МААМ-картинки

Развитие логического мышления посредством игр Никитиных

Елена Есикова
Развитие логического мышления посредством игр Никитиных

1 сл. Какой настал век! Век развития высокого интеллектуального потенциала! Век людей, которые имеют не только глубокие энциклопедические знания, но и умеют мыслить неординарно, творчески, которые осознанно выбирают свое место в жизни, наперед планируют и прогнозируют свои поступки. Век информационных технологий и век людей, создающих новый мир. И эти люди наши дети. Они наше будущее, они наш интеллектуальный потенциал. В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, немаловажная роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника. Что это значит? Необходимо развивать логическое мышление! Именно оно является важнейшим моментом в процессе познания. Секрет многих успешных людей не в образовании и не в обширных связях, а в привычке включать голову и при необходимости мыслить логически. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства, и должно быть непринужденным.

Публикация «Развитие логического мышления посредством игр Никитиных» размещена в разделах

2 сл. Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т. д. Это им интересно, потому что они любят играть.

3 сл. Одним из таких средств мы считаем игры Никитиных. Почему Никитины? Да потому, что именно развивающие игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления. Они представлены в виде головоломок, нацеленных на узнавание и достраивание образов. «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и «Кирпичики» - самые известные «интеллектуальные игры» Никитиных. Но есть и другие: “Таблица сотни”, “Таблица Пифагора”, “Дроби”, “План и карта”, “Часы”, “Термометр”, “Узелки” и др. – то, что можно скорее назвать не играми, а игровыми пособиями, создающими “развивающую среду” для ребенка. Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов передачи информации.

4 сл. Главной особенностью развивающих творческих игр является то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельности по способностям, и имеют широкий диапазон трудностей (от 2-3 лет до взрослой жизни). Постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку подняться до потолка своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно. Этот «союз» позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием интеллектуального уровня ребенка:

1. во-первых, игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

2. во-вторых, их задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

3. в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

4. в-четвертых, игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

5. в-пятых, ребенок будет сам развиваться, принимать решения, сам все делать.

В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

5 сл. С какой игры начинать? Мы начинали в младшей группе с игры «Сложи квадрат». Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Получая части квадрата и задание, малыши начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. В целом, игра «Сложи квадрат» является чем-то вроде геометрической мозаики. Они понимают, что необходимо отбирать части по цвету или оттенкам цветов. Можно сосчитать количество сторон и углов. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

6 сл. Малыши решают эти задачки несколько лет, начиная с простых, и уже затем добираются до более сложных. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно (начали собирать квадраты из 2х частей, потом из 3 и в конце года из 4 частей ; и собирать без трафарета)

7 сл. В средней группе даем сложный вариант – разобрать по цвету и уложить в порядке номеров 10 квадратов, а так же собирать квадраты без трафарета и на время «Кто быстрее». Для развития творческого мышления игра «Составь заданный предмет» птицы, звери - накладывая на схему, по образцу, по воображению.

8 сл. В старшей группе - раскладывать не по цвету, а по номерам, чтобы помочь малышу усвоить нумерацию чисел от 1 до 24, и так же можно давать задание «на время», а игра «Составь из частей заданный предмет» дается уже не по расчерченной схеме)

9 сл. Подготовительная группа - и, наконец, вершина усложнения игры – придумывание и изготовление новых квадратов (разрезать, используя окружность и ее части или другие кривые; изменить число частей и т. д.) Сколько еще новых квадратов – головоломок можно создать!

10 сл. После того как освоены первые задания игры «Сложи квадрат», через неделю вводили следующую игру «Сложи узор».

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3-, и даже 4-х цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Сначала учатся по узорам – заданиям складывать точно такой же узор из кубиков (можно соревноваться с другими). Затем ставим обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменить сложность заданий в широком диапазоне.

11 сл. А затем постепенно ввели «Точечки», «Дроби», «Уникуб» и т. д.

В развивающих играх мы используем метод «Ледокола», или шаг назад – два шага вперед - так как он вселяет в ребенка веру в собственные силы и учит самостоятельности.

Большинство р/игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки – эту проблему мы решаем с помощью сказки: «Злая фея» смешала все квадраты…

12 сл. Однако «надо не только почувствовать, что дает каждая игра, но и узнать интеллектуальные возможности малышей, чтобы выбрать и дозу, и особенно время, когда вводить игру или пособие, а затем наблюдать и, конечно, стимулировать творческие достижения ребятишек» (Б. П. Никитин). СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Развитие логического мышления посредством элементарных математических представлений у дошкольников В. А. Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое.

Педагогический опыт работы «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» Видео Педагогический опыт работы Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Картотека игр на развитие логического мышления Игра «Расселили птиц». Цель: развивать логическое мышление. Игровой материал и наглядные пособия: 20 карточек с изображением птиц: домашних,.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления средствами логико-математических игр» На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте,.

Логический мини-квест. Развитие логического мышления и воображения дошкольников посредством конструктора «ARTEC BLOKS» Логический мини-квест «ARTEC BLOCKS»Конспект мини-квест игры. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное,.

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр Методическая разработка «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр» Цель. Повышение.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр 1. Условия возникновения, становления опыта. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного.

Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий- одна из основных методических проблем.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр, задач-шуток Зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Цель: создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи • Формирование мотивации учения, ориентированной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления посредством игр Никитиных
Опубликовано: 15 марта 2018 в 20:20
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД