Козлова Любовь Владимировна
Развитие любознательности и самостоятельности дошкольников средствами «образовательного геокешинга»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие любознательности и самостоятельности дошкольников средствами "образовательного геокешинга"
Аннотация: Статья посвящена современной инновационной технологии «Геокешинг». Раскрывает понятие и приёмы работы с данной технологией. Предназначена для воспитателей детских садов и родителей детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: геокешинг, поиск, дошкольники.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Публикация «Развитие любознательности и самостоятельности дошкольников средствами „образовательного геокешинга“» размещена в разделах
В современном мире обучение основано на «подражании», «повторении», это в большинстве случаев является причиной потери любознательности, снижения познавательной активности, способности самостоятельно мыслить, опираясь, непосредственно, на свой опыт, решать разнообразные задачи. Все это становится препятствием для развития исследовательской активности ребенка, что, в последствии, тормозит процессы самообучения и саморазвития.
Что же интересно ребенку? Ну, конечно же, игра, поэтому многие дошкольные организации в работе с детьми стали использовать геокешинг - игру, которая позволяет интегрировать разные образовательные области и физкультурно-оздоровительную работу.
Что же такое геокешинг? Он складывается из слов geo (земля) и cache (тайник, получается – «поиск тайника в земле». В России геокешинг появился в 2002 году.
Образовательный геокешинг является еще одним педагогическим инструментом в процессе воспитания и развития дошкольников.
Геокешинг предполагает и поисковую, и исследовательскую деятельность. Современные инновационные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников. Также это отличный способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями своего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира. Данную технологию можно использовать не только на прогулке, но и в любых режимных моментах. Дети с удовольствием уже в младшем возрасте справляются с задачей по поиску «клада».
Правила проведения образовательного геокешинга :
1) Создание тайников.
- тайник должен реализовывать какую-либо поисково-интеллектуальную задачу.
- задачи не должны повторяться или смешиваться
- одной задаче должен соответствовать только один тайник
- описание тайника должно быть подробным, четким и однозначным.
2) Приоритеты игры:
- создание привлекательных описаний, иллюстрированных фотографиями или видео
- активный здоровый образ жизни
- позитивные эмоции участника игры и организаторов
3) Правила игры
- командная игра
- точно следовать схеме маршрута
- отмечать пройденные тайники
- соблюдать все инструкции
Что может являться тайником? Что угодно – это может быть коробочка, пакетик, контейнер. В роли «клада» может выступить любой предмет : игрушки, сладости, канцелярские принадлежности, и даже слово (например, отгадка ребуса).
Методика проведения геокешинга :
1 этап – предварительная работа. На этом этапе создается маршрут, проводятся игры на отработку умений работать со схемой, ориентировки в пространстве.
2 этап – подготовительный. Здесь пишется сценарий, готовится все необходимое для проведения игры.
3 этап – проведение игры. Пора приступить непосредственно к поиску «клада». Ребята следуют схеме маршрута, отвечают на вопросы, выполняют задания, не забывая при этом отмечать пройденные тайники.
4 этап – отчет результата. Дети рассказывают (показывают) про все пройденные этапы, обобщают знания, полученные там, презентуют то, что получили в конечном счете.
В игре могут участвовать группы, микрогруппы, также возможно индивидуальное участие. К подготовке и проведению геокешинга можно также подключить родителей, которые также весело и с удовольствием проведут время со своими детьми.
Приведу пример игры, проведенной мною в подготовительной группе.
Конспект игры Геокешинг по теме «Растительный мир».
«Послание художника Пера»
Виды деятельности детей:
- игровая (дидактические игры и упражнения);
- коммуникативная;
- двигательная.
Место проведения: территория детского сада.
Цель: Расширять представления детей о разнообразии растительного мира.
Образовательные задачи :
Продолжать закреплять фонематическое восприятие
Закрепить умение соотносить звук и образ буквы
Закрепить умение детей ориентироваться на плоскости; счёт в пределах 10
Повторить понятия слева, справа, предлоги под, на, в.
Развивающие задачи :
Развивать мелкую моторику
Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно работать в коллективе.
Развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута.
Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.
Развивать внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций, инстинкт самосохранения.
Воспитательные задачи:
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
Доставить детям радость от участия в общей игре.
Интеграция образовательных областей :
Познание, речевое развитие, физическое развитие.
Методы и приемы:
1. Методы мотивации и стимуляции детей:
- вводная беседа (информационного характера)
- игровая мотивация
2. Методы организации деятельности:
- словесные (беседа, вопросы, объяснение);
- наглядные (демонстрация);
- игровые (игры и упражнения);
3. Методы контроля и оценки деятельности детей:
- рефлексия деятельности.
Материалы и оборудование:
План - карта, 3 конверта с заданиями, буквы итогового слова, карандаши, раскраски на тему «Растительный мир», письмо от художника Пера с приглашением на поиски клада
Ход игры
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня, придя в группу, я нашла конверт от художника Пера. Давайте его вскроем вместе!
Дети: Да.
В конверте лежат письмо и план – карта
Воспитатель: Друзья, смотрите, здесь какое-то письмо, предлагаю его прочитать.
Текст письма:
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Меня зовут Перо. Я очень люблю рисовать. Поэтому подготовил для вас сюрприз. Но мне пришлось его спрятать от проказницы Кляксы. Я вам нарисовал план – карту, чтобы вы смогли найти мой клад. Но чтобы Клякса не смогла воспользоваться моей картой – все задания я зашифровал. В каждом месте, отмеченном на карте, вы найдете конверт с заданием, выполнив его – вы получите подсказку, где спрятаны буквы. Когда вы разгадаете все задания, нужно будет составить слово из собранных букв. Это слово и укажет вам на то, где я спрятал свой сюрприз для вас. Желаю вам удачи. Надеюсь вам понравится. Художник Перо.
Воспитатель: Ну что, ребята, будем искать клад?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда давайте изучим карту, найдем отмеченные места и отправимся в путь.
На карте отмечены 3 места, где спрятаны конверты.
Где же спрятан первый конверт?
Дети: в нашей группе
Воспитатель: Давайте посмотрим вокруг и поищем конверт.
1 конверт. Что вы видите на картинках? (назвать, сделать классификацию, добавить еще по несколько названий в каждую группу классификации)
Задание: Составить слово по первым звукам.
У детей получается слово БАРАБАН, они находят в группе барабан и берут там две буквы КР.
Воспитатель: первые буквы найдены, отправляемся дальше. Где находится второй конверт?
Дети: в музыкальном зале.
2 конверт
Задание: в кроссворд надо вписать названия цветов.
Записав ответы, получится слово ЗАНАВЕС. За занавесом дети должны найти буквы АТЬ.
Воспитатель: где же нам искать третий конверт?
Дети: его надо искать на нашей уличной площадке.
3 конверт.
Задание: нужно ответить на вопросы, найти полученный ответ в таблице, посмотреть соответствующую ему букву и затем записать её в таблицу для ответов.
Вопросы:
1. Сколько веток на березе?
2. Сколько красных яблок на двух яблонях?
3. Сколько шишек собрала белочка в корзинку?
4. Сколько кленовых листьев справа от ствола?
5. Сколько желудей под дубом?
У детей получится слово ГОРКА, под горкой они найдут буквы ОВ.
Воспитатель: итак, ребята, все буквы найдены. Нам осталось составить из них слово и тогда мы узнаем, где же художник спрятал свой клад.
Дети складывают слово КРОВАТЬ, возвращаются в группу и находят в спальне под одной из кроватей коробку с раскрасками на тему «Растительный мир» (фрукты, овощи, ягоды, цветы)
Воспитатель: ну что, друзья, понравилась вам? Что понравилось больше? Были ли трудности?
Таким образом, мы видим, что дети дошкольного возраста познают мир в игре. В игре ребёнок приобретает социальный опыт, учится самовыражаться и технология «геокешинг» тому яркий пример.