Получи документы

Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования в соответствии с ФГОС

Светлана Боровская
Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования в соответствии с ФГОС

Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Логика природы есть самая доступная для детей логика – наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род

К. Д. Ушинский

Публикация «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании дошкольников.

В. А. Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

Современный образовательный процесс дошкольных учреждений ориентирован на федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГОС, в которых указано на необходимость «построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми».

Реализация такой важной образовательной области как «Познание» в части развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы, как:

– исследование;

– проектирование;

– коллекционирование;

экспериментирование.

Эти формы работы позволяют обеспечить достижение интегративного качества выпускника дошкольного учреждения, которое определено в ФГОС как «Любознательный, активный». Данное качество характеризуется тем, что ребенок «…интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Способствуют развитию любознательности дошкольника следующие факторы :

1. Общение с ребёнком.

2. Большое значение для развития любознательности ребёнка имеет экспериментирование с природным материалом.

Задаче развития любознательности и активности в большей степени соответствует экспериментирование как форма детской познавательной деятельности и как метод ее организации (С. Н. Николаева, Н. Н. Поддъяков, Ф. А. Сохин и др.

Детское экспериментирование – это сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе экспериментирования дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности – от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы элементарного планирования, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т. п.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». Мы, придерживались определения, предложенного Н. Н. Подьяковым «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой».

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создавать модель явления и обобщать полученные действенным путем результаты, сопоставлять их, классифицировать и делать выводы о данных явлениях.

Работая с детьми, в условиях детского сада, мы сделали вывод, что для них характерно неустойчивое отношение к живой и неживой природе, отсутствует выраженная положительная направленность к этим объектам. Отношение к окружающему миру ситуативное. Дети, наряду с отдельными позитивными действиями, могут проявлять по отношению к объектам небрежность, даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединиться к неправильному поведению других. В связи с тем, что личный опыт детей беден, представления о природных объектах и их свойствах поверхностны, часто неадекватны. Живыми считают неживые объекты, имеют незначительные представления о нормах отношения к животным и растениям. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним, утверждая, что «так и надо».

Проведенная нами работа показала, что для детей старшего дошкольного возраста, экспериментирование является деятельностью, развивающей их любознательность, познавательную сферу, формирующей познавательные интересы, активность, самостоятельность, что в конечном итоге способствует успешной социализации детей в обществе.

Список литературы:

1. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.

2. Иванова, А. И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология» [Текст] / А. И. Иванова. – Новокузнецк, 1999.

3. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в дет-ском саду [Текст] / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 240 с.

4. Куликовская, И. Э., Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

5. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева. – М. : Издат. центр Академия, 2002. – 336 с.

6. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. [Текст] / Н. А. Рыжова, М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432 с.

7. Савенков, А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду [Текст] /А. И. Савенков. – Самара, Учебная литература, 2005. – 32 с.

8. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с.

Публикации по теме:

Развитие и коррекция устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе прогулок Вашему вниманию представляется работа на тему: «Развитие и коррекция устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе.

Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД Актуальность исследования. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся.

Развитие экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД Опытно-экспериментальное исследование «Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Консультация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в ходе детского экспериментирования» Формирование и развитие познавательного интереса у будущего первоклассника-это часть широкой проблемы воспитания его всесторонне развитой.

Педсовет «Интеллектуальное развитие детей среднего возраста в продуктивной деятельности в соответствии с ФГОС» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад №15» Интеллектуальное развитие детей.

Построение развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГОСПостроение развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий,.

Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных.

Родительское собрание на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 29 июня 2015 в 23:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД