученики 4 А класса специального (коррекционного) 4 вида. Руководитель - воспитатель продленного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе обучения математике
Опубликовано: 23 января 2014 в 09:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе обучения математике» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шмойлова (УИ 111454) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД