Приложение МААМ

Развитие логического мышления дошкольников с помощью нестандартного дидактического материала.

Елена Александровна Винокурова
Развитие логического мышления дошкольников с помощью нестандартного дидактического материала.
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие логического мышления дошкольников с помощью нестандартного дидактического материала.

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, так как развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.

Публикация «Развитие логического мышления дошкольников с помощью нестандартного дидактического материала,» размещена в разделах

Каждый ребенок с удовольствием участвует в играх, которые поддерживают его развитие физическое и духовное, а также развивают умственные способности. Игровое занятие – это самый лучший способ познания и понимания окружающего мира, и, следовательно, является неотъемлемой частью процесса социализации. Вот почему мы не можем отказаться от игр в процессе интеллектуального, эмоционального и социального развития каждого дошкольника. Во время игровых занятий дети разрабатывают стратегии действия, которые ведут их к решению проблем, одновременно развивая аналитическое мышление. Каждая игра дает много возможностей для размышлений, рефлексии, маленьких «изобретений». Понимание мыслительных процессов, связанных с действиями, становится огромным интеллектуальным достижением малыша. В процессе самостоятельных попыток, маленький человек учится гораздо больше, чем через пассивное прослушивание.

Игра – это форма деятельности, которая не имеет конкретного назначения. Часто она имеет хоть какой-то смысл, но основное ее назначение состоит в получении удовольствия. Именно поэтому, игровые занятия – это особый способ активного познания окружающего нас мира, и понимания реальности. В играх присутствует элемент символического отражения реальности. Игры обеспечивают процессы обучения в плане познавательном, эмоциональном и социальном. Во время игры дети сталкиваются с выдуманными испытаниями, которые хотя и отличаются от реальной ситуации в жизни, но содержат определенные ее аспекты.

С целью развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе я использую простые логические задачи и упражнения. Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.

Один из основных залогов успешного обучения детей - это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала. hello_html_77e96f29.png

На занятиях я большое внимание уделяю играм с логическими кубиками Дьенеша, которые стимулируют познавательную активность ребёнка. Они помогают детям

перейти от наглядно – образного к наглядно – схематическому мышлению, а затем и к словесно – логическому мышлению;

научиться оперировать несколькими свойствами предметов одновременно;

научиться моделировать разные множества с заданными свойствами;

понять сложные логические отношения между множествами.

Логические кубики Дьенеша нельзя просто отдать крохе для самостоятельных игр. Для начала следует вместе познакомиться с содержимым набора. В комплекте всего 48 фигур и среди них нет полностью одинаковых.

Весь процесс обучения дошкольников с помощью нестандартного дидактического материала идет через игру и игровые упражнения. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их, поскольку, анализируя игровую ситуацию, дошкольник должен прибегнуть к логике, оперируя образными моделями. Игры позволяют организовать сложный процесс освоения знаний в интересной для ребёнка форме, придавая умственной деятельности увлекательный, занимательный характер. Именно поэтому в процессе игры ребёнок может решить даже те задачи, которые в других условиях кажутся невыполнимыми.

Игры могут непосредственно включаться в занятие. Или проходить в свободное от занятий время индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Игровые упражнения нужно проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.

Знакомство детей с геометрическим конструктором начинается с простых игр, которые помогают детям усвоить все свойства блоков:

«Построй домик для поросят» : прочитать детям сказку «Три поросенка», а потом предложить построить крепкий кирпичный домик Наф-Нафа. Задача усложняется тем, что кубики все немного разные по форме и размерам.

«Найди похожие» : попросить детей выбрать фигуры определенного цвета или формы.

«Угадай какой» : предложить ребятам выбрать с закрытыми глазами блок и наощупь определить его форму и размер.

Для дальнейших занятий следует усложнить задания. На данном этапе интересны следующие игры:

«Похожи и не очень» : предлагается сортировать кубики по одному или нескольким признакам, заданным на словах или при помощи карточки.

«Продолжи ряд» : необходимо выложить несколько фигур в цепочку, а ребенку нужно продолжить ее.

«Кто быстрее?» : выполнять задания на скорость – построить башню, найти нужную фигуру по описанию.

«Что лишнее?» : следует выбрать несколько блоков и попросить детей назвать лишнюю среди них, например, среди желтых фигур, будет одна красная.

«Что пропало?» : детям предлагается угадать спрятанную фигуру, задавая наводящие вопросы.

«Повтори» : дети выкладывают из блоков рисунок, предложенный им на картинке. В последствии задача усложняется и дети пробуют выложить картину по рассказу воспитателя, по окончании сверяясь с иллюстрацией.

В процессе выполнения заданий в младшем и среднем возрасте вводится игровая мотивация, в старшем возрасте - соревновательный элемент (кто быстрее составит, найдет, положит). Детям даются инструкция (целостная – для старших, расчлененная – для малышей, пояснения, разъяснения, указания о необходимости поискового подхода к решению задачи. Используется система наводящих вопросов, словесные отчеты детей о выполнении задания. Обязателен контроль над выполнением заданий и оценка, подтверждение правильности или ошибочности хода.

Публикации по теме:

Мастер-класс по изготовлению дидактического материала для развития логического мышления у дошкольниковМастер-класс по изготовлению дидактического материала для развития логического мышления у дошкольников Для изготовления нам понадобится: отрез однотонной ковровой дорожки, фетр (цветной) шаблоны из картона (геометрических фигур, клей.

Развитие логического мышления с помощью загадок Одной из основных задач ДОУ является развитие интеллектуально – ценностных способностей детей, как предпосылка к начальному образованию.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мастер-класс «Развитие интеллектуальных способностей и логического мышления у старших дошкольников» ЦЕЛЬ МАСТЕР КЛАССА: Повышение профессионального умения педагогов в работе с дошкольниками по развитию логического мышления в формировании.

Подготовка к школе. Развитие словесно-логического мышления В помощь родителям: игровые упражнения и вопросы для развития речи у детей при подготовке к школе. При поступлении в первый класс многие.

Развитие логического мышления дошкольников с использованием игрового материала Презентация " Развитие логического мышления дошкольников с использованием игрового материала" Именно с логического мышления начинается.

Проект «Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством игры» .

Развитие логического мышления посредством использования геометрического материала. Старшая группаРазвитие логического мышления посредством использования геометрического материала. Старшая группа Развитие у детей логического мышления – одна из важных задач начального обучения. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач.

Развитие логического мышления на основе дидактических игр с палочками Кюизенера в ДОУ И. В. Воронина Воспитатель МБ ДОУ ДС №64 «Пингвиненок» г. Нижневартовск Развитие логического мышления на основе дидактических игр с палочками.

Развитие логического мышления старших дошкольников в игре Вопросы развития элементов логического мышления у дошкольников интересуют меня давно. Работая с детьми подготовительной группы, я увлеклась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления дошкольников с помощью нестандартного дидактического материала.
Опубликовано: 21 сентября 2016 в 12:36
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие логического мышления дошкольников с помощью нестандартного дидактического материала.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Александровна Винокурова (УИ 802582) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД