Развитие любознательности, познавательной мотивации у детей дошкольного возраста через дидактические игры

Валентина Жилина
Развитие любознательности, познавательной мотивации у детей дошкольного возраста через дидактические игры

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

М. А. Сухомлинский

Внимание всего общества приковали к себе экологические проблемы. Пластмассовые отходы тяжело переработать. Конкретные примеры использования человеком пластмассовых бутылок, крышек, последствия этого воздействия (при сгорании они выделяют ядовитые газы) на природу, на здоровье людей и окружающую обстановку могут быть взяты на вооружение педагогами с целью формирования у детей ЗОЖ.

Яркость, таинственность пластиковых крышек очень подходит к потребностям детей, к их ожиданию праздника от каждого дня, постоянной готовности удивляться и радоваться. А уж стать самим чуть-чуть исследователем и экспериментатором…

В мире всё претерпевает изменения – новенькая игрушка стала набором отдельных деталей и наоборот детали превращаются в новую игрушку. Развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.

Мне очень понравилась идея развивающей игры из крышек от пластиковых бутылок. Такая игрушка как нельзя лучше подходит для развития мелкой моторики рук ребенка. Пытаясь закрутить или раскрутить крышку, прилагая усилия, ребенок будет тренировать пальчики рук. Кроме того, эта игрушка будет способствовать развитию координации движений, памяти, внимания, ребенок легче освоит знания цветов. Для достижения разных целей можно сделать различные игры.

Дидактическая игрушка «с цветными крышками и закручивающими предметами» - способствует сенсорному развитию ребенка, развитию речи, мышлению, логики, вниманию, памяти, восприятию, мелкой моторики, расширяет кругозор у детей 2-3 лет.

Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.

Развивается познавательная активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Играя, каждый ребенок понимает, что форма, величина, цвет- постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

У ребенка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность. Дети видят результат своего познавательного действия.

В процессе игры создаются условия для развития воображения и интеллектуального творческого саморазвития детей.

Педагогическая технология по ознакомлению дошкольников с крышками носит интегрированный характер в воспитательно-образовательном процессе. Поощряет детское экспериментирование, развивает навыки исследовательской работы.

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Почему же развитие мелкой моторики так важно?

В исследованиях М. Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки.

На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому важная задача - превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые понравятся именно вашему ребенку!

Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

Вместе с ребенком достаточно поиграть 10 – 15 минут 2-3 раза в неделю индивидуально или с подгруппой в утренний, вечерний отрезок времени, или во время непосредственной образовательной деятельности.

Предполагаемый результат:

развитие мелкой моторики рук;

• формирование логического мышления;

• обогащение словаря;

• подготовка руки к письму;

развитие наблюдательности;

• формирование представлений о цвете, форме, величине, количестве.

В своей работе я использую дидактические игры, которые учат детей ориентироваться в цветной гамме, дают понятие о величине (большой, средний, маленький, способствовать развитию моторики пальцев рук, учат решать логические задачи, развивают творческие способности.

Когда ребенок видит, ощупывает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей является наглядность.

Для изготовления игр я использую любые цветные крышки от пищевых продуктов.

"Но почему именно крышки?"- спросите вы.

Крышки легко брать руками, они не ломаются, поэтому их можно использовать долгое время. Из крышек от пластиковых бутылок можно сделать замечательные тренажеры для маленьких пальчиков. Для изготовления такого тренажера можно использовать и верхние части ненужных бутылок (горлышки).

Крышки от пищевых продуктов, а значит, допущены санитарными нормами.

Игры с крышками я включаю в занятия по развитию элементарных математических представлений, конструированию, а также и в свободное от занятий время. Применять эти игры можно в индивидуальной работе с детьми.

Чтобы ребенку было интереснее играть, придумайте какой-нибудь сюжет для игры, например по морю плывет корабль, светит солнце, летают птички. Под крышки можно «поселить» разных персонажей - нарисовать или наклеить картинки.

Едет поезд, растут деревья, бегают животные; машина едет по дороге, светофор. Картинки можно сделать из аппликации, а колеса, окна, сигналы светофора – из крышек. Картинку можно дорисовать фломастерами или дополнить наклейками. А чтобы игра служила дольше, обклейте картинки скотчем или заламинируйте.

Для изучения цветов можно наклеить цветы разного оттенка и подобрать к каждому по цвету сердцевину. Формировать цветовое восприятие можно и с простыми крышками, сортируя их по цвету. Возможно использовать разноцветные крышки вместо мозаики, составляя из них разные картинки и узоры.

Игра «Парные картинки» поможет развить у ребенка память. Ее тоже не трудно сделать самим. Для этого подберите крышки от бутылок, желательно одинакового размера и цвета. Картинки можно вырезать из азбуки или найти в интернете.

С маленькими детьми я начинала изучать цвет, с помощью крышек, нанизывать и приставлять крышки, что полезно для развития мелкой моторики. Очень важно развивать у ребенка мелкую моторику рук, ведь мелкая моторика рук связана с развитием речи. Научившись различать цвета и размеры, дети могут перейти "конструированию" несложных рисунков и орнаментов.

Крышки могут стать игровыми фишками для «бродилок», других настольных игр, даже шашками и фишками для нардов (нужно только набрать 2 комплекта одинаковых по размеру крышек двух цветов).

Игра "Собери гусеницу".

1 вариант: Логическая. Закрепляет представления детей о четырех основных цветах, развивает мелкую моторику. Я предлагаю детям рассмотреть головки гусениц разного цвета на крышках и побуждаю детей собрать гусеницу из цветных крышек.

2 вариант: Цифровая. Счет прямой, обратный. Найди пропущенные цифры.

3 вариант: Цветовая. Изучение основных цветов радуги. Классификация: холодные, теплые оттенки.

4 вариант: Театральная. Выложить по – порядку героев сказок "Колобок", "Репка", «Теремок».

5 вариант: Музыкальная. Разложить ноты по порядку. Классификация: музыкальные инструменты: духовые и струнные.

Игра "Часы".

1 вариант: правильно разложить цифры по циферблату.

2 вариант: вставить пропущенные цифры.

3 вариант: исправить ошибки в расположении цифр

Игра "Логическая цепочка". Формируется понятие ряд, столбец. Варианты игры: воспитатель убирает 1-2 или 2-3 крышки и прошу восстановить логическую цепочку. При этом ребенок объясняет свои действия. Другой вариант: разложить по-правилу 1 ряд – зеленые, 2 ряд – красные и т. д.

Игра "Придумай слово". Для детей 6-7 лет. Придумай слово из четырех букв, первая буква Л (лиса).

Похожая игра "Составь слово по картинке". Например: дана картинка "лисы". Нужно составить из букв слово "лиса".

Игра "Найди сюрприз". Поле может быть проще или сложнее в зависимости от возраста детей. Под крышкой спрятан сюрприз (конфетка или киндер - игрушка, дети должны говорить местоположения крышки, которую нужно открыть, например: верхний ряд, правая крышка. Воспитатель открывает крышку, проверяя угадал ребенок или нет.

Игра "Скажи, где находится" (могут быть картинки любых животных, предметов или растений). Воспитатель говорит: "Положи крышку с медведем во вторую строку по - середине" или поле заполнено воспитателям заранее "Скажи, где находится картинка с лисой", ребенок отвечает.

Игра "Заполни клеточки". Решение логических задач. Воспитатель раздает детям карточки с логическим заданием и предлагает внимательно их рассмотреть и затем заполнить пустые карточки - крышечками. В конце игры дети объясняют свои действия.

Игры несложно изготовить самостоятельно, проявив при этом фантазию и творчество.

Публикации по теме:

Акция «Пластиковая бутылка»Акция «Пластиковая бутылка» Акция проводится с детьми, родителями и педагогами всех возрастных групп ДОУ. Цель:Формирование экологической культуры и понимания о необходимости.

Рабочая программапо развитию мелкой моторики у дошкольников подготовительной группы. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики руки.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Развитие любознательности, познавательной мотивации у детей дошкольного возраста через дидактические игры
Опубликовано: 6 апреля 2015 в 11:43
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел

Пчелы обитают на Земле уже более 100 млн. лет — подтверждение тому найденный в Мьянме кусок янтаря с застывшей в нем пчелой. О древности пчеловодства говорят и наскальные рисунки. Медом платили налоги в...

20 мая. День Волги

От ручейка в Тверской области до огромной дельты в 180 км, впадающей в Каспийское море — такая она, самая полноводная и протяженная река из всех европейских рек. Сегодня Волга-матушка отмечает свой...

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация [с] — [ш]»
План-конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса на тему «Дифференциация С-Ш» Цель: учить детей различению изучаемых звуков на слух и в письменной...
Мастер-класс по изготовлению картины из соленого теста «Тепло маминых рук»
Мастер класс по изготовлению картины из соленого теста «Тепло маминых рук» В преддверии праздника посвященного Дню матери, мы с ребятами решили...
Перспективное планирование по рисованию для первой младшей группы на третий квартал...
Перспективное планирование по рисованию для первой младшей группы на третий квартал «Весна» Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для...