Папки-передвижки

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через логико-математические игры

Кайтан Ия
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через логико-математические игры

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через логико-математические игры

Опыт работы воспитателя Кайтан И. М.

Актуальность

Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.

Публикация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через логико-математические игры» размещена в разделах

Весь занимательный математический материал мы разделили на три основные группы:

Развлечения. Логические игры. Дидактические игры и

упражнения.

Составили перспективный план на год, где игры выполняют роль дидактического материала как на занятиях, так и в свободное от занятий время.

С детьми С родителями

Диагностика математических способностей детей

Цель: изучение проблемы.

Беседы на тему: «Какие игры тебе нравятся»

Цель: выявить интересы детей.

Консультация для родителей «Роль игры в подготовке детей к школе»

Д/и «Какая фигура лишняя», д/и «Чего не хватает»

Цель: Учить находить по признакам нужную фигуру. Уметь обосновывать свой ответ.

Д/и «Встань там, где я скажу», д/и «Когда это бывает?»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве и во времени.

Консультация для родителей: «Что такое занимательный математический материал». Оформление папки- передвижки «Математическая игротека»

Д/и «Составь фигуру», д/и «Танграм».

Цель: Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру силэт по образцу.

Д/и «Пройди к флажку», д/и «Живая неделя»

Цель: Закреплять умение ориентироваться в пространстве и времени Совместная деятельность с детьми и родителями по изготовлению игр и пособий

Круглый стол «Руководство играми занимательного характера»

Д/и «Чего не стало?», д/и «Что где находится?», д/и «Отгадай, где это?»

Цель: Продолжать развивать способность концентрировать внимание

Д/и «Сложи узор», «Монгольская игра».

Цель: Развивать логическое мышление. Учить детей рассказывать о предпологаемом способе размещения фигуры Продолжать пополнять развивающую среду.

Мастер-класс «Как организовать игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений»

С целью стимулирования интеллектуального развития детей в группе оборудован математический уголок развивающих и занимательных игр

Работая над загадками, задачами-шутками, ребусами, мы ставили перед собой задачи развития произвольного внимания, нестандартного мышления, быстроты реакции, тренировки памяти.

Построение, содержание и вопрос в задачах-шутках необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу.

Например: тройка лошадей пробежала 5км. По сколько км. пробежала каждая лошадь?

На столе лежало 4яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? И т. д.

Такие задания мы предлагаем в начале занятия в качестве умственной разминки

Из всего многообразия логических игр наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Мы их объединили в 3 группы:

1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.

2. Задачи на изменение фигур, для решении которых надо убрать указанное количество палочек.

3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

Здесь важно соблюдать принцип последовательности: от простых действий к сложным, учить детей приемам самостоятельного поиска, не предлагая образцов решения.

Начиная работу с палочками, предлагали детям сначала самые простые задания:

построить из 5 палочек – 2 треугольника; из 7палочек – 2 квадрата

Из 7 палочек – 3 равных треугольника;

Далее задания усложнялись: для решения задач второй и третьей группы нужно было запомнить какие фигуры должны получиться и сколько

В фигуре из 5 квадратов

надо было так убрать 4

палочки,

чтобы осталось 3 квадрата

В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник

А в фигуре из 6 квадратов - убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 равных квадрата

Дети составляли домик из 6 палочек, а затем получали задание- переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок

Перекладывали 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону

В фигуре, напоминающей фонарь, было задание: переложить 4 палочки, чтобы получился четырехугольник, состоящий из 4 равных треугольников

На данный момент дети стали уже самостоятельно придумывать элементарные задачи на смекалку.

Используя логические игры, предлагали детям следующие задания:

1. Какая фигура здесь лишняя и почему

2. Найти сходство

3. Продолжить ряд

Задания более сложные: на основе сравнения выявить закономерность в расположений фигур и вместо знака вопроса поместить нужную фигуру

Использовали и еще один вид логических задач – задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой

Эти задачи решать можно на основе сравнения и обобщения фигур по горизонтали. Здесь в обучении главное внимание мы обращали на выработку у детей умения обобщать свойства одной и другой группы фигур, сопоставляя затем их обобщенные признаки.

Как эффективное средство повышения мотивации к обучению используем в работе с детьми кроссворды и лабиринты. Это вполне доступно детям. При этом мы закрепляем и проверяем знания после знакомства с какой-то темой

Показали детям различные варианты решения ребусов.

В занимательных играх «Танграм», «Листик», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат» дети учились составлять плоскостные изображения.

На первом этапе мы познакомили с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2 – 3 имеющихся новой.

2 этап – составления фигур-силуэтов по расчлененным образцам. Дети анализировали способ расположения частей, составляли фигуры-силуэты, ориентируясь на образец. Зарисовывали и клали в индивидуальную папку.

В дальнейшем перешли к более сложному заданию – воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным)

В последствии, дети начали упражняться в составлении изображений по собственному замыслу. Придуманные фигуры-силуэты дети зарисовывают, рассматривают и вкладывают в свою папку.

Провели совместно с родителями интеллектуальную игру «Умники и умницы». У родителей появилось представление об интеллектуальных способностях своих детей

Результаты работы

В ходе решения задач на смекалку, головоломок, ребусов, кроссвордов, лабиринтов дети научились планировать свои действия, обдумывать их, находить решения, проявляя при этом творчество.

У них появилось умение аргументировать свои высказывания, делать простейшие умозаключения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анкетирование родителей «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста» Анкетирование родителей «Развитие логического мышления у дошкольников»Уважаемые родители, с целью создания условий для всестороннего развития.

Дидактические игры для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 1.«Составь из палочек» Цель игры: Развивать логическое.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления средствами логико-математических игр» На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте,.

Консультация «Развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста» Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей. Развитие логического мышления – это залог.

Мастер-класс «Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников» Мастер-класс для воспитателей. «Логико - математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников». Актуальность.

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр Методическая разработка «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр» Цель. Повышение.

Педагогический проект «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей» Актуальность проекта: -ФГОС в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и.

Презентация «Развитие логического мышления через дидактические игры: палочки Кюизенера и блоки Дьенеша» Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Цель: создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи • Формирование мотивации учения, ориентированной.

Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через логико-математические игры
Опубликовано: 5 мая 2018 в 15:48
+142Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД