Приложение МААМ

Развитие личности дошкольника посредством приобщения к культуре родного края

Наталья Добрынина
Развитие личности дошкольника посредством приобщения к культуре родного края
▼ Скачать + Заказать документы

«Мы обязаны беречь единое культурное пространство страны во всем его многообразии, помогать сохранению богатых национальных традиций народов Росси» Д. А. Медведев

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Во многих психолого-педагогических исследованиях подтверждается, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности. Сегодня, как никогда назрел вопрос актуальности приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия в условиях дошкольного образования через развитие сознательного и уважительного отношения к прошлому, к национальной культуре, традициям, к родному языку. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности. Мы воспитатели детского сада, ведем каждодневную работу по приобщению дошкольников к национальной культуре, воспитанию любви к малой родине, знакомству детей с историей, культурой, костюмами, играми, традициями и обычаями, праздниками, народностями родного края. Ведь именно в детском саду формируется самосознание и закладываются первые представления о себе, образуются условные формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

Публикация «Развитие личности дошкольника посредством приобщения к культуре родного края» размещена в разделах

Наш детский сад участвует в региональном проекте «Дошкольник Белогорья» («Создание региональной системы личности развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»). Цель этого проекта обеспечение познавательного развития дошкольников на основе традиций Белгородской области, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Задачи проекта - приобщение к традициям Белгородского края, традициям семьи, формирование чувства патриотизма, толерантного отношения к людям населяющим нашу многонациональную Белгородскую область, приобщение к изучению родного края, воспитание к бережного отношения к природе и результатам труда людей. Изучая традиции мы формируем у дошкольников интерес к родному краю. Ведь наши традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению и сохраняются длительное время. Это наши обычаи, обряды, идеи, нормы поведения. Основными элементами русской народной культуры являются ритуалы. Дословно переводя с латинского – обряд (система действий со строго установленным порядком). Ритуал имеет важное значение в жизни каждого человека, в том числе и дошкольника. Мы используем утренние и вечерние ритуалы. Утренний выполняет эмоциональные функции, мы с детьми берёмся за руки, здороваемся, улыбаемся, желаем доброго утра. Получаем эмоциональный настрой, позитив на целый день. Обговариваем тему, событие дня. Вечерний ритуал помогает подвести итоги, помериться, проанализировать ошибки и главное их принять. С начало всё это вызывало трудности, постепенно это вызвало интерес, а сейчас не только с удовольствием выполняют, но и вносят свои новшества. Такой ритуал помогает в организации образовательного процесса, дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными способными к сотрудничеству. А кукла Белгородочка помогает во всех начинаниях. Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры осуществляется по календарно - тематическому планированию, разработанному на основании актуальных образовательных программ. По проекту «Дошкольник Белогорья» разработаны дополнительные программы по всем областям с учетом особенностей возраста. В дошкольном возрасте преобладают предметная и игровая деятельности; формируются познавательная и творческая. К пяти годам ребенок овладевает широким кругом знаний, умений и навыков, появляются оценочные суждения и познавательные интересы. Через народные игры, игровой фольклор ребенок незаметно усваивает народные образы и символику, легче запоминает язык своего народа, что является основой интереса к народной культуре и развивает патриотические чувства у дошкольника. Необходимо помочь детям найти место в их еще не окрепших душах для патриотизма и гражданского сознания, подготовить к дальнейшей жизни в обществе, чтобы дети имели элементарные представления об истории своего края, знали и чтили обычаи и традиции, не стеснялись народных костюмов и праздников. В группах сформированы патриотические уголки к (в различной сменной наполняемости с учетом возраста детей, времени года, изучаемой темы и т. д., но у нас они дополнены куклами в национальных костюмах. На базе ДОУ есть мини-музей национального быта, где собраны подлинные предметы национального быта (или их имитация, национальный костюм, примеры рукоделия или изделия популярных ремесел края. И конечно ценными являются мероприятия, организованные совместно с родителями, т. к. на семейных посиделках родители делятся своими традициями и умениями, есть возможность погрузиться в прошлое наших предков. Такие мероприятия приносят большую пользу в воспитании будущего поколения. Ведь наш Белгородский край очень богат традициями.

Работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны необходима и очень интересна. Давая детям знания об истоках народной культуры, мы развиваем у детей самосознание принадлежности к нации, а значит, воспитываем в них уважение к своему народу, даем осознать важность сохранения именно наших русских традиций и обычаев. Прививаем любовь к родному краю, его природе и красоте. Стараемся привить уважение к людям и их труду, к соблюдению определенных норм поведения в обществе. Так же формируем чувства причастности к духовному наследию прошлого, настоящего и будущего. Пока нашим детям будет интересно культурное наследие родной страны, сохранится культура и быт великого русского народа!

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Консультация для родителей «Приобщение ребенка к традициям и культуре родного края» Воспитание ребенка – это не только обучение его основным навыкам и знаниям, но и привитие ему любви к своей родине, культуре и традициям.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Ознакомление детей раннего возраста с природой родного края посредством проекта «Эколята-дошколята»Ознакомление детей раннего возраста с природой родного края посредством проекта «Эколята-дошколята» Я хочу поделиться опытом реализации проекта Эколята-дошколята в группе раннего возраста. Это всероссийский проект, направленный на воспитание.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие личности дошкольника посредством приобщения к культуре родного края
Опубликовано: 29 апреля 2024 в 21:49
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие личности дошкольника посредством приобщения к культуре родного края» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Добрынина (УИ 337295) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД