Арина Соловьёва
Развитие логического мышления у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством эвристических заданий
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Соловьёва А. Б.
Развитие логического мышления у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством эвристических заданий
Сборник для воспитателей дошкольных учреждений
Анжеро – Судженск, 2018 г.
Публикация «Развитие логического мышления у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством эвристических заданий» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Логическое мышление
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Соловьёва, А. Б. Развитие логического мышления у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством эвристических заданий [Текст] : Сборник для воспитателей дошкольных учреждений/ А. Б. Соловьёва. - Анжеро – Судженск: ГПОУ АСПедК, 2018.- 19 с.
В сборник включены задания для воспитанников дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по развитию логического мышления через использование эвристических заданий.
Сборник может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, родителям, а также студентам специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…. 3
Глава 1. Игры для дошкольников с ОВЗ…. ….4
1.1 Игры с использованием эвристического метода : погружение….….5
1.2 Игры с использованием эвристического метода : вживание. 6
1.3 Игры с использованием эвристического метода : символическое видение…. 8
1.4 Игры с использованием эвристического метода : образное видение…. 9
1.5 Игры с использованием эвристического метода : придумывание…. 11
1.6 Игры с использованием эвристического метода : «Если бы…»…. 13
1.7 Игры с использованием эвристического метода : эвристические вопросы…. …14
1.8 Игры с использованием эвристического метода : мозговой штурм…. …. 14
1.9 Игры с использованием эвристического метода : инверсия….15
Заключение…. …. …. …. 17
Список источников….…. …. 18
ВВЕДЕНИЕ
Для стабилизации успешной образовательной деятельности необходимым условием является развитие логического мышления, которое обеспечивает умственную работоспособность. Логическое мышление дошкольников в психолого-педагогической литературе изучено глубоко и всесторонне, но спорным остаётся вопрос об изученности логического мышления детей с ОВЗ, но это не значит, что его развитие не является актуальным. Развивать его нужно и полезно.
Как показывает практика, эвристические задания по развитию логического мышления практически не применяются или применяются редко. Таким образом, существует противоречие между пониманием необходимости развивать логическое мышление у дошкольников с ОВЗ, с одной стороны, недостаточным использованием воспитателями эвристических заданий, с другой стороны.
Разрешить противоречие мы можем через включение в практику работы воспитателей ДОУ эвристических заданий, способствующих развитию логического мышления.
Цель создания сборника игр: методическое обеспечение образовательного процесса средствами повышения уровня логического мышления через использование эвристических заданий.
В сборник включены игры, способствующие развитию логического мышления дошкольников с ОВЗ и с сохранным развитием с использованием эвристических заданий, таких как метод вживания, метод «Если бы…», метод эвристических вопросов, мозговой штурм, метод символического видения и др.
С помощью этих заданий воспитанники погружаются в игровую деятельность, тем самым развивая логическое мышление.
Достоинством данного сборника является вооружение воспитателей дошкольных учреждений практическими и методическими материалами для организации игровой деятельности на развитие логического мышления.
При создании сборника использовались материалы педагогических, психологических журналов и в большинстве наши собственные наработки.
Глава 1. Игры для дошкольников с ОВЗ
1.1 Игры с использованием эвристического метода : погружение
При такой форме обучения в течение некоторого времени происходит погружение, например, в определенное историческое событие или эпоху, в теорию, в творчество выдающегося человека. При этом обеспечивается личностное познание культурного, природного или другого образовательного объекта.
1.«В гости к писателю»
Цель: развивать логическое мышление, речь детей, способствовать освоению метода погружения.
Оборудование: иллюстрации произведений Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха – цокотуха», «Крокодил», стол оформленный как письменный. Презентация на тему творчества К. И. Чуковского.
Ход игры: «Ребята, сегодня мы с вами окажемся в особенном месте, но я вам не скажу, где именно, и к кому в гости мы пришли, вы сами догадаетесь, если будете внимательны и будете обращать внимание на предметы, которые вас окружают. Скажите, что вы заметили? Кому бы это могло принадлежать? А вы знаете автора этих произведений?»
Далее воспитатель проводит с детьми интерактивную викторину по сказкам К. И. Чуковского.
По такому же принципу может состояться знакомство с творчеством других писателей, предусмотренных программой обучения и воспитания в ДОУ. Главное, чтобы дети сами догадались, о ком идет речь.
1.2 Игры с использованием эвристического метода : вживание
Суть данного метода заключается в том, что ребенок пытается вжиться в объект изучения, познать и почувствовать его изнутри.
1.«Мы - цветы»
Цель: развивать логическое мышление, двигательные умения воспитанников, способствовать освоению метода вживания.
Ход игры:
- Ребята, давайте встанем в круг и представим, что мы с вами стали цветами. На нашей полянке ярко светит солнце, что будет делать цветок? Правильно высоко тянуть свои лепестки. Но вдруг, подул сильный ветер слева от вас, что будет с цветком? Куда он наклонится? А сейчас ветер дует справа от вас, куда наклонится цветок?
- А сейчас, представьте, что ветер прошёл, и на небе появилась туча, начался дождь, как поведёт себя цветок? Верно, он закроется своими лепестками. Итак, дождь прошёл, и наступила ночь. Ребята, скажите, что делают цветы, когда наступает ночь? Верно, закрываются лепестками».
2. «Мы - животные»
Цель: развивать логическое мышление, умение передавать повадки животных, воспитывать бережное отношение к живой природе.
Ход игры: «Ребята, скажите, каких диких животных вы знаете? Чем они отличаются от домашних? Я предлагаю вам поиграть в любимых ваших зверюшек. Назовите, каких животных вы для себя выбрали? Почему? Сейчас я буду говорить вам ситуации, а вы, изобразите их».
Далее воспитатель предлагает изобразить повадки, при которых: животное охотится, спит, ходит, играют и т. д. Или как изменится их поведение, если им понадобится спасаться от хищников?
3. «Мы - птицы»
Цель: развивать логическое мышление, умение передавать повадки птиц, воспитывать бережное отношение к живой природе.
Ход игры: воспитатель «Ребята, скажите, каких птиц вы знаете? А у вас дома есть птицы? Вы бы хотели сегодня побыть в роли птицы? Для начала, выберите для себя птицу, которой вы бы хотели быть. Каких птиц вы выбрали? Почему именно этих? А сейчас будь те внимательны, я буду говорить ситуации, а вы пытайтесь прожить их так, как бы это сделали ваши птицы. Представьте, что в небе ярко светит солнце и хорошая погода, что бы сделали птицы? Вдруг, на небе сгустились тучи, и загрохотал гром. Прошёл гром, но начался ливень. Ливень закончился, на небе снова появилось солнце. Вдруг, птицы заметили за собой погоню. Птицы, оказались у себя в гнезде, но оно было поломанным».
1.3 Игры с использованием эвристического метода : символическое видение
Дети наблюдают какой-либо объект с целью понять и изобразить его символ в любой форме (графической, словесной, схематичной и т. д.).
1.«Королевские художники»
Цель: развивать логическое мышление дошкольников, мелкую моторику, способствовать освоению метода символического видения.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям побыть в роли королевских художников, и нарисовать флаг королевства «Сказочное». Воспитатель обсуждает с детьми, возможные варианты того, что можно изобразить на флаге. Далее дети рисую флаг, при этом объясняя свои действия, приводят аргументы. В конце, когда дети завершили свои работы, воспитатель просить детей представить свой флаг, рассказать о нём и почему они представляют себе флаг королевства «Сказочное» именно таким.
2.«Рисуем сказку»
Цель: развивать логическое мышление дошкольников, мелкую моторику, способствовать освоению метода символического видения.
Ход игры: Воспитатель предлагает изобразить знакомую детям сказку «Заюшкина избушка» и пересказать её с помощью вспомогательных картинок, которые им можно сделать самим. Воспитатель приводит пример изображения героя –Зайца, и говорит, что его можно обозначить кругом, так как это отражает его характер, пугливый, при опасности сжимается в комок, потому и круг. Далее воспитатель предлагает найти символы и другим героям сказки. Педагог подводит детей к пониманию связи животного и символического изображения. Например, лиса- треугольник, потому что у нее треугольная мордочка. Медведь- квадрат, потому что он крупный, угловатый, и т. д. Петуха, воспитатель предлагает изобразить с помощью нескольких геометрических фигур. После того, как дети изобразили всех персонажей в виде геометрических фигур, воспитатель предлагает пересказать сказку по этим схемам.
1.4 Игры с использованием эвристического метода : образное видение
Воспитанники смотрят, например, на горящую свечу и пытаются увидеть и нарисовать те образы, которые они увидели.
1.«Клякса»
Цель: развивать логическое мышление дошкольников, воображение, способствовать освоению метода образного видения.
Оборудование: изображения с разными кляксами.
Ход игры: воспитатель «Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите? На что похожа эта картинка, это клякса, но если вы будете внимательны, то сможете увидеть разные образы. Кто и что видит?» Выслушиваются варианты ответов детей. Поощряется разнообразие вариантов, но дети должны видеть совпадение, а не просто называть то, что придет в голову.
Далее показываются разные по виду и цвету кляксы, в которых дети ищут совпадения.
2.«Рисуем облака»
Цель: развивать образное, логическое мышление, изобразительные навыки, дошкольников.
Оборудование: изображения картинок с разными облаками.
Ход игры: воспитатель, «Ребята, скажите вы любите смотреть на облака, когда загораете или из окна? А приходилось ли вам замечать в облаках, какие-то фигуры, игрушек или животных? Что вы замечали? Сегодня я приготовила для вас рисунки облаков, у каждого из вас они разные. Я предлагаю вам внимательно изучить своё облако, и увидеть, а затем с помощью карандашей изобразить то, что вы увидите, когда вы завершите свои работы, то расскажите о них и мы с вами оформим выставку».
3.«Геометрические фигуры»
Цель: развивать логическое мышление дошкольников, воображение, способствовать освоению метода образного видения.
Оборудование: геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги, прямоугольники.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям назвать все фигуры, которые они перед собой видят, затем просить найти сходство между геометрическими фигурами и предметами, которые нас окружают, приводит свой пример (прямоугольник похож на шкаф, телевизор, зеркало, скамья и т. д., затем просит дорисовать некоторые детали на геометрических фигурах, что бы получился какой-либо предмет.
1.5 Игры с использованием эвристического метода : придумывание
Детьми создается новый, неизвестный ранее продукт. Например, додумывается сказка, в которой произошел неожиданный поворот (Курочка Ряба снесла не 1, а 3 золотых яйца). При этом игра проходит в 3 этапа с последующим усложнением
1. «А что если…»
Цель: развивать логическое мышление, речь, способствовать освоению метода придумывание.
Оборудование: иллюстрации из сказки «Красная шапочка».
Ход игры: Детям читается сказка «Красная шапочка» в середине сказочного повествования воспитатель задаёт вопрос «А что если красная шапочка убежала от волка?». Далее каждый из детей высказывает свой вариант развития событий, опираясь на иллюстрации. В финале получается совсем другая сказка.
2. «Что было потом?»
Цель: развивать логическое мышление, монологическую речь, воображение.
Ход игры: Детям предлагается сочинить продолжение любой выбранной вами сказки. От предыдущего данный прием отличается тем, что классический сюжет сказки мы не меняем, а придумываем лишь продолжение истории, отталкиваясь от известных персонажей и событий.
3. «Салат из сказок»
Цель: развивать логическое мышление, память, воображение.
Ход игры: Дети сидят за столом. На магнитной доске иллюстрации из известных им сказок. Детям по очереди предлагается начать сказку, затем по очереди дети продолжают сказку, при этом смешивая героев и события из разных сказок. Детям предоставляется полная свобода воображения, но педагог должен в итоге рассказать новую сказку в логической последовательности, чтобы дети осознали, что у них получилось.
1.6 Игры с использованием эвристического метода : «Если бы…»
Дети рисуют или устно описывают картину о том, что случится, если в мире что-нибудь изменится (например, исчезнут слова, все люди переселятся на Марс, и др.)
1. «Люди и говорящие животные»
Цель: развивать логическое мышление, монологическую речь, воображение.
Ход беседы: «Ребята, скажите, у вас есть домашние животные? Какие? Как вы играете с ними? Представьте, что однажды ваши животные, научились говорить, как люди. Что бы изменилось в мире? Почему вы так считаете?»
2. «Люди и жесты»
Цель: развивать логическое мышление.
Ход беседы: «Ребята, представьте, что люди перестали говорить. Что изменится в мире? Как им научиться общаться? Как человек сможет выражать свои просьбы? Покажите своими жестами, как человек может попросить еду или воду. Как можно выразить желание пойти погулять? А как можно поздороваться или попрощаться? Сейчас я выберу водящего и он изобразит какую - либо просьбу, а вы угадаете и объясните, почему вы решили именно так».
1.7 Игры с использованием эвристического метода : эвристические вопросы
Задаются несколько ключевых вопросов: "Кто? Что? Где? Зачем? Как? Чем? Когда? И т. д. " для того, чтобы найти сведения о каком-либо объекте или событии.
1.«Мир живой природы»
Цель: развивать логическое мышление, речь, способствовать освоению метода эвристических вопросов.
Ход игры: «Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру и поближе познакомиться с миром живой природы, поговорить о комнатных растениях. Я буду поочерёдно задавать вам разные вопросы, а вы - отвечать и говорить, почему вы так считаете. Например, если я спрошу, что? Вы ответите - цветок? Я спрошу: где, и вы можете сказать о том месте, где вы обычно представляете себе комнатное растение. Например, что? (цветок, где? (на окне, что делает? (растёт, что будет, если не поливать? (завянет, почему? (не будет получать питание)».
1.8 Игры с использованием эвристического метода : мозговой штурм
Происходит сбор как можно большего количества мыслей, идей в ходе обсуждения.
1. «Герб города»
Цель: развивать логическое мышление.
Ход игры: Перед началом работы с детьми проводится беседа о чем-либо, например о гербах. У детей спрашивают, знают ли они, что такое герб, для чего он существует, что должно на нём изображаться. Далее предложить попробовать себя в роли художников и попробовать самим нарисовать герб города под названием «Математика». Но сначала перечислить как можно больше математических объектов для герба. Дети во время мозгового штурма перечисляют цифры, знаки, геометрические фигуры, а затем рисуют герб.
Данное эвристическое задание можно использовать во время любой НОД, главное выбирать ситуации из повседневной жизни, близкие быту детей, например, как спрятаться от дождя, от солнца, от ветра и т. д.
1.9 Игры с использованием эвристического метода : инверсия
Применяются принципиально противоположные альтернативные решения взамен стереотипных приемов.
1. «В закрытой комнате»
Цель: развивать логическое мышление дошкольников.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям, представить, что они оказались, заперты в комнате и им нужно выбраться из неё. Просит назвать варианты спасения, но уточняет, что они могут быть нестандартными и идти нужно от обратного, например, чтобы выбраться из комнаты, не обязательно сразу идти к двери, выход можно искать в другом, даже в окне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью создания нашего сборника игр являлось: методическое обеспечение образовательного процесса средствами повышения уровня логического мышления через эвристические задания.
В ходе его апробации была выявлена динамика в развитии логического мышления, а так же экспериментально проверенно, что эвристические задания, предложенные в данном сборнике, положительно влияют на развитие логического мышления дошкольников с ОВЗ.
Уважаемые педагоги, Вы можете применять игры и упражнения в том виде, в каком они предложены, но и опираться на собственное творчество при модификации игр, их комбинации, усложнении или упрощении в зависимости от индивидуальных особенностей ваших воспитанников.
Удачи Вам в развитии памяти Ваших малышей!
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Сказки по- новому [Электронный ресурс]/ https://vytvoryandia.ru/ - Режим доступа: https://vytvoryandia.ru/ - Загл. с экрана.
2. Технологии эвристического обучения [Электронный ресурс]/ https://studbooks.net/ - Режим доступа: /https://studbooks.net/ - Загл. с экрана.