Развитие культурно-гигиенических навыков в процессе игры

Ирина Жаворонкова
Развитие культурно-гигиенических навыков в процессе игры

Охрана и укрепление здоровья детей, воспитание их культуры поведения – одна из важнейших задач нашего времени. Для получения положительных результатов потребуется множество условий и действий слаженной работы медиков, педагогов и родителей. М. И. Калинин утверждал: «Учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека».

Важную роль в формировании и осознании ребенком самого себя, играют культурно-гигиеническое обучение и воспитание:

укрепление и сохранение здоровья детей неразрывно связаны с их гигиеническим обучением, систематическим применением и усовершенствованием их гигиенических навыков. В процессе гигиенического обучения у детей необходимо сформировать и закрепить следующие навыки личной гигиены:

• умывание после дневного сна и после каждого загрязнения;

• мытье рук с мылом перед едой и после каждого загрязнения;

• мытье ног пред дневным сном, после прогулки в жаркое время года;

• полоскание полости рта после еды, использование зубной щетки для обработки полости рта перед сном;

• пользование расческой;

• использование носового платка по мере необходимости.

воспитание культуры поведения путем обучения и выполнения правил соответствующих нормам поведения, установленных в обществе. Формирование осознанного отношения к нормам человеческих взаимоотношений, соблюдение которых проявляется уважением к окружающим;

развитие доступной для ребенка трудовой деятельности – самообслуживания (умывание, расчесывание, одевание и другие). Формирование гармоничного отношения к своему труду и к труду других людей. В процессе трудовой деятельности у ребенка формируется сила воли, стремление довести дело до конца. Ребенок, оценивая результаты своего труда, сравнивая с результатами других детей, делает соответствующие выводы, у ребенка развивается самооценка и анализ действия. Он стремится к более качественному и быстрому выполнению заданий. «Конечная цель всякого воспитания – воспитание самостоятельности посредствам самодеятельности» - утверждал А. Диетервег.

Формирование характера человека «Самая важная часть воспитания – образование характера» - провозглашал К. Д. Ушинский. Навык ставший потребностью – это привычка. Навыки как и привычки, объединяясь между собой, переходят в черты характера. Навыки умывания, причесывания, одевания и другие, объединяясь между собой перерастают в привычку быть аккуратным лично, а также в своих делах и деятельности, уважительно относиться к труду других людей, приучают ребенка к чистоте и порядку; Формируют у ребенка основы эстетического вкуса, развивая его самооцену к своему внешнему виду в процессе обращения изменений на его внешний вид, сравнивая его с другими детьми, делая ненавязчивые выводы. Таким образом у ребенка формируется критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Сформированные навыки и привычки расширяют границы самостоятельности и активности ребенка. «Привычка – «вторая натура» человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков, именно и дает нам эту вторую натуру» - провозглашал В. М. Бехтерев.

Важное место в гигиеническом обучении и воспитании занимает дошкольное учреждение. По мнению Крупской Н. К.: «Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и т. д.».

Ученые В. И. Молчанов, Г. Н. Спиранский, М. С. Маслов, Н. М. Щелованов и другие внесли значительный вклад в культурно-гигиеническое воспитание детей. Опираясь на данные их исследований, обучение культурно-гигиеническим правилам и навыкам, скорректировано с программой по воспитанию и осуществляются в каждой группе в течении всего периода посещения детского сада, т. к. для усвоения правил гигиены и закрепления основных культурно - гигиенических навыков дошкольникам необходимо уделить немало времени и создать необходимые условия.

Условия успешного формирования культурно – гигиенических навыков у дошкольников:

рационально организованная обстановка (просторное, чистое помещение с необходимым инвентарем);

создание положительно эмоционального фона;

постоянство условий назначения и места, необходимые ему в течение дня вещи. Необходимо четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок и уборки и хранения;

обучение и усвоение правил личной гигиены. Необходимо, показывая и объясняя порядок действия при выполнении гигиенической процедуры, разъяснить значение данного навыка для ребенка и других детей, информировать о последствиях при не выполнении данной процедуры. Воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам;

создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению и другим навыкам способствует формированию первого вида трудовой деятельности – самообслуживанию.

соблюдение четкого распорядка дня. Режим дня предусматривает ежедневное четкое систематическое повторение гигиенических процедур, что способствует формированию культурно-гигиенических навыков, с последующим переходом в стойкие привычки. Соблюдение режима дня способствует всестороннему развитию детей, благодаря использованию каждого режимного момента для решения и усвоения поставленных задач, приучает ребенка к планомерности своих действий, воспитывает у детей организованность и дисциплинированность;

руководство взрослых. Разъяснение и показ упражнений, контроль за их выполнением и поощерение при достижении заданной цели. Личный пример т. к. дети наблюдательны и склонны к подражанию, взрослые должны быть эталоном культурно-гигиенического воспитания, подавая тем самым пример своим воспитанникам и их родителям;

согласованность в действиях и требованиях детского учреждения и семьи. В единстве семьи и дошкольного учреждения – залог гармоничного культурно-гигиенического развития детей.

В основе дошкольной педагогики – формы мышления, которые определяют характер и способ деятельности в процессе обучения. К данным формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а главными методами обучения являются наглядный, словесный, игровой и практический методы, которые включают в себя показ, объяснение, выполнение упражнения, используя при этом художественное слово фольклора, книг, иллюстраций, инсценировки стимуляция ребенка поощерением, настроить на положительные эмоции. Усова А. П. отмечала воспитательное влияние игр: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум работает живо и энергично, действия организованны». Сухомлинский В. А. в своих трудах писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Дидактические игры, игровые приемы и задачи вносят разнообразие в процесс обучения, повышая тем самым восприимчивость и занимательность детей. В процессе игры дети раскрываются, преодолевая состояние неловкости и неуверенности в себе. Формируя культурно-гигиенические навыки, дидактические игры развивают стремление делать все сообща, укрепляют социальные чувства и эмоции.

При формировании необходимых навыков и обогащении культурно – гигиеническими знаниями, в процессе повседневной работы с детьми, цель воспитателя довести их выполнение до автоматизма, чтобы их применение стало естественным и с возрастом совершенствовалось. Э. Хабборд правозглашал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят»Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят» Цель: формирования позитивного отношения к культурно-гигиеническим навыкам. Задачи. - Усвоение элементарных знаний о навыках здорового образа.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Развитие культурно-гигиенических навыков в процессе игры
Опубликовано: 13 декабря 2019 в 18:40
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
29 января. День А.П.Чехова на МААМ

29 января — день рождения А.П.Чехова. Писателя, которого Лев Толстой называл несравненным художником, чье творчество понятно каждому человеку. Популярность Чехова в мире такая, что его пьесы ставят на...

28 января. День рождения конструктора Лего

Основа у многочисленных и многообразных наборов конструкторов Лего одинаковая – это кирпичик, представляющий собой полый пластмассовый блок, который можно соединять с другими такими же кирпичиками при...

Фотоотчет беседы об Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб» с детьми...
Задачи: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда; развивать у детей способность сопереживать; воспитывать...
Фотоотчет о занятии кружка во второй младшей группе с использованием кинетического...
Цель: продолжать знакомить детей с кинетическим песком. Задачи: Воспитательные: -обогащать тактильный опыт детей; -развивать мелкую моторику рук;...
Фотоотчет о выставке детского творчества в МДОУ «Детский сад «Улыбка»
Зима в этом году не удалась. На дворе январь , а изредко выпадающий снег тут же тает. Мечта детей слепить снеговика пока так и не осуществилась. Поэтому свои...