Ирина Свиридова
Развитие логического мышления младших школьников через обучение рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы
Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления с речью, находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму. Мы всегда думаем словами, то есть мы не можем мыслить, не произнося ни слова. С помощью специальных приборов, регулирующих мышечные сокращения, отмечено, что во время протекания мыслительного процесса отмечается движение голосового аппарата, хотя человек этого не замечает.
Публикация «Развитие логического мышления младших школьников через обучение рассказыванию» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Начальная школа. 1-4 классы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Следует отметить, что речь является орудием мышления. Так взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух. И наоборот, когда в эксперименте у школьников фиксировался язык (зажимался зубами, количество и качество решенных задач ухудшалось.
Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах. В том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.
Словесно – логическое мышление начинает формироваться в возрасте шести-семи лет, так как к этому времени ребенок знает, использует и преобразует достаточно много понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольника, и тем более у детей младшего школьного возраста с различными нарушениями развития. Различные игры, конструирование, рисование, лепка, чтение, общение, необходимая коррекционная речевая деятельность, то есть все то, чем ребенок занимается до школы, развивает у него мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщения, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку.
Словесно-логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматическими формами создает предпосылки и для развития мышления.
Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Суждения связываются между собой, то есть между ними устанавливается временная последовательность и причинно – следственные зависимости. Очень важно развивать в ребенке умение соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей и обосновывать свои суждения причинно. Ведь одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним, а каждое новое предложение развертывало бы мысль, развивало сказанное или вносило новые факты и суждения.
Для развития мышления ребенка, начиная с дошкольного возраста важно, чтобы он научился делать умозаключения. Умозаключение – это способ опосредованного познания действительности. Так из суждения «Надвигается черная туча» извлекается мысль: «Сейчас хлынет дождь». В умозаключении всегда можно обнаружить причину и следствие. В примере «Надвигается туча» есть причина, а «Хлынет дождь» - следствие. Нетрудно обозначить здесь временную последовательность.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих способностей детей – это период от 3 до 9 лет. Именно тогда необходимо приложить максимум усилий для развития речи, восприятия, памяти, внимания, мышления. Если будучи школьником, ребенок не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть еще изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе формирования мысли в речевых формах. Недаром говорят, что кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Полную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда человек может выразить ее в ясной и понятной другим людям языковой форме.
Работа по обучению детей в начальной школе рассказыванию ведется с первого по четвертый класс, усложняясь год от года. Очень часто в первый класс приходят дети, совершенно не умеющие рассказывать не то что о картинке или предмете, а даже о себе, о произошедших с ними событиях. Особенно это касается детей с различными нарушениями развития, но и среди детей с нормой такое явление наблюдается все чаще. Причин этого много, но нам нужно работать над развитием речи – и, соответственно, мышления таких детей.
В школе в основном используется рассказывание по картинам. Картинный материал классифицируется следующим образом:
По формату – демонстрационные и раздаточные;
По содержанию – дидактические и художественные, дидактические в свою очередь бывают предметными и сюжетными;
По характеру изображения и по способу функционального использования.
Я бы хотела остановиться на двух видах рассказывания – составление рассказа-описания по предметной картине и по сюжетной.
При обучении рассказыванию, как и при любом другом, мы идем от простого к сложному. Самый простой рассказ – описание предмета, но и это часто вызывает у ребенка трудности. Сначала я даю детям образец рассказа-описания, мы выясняем, полный ли это рассказ, понятный ли, можно ли по этому рассказу представить предмет в полном объеме. Затем мы составляем алгоритм рассказа, шаблон, по которому дети будут работать самостоятельно. Шаблон мы зарисовываем на последней странице тетради, и каждый год он разный, потому что составляется совместно с детьми. Символами, которые придумывают сами дети, обозначаем пункты, которые должны быть в рассказе.
Когда детьми полностью усвоено составление рассказа-описания предметной картинки, можно переходить к составлению рассказов по сюжетным картинкам. Изображение при этом также усложняется постепенно, добавляются детали картины, элементы творческого рассказывания.