Марина Захарова
Развитие логических способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие логических способностей у детей старшего дошкольного возраста
Развитие логических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование логического мышления детей.
Задачи: Формировать логические приёмы умственных действий у дошкольников: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. Развивать у детей логическую речь (умение рассуждать, доказывать, произвольное внимание, познавательные интересы, творческое воображение.
Публикация «Развитие логических способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
Тест для оценки словесно-логического мышления.
1. Какое из животных больше – лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А вечером?
3. Днём на улице светло, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груши, слива, яблоки….- это что?
6. Что такое Москва, Санкт- Петербург, Минск, Киев?
7. Маленькая корова - это телёнок. Маленькая собака и маленькая овечка - это?.
8. Чем, похожи друг на друга молоток и топор?
9. Что общего между кошкой и белкой?
10. Что такое футбол, прыжки в высоту, плавание, теннис?
11. Какие ты знаешь виды транспорта?
12. Для чего люди занимаются спортом?
Примеры ответов:
1. Лошадь больше, чем собака.
2. Вечером люди ужинают.
3. Ночью на улице темно.
4. Трава зелёная.
5. Это фрукты.
6. Это города.
7. Это щенок и ягнёнок.
8. Это инструменты.
9. Это животные, имеющие лапы, хвост, шерсть.
10. Это виды спорта.
11. Необходимо назвать минимум 3 вида транспорта. 12. Чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми.
Логические задачи.
«Найди ошибку», «Какая фигура здесь лишняя и почему», «Найди, чем отличается».
Цель: развитие логического мышления, умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, рассуждать.
Ход работы: постепенно усложнять логические задачи: от нахождения ошибки, закономерности в 3-4 чередующихся фигурах к увеличению их количества и изменению характера.
Использовать вопросы для анализа задач: «Рассмотри и назови изображение на картине. Чем отличаются предметы, что в них одинакового? Какую фигуру нужно нарисовать следующей и почему? Обведи фигуры пальчиком, а потом скажи, какая лишняя?».
Задачки - рассуждалки:
1. На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан. Сколько стаканов осталось на столе? (Три.)
2. Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные вёдра без дна. А у девочек - маленькие, зелёные. Кто больше соберёт грибов? (Девочки.)
3. На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей лежит на столе? (На столе лежат фрукты.)
4. Летела стая гусей: два впереди, один позади, один впереди, два позади. Сколько было гусей? (Три гуся.)
5. От чего плавают утки? (От берега.)
6. На одном берегу цыплята, на другом - утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова? (Утята, цыплята плавать не умеют.)
7. Над рекой летели птицы:
Голубь, щука, две синицы,
Два стрижа и пять свиней.
Сколько птиц? Ответь скорей! (Пять.)
Игры и упражнения.
1. Словесная игра «Концовки».
Цель: уметь заканчивать предложение, начатое воспитателем.
Ход игры: называются предложения.
Если стол выше стула значит, стул… (ниже стола). Если диван шире кресла, значит, кресло… (кресло уже дивана). Если магнитофон меньше телевизора, значит, телевизор (телевизор больше магнитофона). Если диван мягче кресла, значит, кресло… (кресло жестче дивана). Если холодильник выше плиты, значит, плита… (плита ниже холодильника).
2. Словесная игра «Назови и объясни».
Цель: уметь правильно объяснять названия грибов, и какую пользу или опасность приносят людям или животным.
Ход игры: Взяли мы с утра корзинки
И пошли в лесок.
И нашли мы под осинкой
Маленький грибок. Какой? (Подосиновик.)
А у Пети с Васей
Руки словно в масле.
Отгадайте, малыши,
Какой гриб они нашли? (Маслёнок.)
Самый яркий и красивый
И полезный для зверей.
Не клади его в корзину:
Он опасен для людей! (Мухомор.)
Вопросы: Что это за гриб? Какую пользу приносит животным? Чем опасен для людей? Может ли быть полезен людям?
3.«Игра со счётными палочками»
Цель: учить составлять различные изображения, геометрические фигуры из счётных палочек. Развитие пространственных представлений, закрепление знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур.
Ход игры: составить прямоугольник из 6 палочек разделить одной палочкой на 2 равных квадрата, квадрат из 4 палочек - на 2 равных треугольника, прямоугольника.
4. «Игра составь картинку»
Цель игры: восстановить картинку, путём передвижения частей, используя пустую клетку.
Ход игры: показать картинку - образец и предложить составить такую же из частей. Можно предложить игровое поле с правильно расположенными первыми 2-3 квадратами.
5. Игра «Танграм»
Цель игры: учить составлять новые геометрические фигуры, из имеющихся по образцу и замыслу. Учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру - силуэт, ориентируясь на образец.
Ход игры: показывается образец фигуры - силуэта животного (зайца, рыбы, кошки, лебедя, вороны, утки). Рассматривается, из каких геометрических фигур он составлен (туловище, голова, уши, ноги). Надо назвать фигуру и её величину, так как треугольники, из которых составлен силуэт, разных размеров. После того как фигура будет готова, нужно рассказать как составили её, назвать расположение частей по порядку.
6. Игра «Небылицы»
Цель игры: уметь правильно и быстро находить ошибки в тексте и исправлять их.
Удивительная грядка
У меня на грядке
Крокодил растет!
А в Москве-реке
Огурец живет!
Я боюсь ребятки,
Что за этот год
Вырастет на грядке
Странный бегемот.
Осенью на грядке
Крокодил поспел!
Огурец в Москве-реке
Всех лягушек съел!
А в Москве-реке
Клюнет на крючок…
(Как вам это нравится)
Странный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет все в порядке!
Путаница.
Это стул - на нём лежат.
Это стол - на нём сидят.
Вот кровать - на ней едят.
В шифоньере гости спят.
В холодильнике платья висят,
А на диване продукты лежат.
Повар - неумеха.
Повар сварил из картошки компот,
От него у детей разболелся живот.
Повар сварил очень сладкие щи,
В щах апельсины и сливы ищи.
На блюдо сложил мясные конфеты,
Детей угостил шоколадной котлетой.